Сформулированные и провозглашенные права человека не стали, к сожалению, гарантией их соблюдения. По данным Организации Объединённых Наций, более чем в 100 странах мира нарушаются права человека, в том числе в государствах Европы, индустриально развитых странах [53, с. 26]. Обостряются конфликты, которые ведут к массовым и грубым нарушениям прав человека. Очевидно, что необходимы соответствующие механизмы, которые позволяли бы гражданам добиваться соблюдения и уважения своих прав.
Длительное время права человека оставались внутренним делом суверенных государств. Дань этому отдали и государства-учредители ООН. Статья 7 Устава ООН гласит: "Настоящий Устав ни в коей мере не даёт ООН право на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства…" [54, с. 11]. Однако реальная жизнь требовала иных подходов. Принятие многочисленных международных соглашений, охвативших важнейшие сферы применения прав человека, создало международно-правовую основу межгосударственного сотрудничества по правам человека.
Признание верховенства международной защиты прав человека способствовало пересмотру ряда доктринальных концепций относительно толкования важнейших институтов и принципов международного права. Это проявилось в:
а) сужении сферы действия принципа невмешательства во внутренние дела государства;
б) отходе от чисто этатистского понимания международной правосубъектности и распространении её, хотя и в весьма урезанном объёме, на индивидов, что ранее не признавалось доктриной международного права;
в) допустимости интервенции в гуманитарных целях при следующих условиях:
– с согласия законного правительства в случае угрозы иностранной оккупации либо опасности государственного переворота со стороны антидемократических оппозиционных сил;
– с целью защиты своих граждан, находящихся на территории иностранного государства с диктаторским режимом;
– при грубых и массовых нарушениях прав человека для восстановления попранных прав.
Международный суд ООН признаёт возможность интервенции с согласия законного правительства, что было зафиксировано в решении 1986 г. по иску Никарагуа против США.
Однако использование гуманитарной интервенции в практике государств не свидетельствует о создании обычной нормы международного права. По крайней мере, все факты применения гуманитарной интервенции (США: в 1965 г. в Доминиканскую Республику, в 1983 г. в Гренаду, в 1989 г. в Панаму; Вьетнам в 1978 г. в Камбоджу; СССР в 1979 г. в Афганистан; Франция в 1980 г. в Республику Чад) были осуждены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и расценены как вмешательство во внутренние дела.
Таким образом, гуманитарная интервенция допустима лишь в случаях грубейших нарушений прав человека. В этом случае любое государство может обратиться в Совет Безопасности ООН и требовать принятия мер для прекращения таких нарушений. Совет Безопасности может внести резолюцию о введении коллективных вооружённых сил на территорию государства-нарушителя либо уполномочить какое-либо государство на применение гуманитарной интервенции, как это было сделано в 1995 г. в отношении Гаити и в 1999 г. в отношении Восточного Тимора на территории Индонезии.
Однако ввиду наличия в Совете Безопасности ООН у его постоянных членов права вето, принять решение о гуманитарной интервенции практически невозможно. Поэтому на практике допускается индивидуальное применение вооружённой силы без санкции ООН. Например, для спасения жизни своих граждан, находящихся на территории иностранных государств, в случае захвата их террористами при попустительстве или неспособности законного правительства принять необходимые меры. Такая интервенция должна быть кратковременной и целенаправленной.
Недостаточная международно-правовая урегулированность вопроса о допустимости гуманитарной интервенции ведёт, как показывает практика, к неправомерным последствиям, делая их средством осуществления политических интересов, весьма далёких от защиты прав человека. Об этом свидетельствует бомбардировка войсками НАТО территории Югославии в 2000 г.
Под эгидой ООН создана обширная система международной защиты прав человека. В его Уставе говорится, что основная задача ООН заключается в том, чтобы "избавить грядущие поколения от бедствий войны" и "вновь утвердить веру в основные права человека". В статье 1 Устава говорится, что одна из целей Организации Объединённых Наций заключается в осуществлении международного сотрудничества в "поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия, пола, языка и религии".
Статьи Устава имеют силу нормативного международного права, поскольку Устав является договором и в связи с этим юридически обязывающим документом. Все государства – члены Организации Объединённых Наций должны добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу ООН обязательства, включая обязательства поощрять и уважать права человека, поощрять соблюдение прав человека и сотрудничать с ООН и другими государствами для достижения этой цели. Вместе с тем в Уставе ООН отсутствует определение прав человека и не устанавливается какой-либо конкретный механизм обеспечения их осуществления в государствах-членах.
