Общая характеристика основных международно-правовых актов в области защиты прав человека

Международные договоры о правах человека с точки зрения предмета правового регулирования можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют международные договоры, закрепляющие общие положения сотрудничества государств по определению стандартов прав и свобод человека. Опираясь на такие договоры, государства принимают свое национальное законодательство в этой сфере. Первым документом, в котором были закреплены международно - правовые гарантии прав человека, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В развернутом виде права человека получили отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Важную роль с точки зрения гарантий осуществления прав и свобод человека играют региональные договоры. В их числе Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Американская конвенция о правах человека, Африканская хартия прав человека и основных свобод.

Во второй группе договоры, касающиеся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека. К договорам этой группы можно отнести Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

В третью группу входят договоры о защите отдельных категорий индивидов. Примером таких договоров могут быть международные договоры о защите прав женщин, детей, а также договоры, регулирующие коллективные права (национальные меньшинства).

На международном уровне создана комплексная система защиты прав женщин. Международные договоры, касающиеся прав женщин, регулируют защиту их прав в политической, экономической сфере, в области образования и семейных отношений. В числе договоров этой группы – Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак и минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Конвенция об охране материнства.

Государства принимают на себя международные обязательства обеспечить права самой уязвимой категории – детей. Эти обязательства содержат Конвенция о правах ребенка, Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море, Конвенция о защите и сотрудничестве детей в области международного усыновления, Конвенция о гражданско - правовых аспектах международного похищения детей и др.

Четвертую группу составляют договоры о защите отдельных прав индивидов. В качестве примера можно привести международные документы, принятые в рамках МОТ по вопросам труда. МОТ устанавливает минимальные стандарты по вопросам свободы ассоциации: Конвенция МОТ № 87 (Свобода ассоциации и защита права на организацию), Конвенция МОТ № 98 (Право на организацию и ведение коллективных переговоров), Конвенция МОТ № 135 (Представители трудящихся), Конвенция № 117 (Об основных целях и нормах социальной политики), Конвенция № 130 (О медицинской помощи и пособиях по

болезни), Конвенция № 17 (О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве).

Сотрудничество государств в сфере трудовой деятельности и социальной защиты регулируется и на региональном уровне: Соглашения СНГ – О сотрудничестве в области охраны труда 1994 г., О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, 1994 г., О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов 1994 г.


58. Организационно-правовые механизмы защиты прав человека. Роль ООН в международно-правовой защите прав человека.

В соответствии с международными договорами сложилась определенная система межгосударственных органов, в функции которых входит международный контроль за деятельностью государств в сфере защиты прав человека.

В зависимости от того, какую сферу действия имеют нормы о правах человека и на какую территорию распространяется правовое регулирование, выделяются универсальная и региональные системы защиты прав человека.

Универсальная система защиты прав человека сложилась в рамках ООН, и в ней участвуют все государства. Универсальный механизм раскрывает деятельность международных организаций и системы их органов, наделенных функциями контроля за соблюдением прав и основных свобод и защиты в случаях их нарушения.

Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный совет, а также специальные органы: Совет по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств и др.

В рамках Совета Европы создана и функционирует эффективная система прав человека. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод создан Европейский Суд по правам человека.

Страны- члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств - членов СНГ. Комиссия СНГ по правам человека, созданная на основании ст. 33 Устава СНГ, наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами- членами в рамках Содружества.

Механизмы защиты в рамках различных международных организаций имеют много общего: доклады государств о принятых мерах по реализации прав человека ежегодные или по запросу уполномоченного органа, посещение экспертами организаций государств - участников, процедуры рассмотрения межгосударственных жалоб.

В компетенцию межгосударственных органов по правам человека входит рассмотрение споров о толковании конкретных положений международных документов по правам человека. Международные организации осуществляют также контроль за выполнением государствами рекомендаций, решений международных органов.

Наиболее эффективным является механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. Международные акты предоставляют право частным лицам обращаться с жалобой в международные органы.

На государства возложена обязанность обеспечивать права и свободы, изложенные в международно-правовых актах, каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией. Это значит, что данные права и их защита гарантируются всем лицам: гражданам, иностранцам, лицам без гражданства; защита прав не зависит от дееспособности лица, то есть заявителями в межгосударственные органы могут быть даже дети и инвалиды.

При обращении в межгосударственные органы по защите прав человека нет необходимости устанавливать между человеком и государством – участником такую юридическую связь, как «гражданство», «местожительство» или «местопребывание». Заявитель не обязательно должен быть гражданином государства- нарушителя. Следует отметить, что не имеет значения также, находится ли лицо, права которого нарушены государством, на его территории законно или нет. Заявитель не обязательно должен находиться на территории государства- нарушителя, он может быть в пределах третьего государства.

Достаточно того, что государство может осуществлять в отношении данного лица определенные властные полномочия.

В соответствии со ст. 34 Европейской конвенции Европейский Суд может рассматривать жалобы любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав. Индивидуальная жалоба может быть подана вместе с групповой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: