На поверхности болота I типа глубиной до 4,0 м допускается возведение земляного полотна для автомобильных дорог IV,V технических категорий при соблюдении следующих условий, направленных на повышение устойчивости насыпи. К таким мерам можно отнести: осушение болота; укладка грунта в тело насыпи на конструктивную прослойку из нетканого синтетического материала (НСМ); метод предварительной (опережающей) консолидации; метод временной пригрузки. В северных районах страны опробован метод промораживания болотной массы с сохранением мерзлоты в летний период.
Для повышения устойчивости насыпи, возводимой на поверхности болота, необходимо соблюдать следующее условие:
(4.2.2)
где hб - глубина болота под насыпью;
Н - высота насыпи, устраиваемая на слое торфа.
Конструкция поперечного профиля земляного полотна на поверхности болота I типа показана на рис. 4.2.1.
Рис. 4.2.1. Схема конструкции земляного полотна на болоте I типа без выторфовывания
Использование слабых болотных грунтов в качестве основания насыпи резко снижает объёмы земляных работ и, как правило, стоимость возведения земляного полотна. Поэтому данный вариант должен всегда рассматриваться как основной из конкурирующих [ 1 ].
|
|
Однако его осуществление требует выполнения дополнительных требований к земляному полотну:
- боковое выдавливание слабого грунта в основании насыпи в период эксплуатации должно быть исключено;
- интенсивная часть осадки основания должна завершаться до устройства покрытия (исключение допускается при применении сборных покрытий в условиях двухстадийного строительства);
- упругие колебания насыпей на торфяных основаниях при движении транспортных средств не должны превышать значений, допустимых для данного типа дорожной одежды.