Верховный комиссар по правам человека*. Пост Верховного комиссара по правам человека был образован в 1993 г. с целью координации и усиления роли ООН в деятельности по соблюдению прав человека. Назначаемый на четырехлетний срок Верховный комиссар выполняет широкий круг обязанностей: содействует защите и результативному использованию всех прав человека, поощряет международное сотрудничество в области защиты прав человека, активизирует и координирует работу по защите прав человека в рамках системы ООН, содействует разработке новых форм нормативных документов и способствует ратификации договоров по решению проблем в этой области. Верховный комиссар наделен полномочиями осуществлять ответные действия при серьезном нарушении прав человека и предпринимать шаги по предотвращению этого нарушения. Верховный комиссар организует консультативную и техническую помощь правительствам.
Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) является руководящим центром всей деятельности ООН по правам человека и служит секретариатом при таких подразделениях, как Комиссия по правам человека; наблюдательные органы за соблюдением договоров (комитеты экспертов, осуществляющие мониторинг соблюдения договоров); другие учреждения ООН по правам человека. Деятельность Управления финансируется из регулярного бюджета ООН и дополнительно за счет добровольных взносов государств или целевых фондов.
Первый Верховный комиссар начал работать в 1994 г. Под руководством и при содействии Генерального секретаря ООН Верховный комиссар представляет отчет о своей работе в Комиссию по правам человека и через ЭКОСОС выносит вопросы на Генеральную Ассамблею ООН. В своей деятельности по предупреждению нарушений в области прав человека Верховный комиссар ищет пути к диалогу со всеми правительствами. В рамках системы ООН эта деятельность направлена на усиление и модернизацию всей организованной структуры ООН по правам человека, чтобы получить максимальный результат. В 1998 г. УВКПЧ имело своих представителей в Бурунди, Камбодже, Демократической Республике Конго, Бывшей Югославии, Палестинском секторе Газа, Грузии (Абхазии), Малави, Монголии и Руанде.
Информация. Информационный и общеобразовательный материал по проблеме прав человека готовится УВКПЧ и Департаментом общественной информации ООН. Основной источник информации находится на сайте УВКПЧ (www.unhchr.ch).
В соответствии с международными конвенциями по правам человека в системе ООН были учреждены специальные органы. Таковым является Комитет по ликвидации расовой дискриминации, учреждённый в 1970 г. в соответствии со статьёй 8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками Конвенции из числа своих граждан. В соответствии с частью 2 Конвенции Комитет обязан: рассматривать доклады о принятых законодательных, судебных, административных или других мерах государств-участников, с помощью которых проводятся в жизнь положения Конвенции; делать предложения и общие рекомендации; содействовать решению споров между государствами-участниками относительно применения положений Конвенции; получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц или групп лиц.
В 1977 г. в соответствии со статьёй 28 Международного Пакта о гражданских и политических правах создан Комитет по правам человека. В него входят 18 граждан государств-участников Пакта.
Комитет призван: изучать доклады государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте; препровождать государствам-участникам свои доклады и замечания общего характера; регулировать споры между государствами-участниками относительно выполнения ими своих обязательств по Пакту, если эти государства признают компетенцию Комитета.
Согласно Факультативному протоколу к Международному Пакту о гражданских и политических правах отдельные лица, сделавшие заявления о том, что имело нарушение какого-либо из прав, изложенных в Пакте, и что были испробованы и исчерпаны все доступные внутренние средства, могут передать письменные сообщения на рассмотрение в Комитет по правам человека. Такие сообщения могут приниматься Комитетом лишь в случае, если государство-участник Пакта является также участником Факультативного протокола. Решения Комитета не имеют юридической силы, а носят рекомендательный характер.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, учреждённый в 1985 г., состоит из 18 экспертов-граждан государств-участников Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Он изучает доклады, представленные ему государствами-участниками, о принятых ими мерах и прогрессе, достигнутом в соблюдении прав, признаваемых в Пакте.
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин учрежден в 1982 г. в соответствии со статьёй 17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 23 эксперта Комитета избираются государствами-участниками Пакта. Основная задача Комитета – рассмотрение докладов о прогрессе, достигнутом в претворении в жизнь Конвенции.
