Вступил в силу 1.07.02 (на всякий случай). Россия подписала Римский Статут 13 сентября 2000 года, но до не ратифицировала его. Юрисдикция- статут предусм уголо отв-ть за прест геноцида, прест-я п/в человечности, военные прест-ия, прест-ия агрессии. Геноцид – действия, направл на уничтожение какой-л расовой, нац, этнич или религ группы путем уб-ва, прич телес поврежденийЮ применения мер, направл на прекращ деторождения, мер по передаче детей из одной группы в др. Прест-ия п/в человеч-ти: истребление, порабощение, заключ в тюрьму или применение др жестоких методов лиш св-ды, изнасил-ия, обращв рабство, пытки, преслед по религ, культ, этнич мотивам др. Военные прест-ия- наруш законов и обычаев ведения войны. Ст 8 уст юрисдикцию суда над обшир перечнем военных прест-ий: нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года (умышл уб-во, пытки, бесчеловеч обращ и др.), умышл нападение на гражлд население, гражд объекты, применение яда или отравленного оружия и др. Для прил к отв-ти за военные прест достаточно единич случая. Суд осущ юрисдикцию в отн прест агрессии, как только на конф по обзору будет принято приемлемое положение, не ранее чем через 7 лет после вступления в силу статута. Суд обладает юрисдикцией только в отн прест, соверш после вступ в силу Статута. М/н уг суд действует только в случае, если гос-во, на территории кот совер прест или гражд кот явл преступник, не желает или фактически не может осущ расслед и выдвинуть обвинение. Однако, если следств и прокур деят-ть, предпринятая гос-ом, не соответ м/н процесс стандартам или имеет целью защиту связ с прест лица от юрис МУС, то МУС имеет право осущ правосуд по данному случаю. Суд не может автоматически осущ правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию; Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию; прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).В посл случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей. МУС состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. Примеры: 27.06. 2011 МУС выдал ордеры на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи, его сына и главы ливийской разведки, обвинив их в преступлениях п/в человечности.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.: обязанности государств по предупреждению пыток; преступления, подпадающие под эту Конвенцию; порядок расследования преступлений. Международный контрольный механизм по выполнению Конвенции.
пытка- любое действ, кот любому лицу умыш причин сильная боль или страдание, физ/нрав, чтобы получ от него или от 3 л свед или признания, наказать его за действие, +запугать или принудить + с ведома гос-ва или молчалив согл. Кажд гос-во приним юр админ судеб меры для предотвращ пыток. Ни в какое время они недопустимы. Приказ – не оправдание. Нельзя выдавать, если могу угрожать пытки. Уг отв за пытки или покушение на них. Если установлено что на терре гос-ва лицо подозреваемое – задержание+ предварит расследов+ уведом всех заинт гос-в. Если не выдают то судят по зак места пребыв. Данный вид прест включ в любой дог о выдаче между гос-вами. Если нет, то конвенц – основ для выдачи. Кажд гос-во обеспечив быстрое и непредвзят расследов.Компенсации жертвам пыток. Кажд гос-во предотвращ любые акты насилия и бесчеловеч отн не подпадающие под опред пыток, но соверш гос должн лицами, Созд комитет против пыток. 10 экспертов тайным голосов.срок полномоч 4 года. Кворум 6 чел, реш большинством присутствующих. Через комитет доклады гос-в участн конвенц. Кажд доклад рассмат комитетом, по нему мб замеч. Если в стране есть случае систематич примен пыток, то совмест изуч инф + комитет может направ 1 или неск членов для провед конфеленц расслед. По результатам замечания, которые рассмат совместно. Любой участн может подать заяв о несоблюд другому участ, если второе гос-во признало компетенцию комитета, затем если не решен вопрос в заяв, то в комитете рассмот, и затем закрытые засед и тд до вынесения решения. Не рассмат анонимные сообщения.