Комитет против пыток создан в 1987 г. в соответствии со статёй 17 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. 10 экспертов Комитета избираются государствами-участниками Конвенции. Функции Комитета состоят в следующем: изучать доклады государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь положений Конвенции; проводить конфиденциальные расследования фактов систематических пыток, проводимых на территории государства-участника и другие, идентичные функциям других комитетов.
Комитет по правам ребенка создан в 1991 г. Группа трёх учреждена в соответствии с Международной конвенцией о пресечении преступлений апартеида и наказании за него. Назначается ежегодно Председателем Комиссии по правам человека и состоит из трёх членов Комиссии, которые также являются представителями государств-участников Конвенции.
Вопросами прав человека время от времени в разной степени занимается ряд органов Организации Объединённых Наций, в том числе Совет Безопасности, Совет по Опеке, Комиссия международного права и Международный Суд.
Ряд правозащитных органов функционирует в рамках Секретариата Организации Объединённых Наций. Среди них Центр по правам человека, находящийся в Женеве. Возглавляет Центр заместитель Генерального секретаря ООН по правам человека. Он оказывает услуги органам ООН, занимающимся правами человека; занимается исследованиями в области прав человека по просьбе заинтересованных органов; следит за осуществлением прав человека и готовит по этому вопросу доклады; руководит программой консультативного обслуживания и технической помощи в области прав человека, а также координирует связи по вопросам прав человека с неправительственными организациями, другими организациями и средствами массовой информации. Центр занимается сбором и распространением информации и готовит публикации.
Координирует программу в области прав человека и соответствующую деятельность в рамках Секретариата и системы Организации Объединённых Наций заместитель Генерального секретаря по правам человека.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также четыре специализированные учреждения системы ООН, а именно Международная организация труда, Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESKO), Всемирная организация здравоохранения и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Организации Объединённых Наций в рамках своей компетенции также занимаются правами человека.
Экономический и Социальный Совет ООН уполномочен проводить соответствующие консультации с неправительственными организациями. Определённой группе таких организаций предоставляется официальный консультативный статус. Неправительственные организации имеют право предоставлять заявления и информации в Совет по проблемам прав человека, которые подлежат рассмотрению на закрытых заседаниях Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Неправительственные организации представляют много полезной информации, тем самым повышая роль и облегчая задачу Организации Объединённых Наций в области прав человека.
Кроме разработки и принятия международных соглашений ООН проводит исследования в области прав человека, оказывает отдельным странам консультативную и техническую помощь. В ряде случаев осуществляются и контрольные функции за соблюдением государственных обязательств, взятых в соответствии с Уставом ООН и международными соглашениями.
В Декларации и Программе действий Второй всемирной конференции по правам человека признано, что:
- деятельность ООН в области прав человека рассматривается в качестве первоочередной задачи и она должна быть рационализирована и активизирована, с тем чтобы укрепить механизм ООН в этой области и достичь целей всеобщего уважения международных норм в области прав человека;
- универсальность прав человека и основных свобод носит бесспорный характер и священный долг всех государств выполнить свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод для всех в соответствии с Уставом ООН и другими международными документами;
- демократия, развитие и уважение к правам человека и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими;
- государствам следует искоренить все нарушения прав человека вызывающие их причины, а также устранить препятствия на пути осуществления этих прав;
- должны быть искоренены такие явления, как крайняя нищета, все формы расизма и расовой дискриминации, акты и практика терроризма во всех его формах и явлениях, незаконный оборот наркотиков, насилие по признаку пола, дискриминация национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств, инвалидов и др.;
- права ребенка должны стать одной из приоритетных целей действий в области прав человека в рамках всей системы ООН;
- система образования должна быть направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам;
- необходимо создать региональные и субрегиональные механизмы для поощрения и защиты прав человека.
Конференция признала необходимым усилить координацию деятельности в области прав человека в рамках системы ООН и рекомендовала Генеральной Ассамблее, комиссии по правам человека и другим органам и учреждениям системы ООН рассмотреть пути и средства безотлагательного и полного осуществления рекомендаций Конференции [57, с. 41-61].
Защитный механизм Организации Объединённых Наций в области прав человека играет огромную роль в решении возникающих в мире проблем. Однако эффективность его оставляет желать лучшего. Массовые нарушения прав и свобод человека всё ещё не искоренены, не все государства считаются с авторитетом ООН, не все ратифицируют соответствующие пакты и конвенции, не все страны признают контрольные органы ООН. Однако речь должна идти не об отмене сложившегося механизма защиты прав человека, а о его совершенствовании, разумном реформировании. И уж ни в коей мере права человека не должны использоваться в политической борьбе.
Система защиты прав человека создана и действует в Европе. В Хельсинском акте 1975 г. принципу уважения прав человека и основных свобод придан статус международного права и установлен баланс равноправного взаимодействия международной и внутригосударственной защиты прав человека. Венская встреча СБСЕ (1986 г.) сыграла переломную роль в хельсинском процессе. В нем появилось фактически новое направление – человеческое измерение. Если в хельсинском документе правам человека посвящался лишь один абзац, то в Вене была разработана конвенция и сформулированы развернутые положения о человеческом измерении СБСЕ. Удалось провести решения о прекращении радиоглушения, принудительного лечения людей в психбольницах, об освобождении политзаключенных и мн.др.
Венский итоговый документ СБСЕ 1989 г. закрепил обязанность государств "гарантировать эффективное осуществление прав и основных свобод человека". Этим было положено начало процессу утверждения главенствующей роли международных стандартов по правам человека.
Наиболее полно приоритет международных стандартов перед национально-правовым регулированием прав человека закреплен в документе Копенгагенского совещания - конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. Согласно документу, любое государство имеет право "свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы. Осуществляя это право, они должны обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с обязательствами по международному праву. Основополагающей целью правления государства провозглашаются защита и поощрение прав и свобод человека". Наилучшей формой правления признаётся правовое государство.
В качестве принципов организации государственного механизма указываются: свободные выборы; представительная форма правления с подотчётностью исполнительной власти избранным законодательным органам; обязанность правительства и органов государственной власти соблюдать конституцию; чёткое разделение функций между государством и политическими партиями; деятельность правительства, администрации, судебных органов в соответствии с законом.
Новацией современного этапа международно-правовой регламентации прав человека является разработка концепции прав человека, получившей отражение в Парижской Хартии для Европы 1990 г., Венской декларации 1986 г. и Программе действия, принятой на второй Всемирной конференции по правам человека в 1993 г.
Парижская Хартия для новой Европы, принятая СБСЕ в 1990 г., покончила с доктринальными разногласиями по вопросу происхождения прав человека, признав естественно-правовую теорию единственно приемлемой. "Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям …, – утверждается в ней, – их защита и содействие им – первейшая обязанность правительства". В то же время Хартия чётко определила, что "этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена и что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом".
Важную роль в утверждении приоритетности международной защиты прав человека явился Документ Московской конференции 1991 г. по человеческому измерению СБСЕ. В нём подчёркнуто, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства законов носят международный характер, представляют непосредственный и законный интерес для всех государств и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства".
В 1992 г. при СБСЕ создано Бюро по демократическим институтам и правам человека со штаб-квартирой в Варшаве, которое занимается вопросами проведения выборов, демократических реформ и прав человека. В этом же году учрежден пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, создана Парламентская ассамблея ОБСЕ. В 1999 г. ОБСЕ имела в различных странах Европы более 20 своих миссий [55, с. 58]. На счету ОБСЕ такие успешные операции, как урегулирование положения венгерского национального меньшинства в Словакии, устранение напряженности обстановки в Крыму, ликвидация кризиса в Таджикистане.
В 1995 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), перейдя на работу на постоянной основе.
На защиту прав и свобод человека соориентирован Европейский Союз. Еще в Договоре о ЕЭС (в ноябре 1993 г. Европейское Экономическое Сообщество переименовано в Европейский Союз) был закреплен запрет дискриминации человека по признаку национальной принадлежности, закреплены свободы передвижения граждан и трудящихся и их социальные права, свобода выбора местожительства, свобода движения услуг, право на охрану труда и здоровья, право на равную оплату труда, право на оплачиваемый отпуск. В 1977 г. по инициативе Европарламента ЕЭС было подписано Заявление об основных правах человека. В 1989 г. Европарламент принял два программных документа: Декларацию об основных правах и свободах, действующих на территории Сообществ, и Социальную Хартию (декларацию о социальных правах). Протокол о социальной политике и Соглашение, приложенные к Маастрихтскому договору и подписанные одиннадцатью государствами-членами (за исключением Великобритании), закрепили обязательства государств по выполнению Социальной Хартии.
Маастрихский договор стран Евросоюза расширил уже существующий каталог прав введением единого европейского гражданства, правом участия в муниципальных выборах для граждан Европы вне границ своих государств, правом на защиту прав для европейских граждан на территории третьей страны, правом обращения к омбудсмену, правом петиции в Европейский парламент и правом обращения в Суд. Иммиграционная политика и политика в отношении граждан третьих стран, правила предоставления убежища также стали предметом Маастрихтского договора.
Амстердамский договор, принятый странами Евросоюза еще больше расширил перечень основных прав и свобод и укрепил механизм их защиты в праве ЕС. Амстердамский договор включил в свой текст принцип из преамбулы Маастрихтского договора и теперь статья F начинается со слов: "Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также господства права – принципах, общих для всех государств-членов". Новеллой является и тот факт, что к государствам-членам, систематически серьезно нарушающим права человека, могут быть применены санкции, вплоть до исключения из Союза.
После вступления в силу Амстердамского договора к этому контролю можно было бы также отнести и политический контроль: государство-член, серьезно и постоянно нарушающее права человека, может быть лишено определенных прав, вытекающих из Договоров.
Нарушение прав и свобод, закрепленных в учредительных документах Евросоюза, само по себе составляет невыполнение обязательств. Если такое невыполнение констатировано, государство обязано пересмотреть свою позицию. В случае, когда государство упорствует и не подчиняется решению Суда, то оно платит штраф. Дело о выплате штрафа и его размере возбуждается Комиссией, а Суд, после короткого рассмотрения, соглашается с размером или пересматривает его, после чего выносится окончательное решение. Система штрафов была введена Маастрихским договором. Комиссия установила сложную систему соответствия штрафных санкций величине государства. Суммы штрафов довольно внушительные (например, 1,5 млн. евро в день для Германии), поэтому государства-члены стараются не давать повода для развития такого сценария.
Эффективную роль в утверждении и защите прав человека играет Совет Европы. 4 декабря 1950 г. Советом Европы была принята Европейская конвенция по защите прав и основных свобод человека вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Конвенция и подписанные позже дополнительные Протоколы к ней гарантируют в основном гражданские и политические права. Дополнительные протоколы к конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав. Но важность Конвенции состоит не в перечислении гарантируемых прав и свобод, а в механизме их защиты.
В соответствии с Декларацией были образованы Европейский Суд по правам человека и Европейская комиссия по правам человека. Европейский Суд мог принимать жалобы как от стран-участниц, так и от любого физического лица, любой неправительственной организации или группы частных лиц, если они являлись жертвами нарушения своих прав. Страны-участницы обязывались выполнять постановления Суда, а Комитету министров Совета Европы поручалось осуществления надзора за исполнением решений Суда.
Согласно новой редакции Конвенции в 1998 г. Европейская комиссия по правам человека упразднена и для контроля за соблюдением прав и основных свобод человека создан единый орган – Европейский Суд по правам человека, действующий на постоянной основе. Решение Суда, как и прежде, передается Комитету министров Совета Европы, который в свою очередь принимает решение, обязывающее государство-ответчика выполнить решение Суда и контролировать ход его выполнения. Закрепленная Конвенцией обязательная юрисдикция Европейского Суда является одним из основных преимуществ Европейской Конвенции перед другими документами, действующими в этой области [57, с. 10].
Жалобу в Суд может подать каждое государство-участник Конвенции, а также любое частное лицо, неправительственная организация или группа лиц, заявляющие, что они стали жертвами нарушения положений Конвенции любым из государств-участников. Государство не должно препятствовать использованию этого права.
Жалоба должна быть подана в шестимесячный срок после вынесения окончательного решения национальными судебными органами, если заявителем были исчерпаны все возможности удовлетворения жалобы в государстве. Это значит, что защиту прав человека в качестве первой инстанции обеспечивают национальные органы и в первую очередь национальные суды.
Суд не зависит от государств-участников; все судьи выступают не в качестве представителей того или иного государства, гражданами которого они являются, а в качестве экспертов, обладающих высокими моральными качествами и соответствующей квалификацией или признанной компетенцией. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы.
Существенное значение имеет то, что большинство понятий, используемых Конвенцией в изложении прав и свобод, получило свое дальнейшее развернутое толкование в решениях Европейского Суда. Суду приходится сталкиваться с нарушением прав, которые не фигурируют среди признанных Конвенцией. Решения Суда в этих случаях дополняют Конвенцию. Т.е. объем обязательств государств по обеспечению прав и свобод человека определяется не только текстом Конвенции, но и решениями Суда.
Авторитет Европейского Суда по правам человека во многом определяется тем, что его постановления являются окончательными и обязательными для исполнения. Практика Европейского Суда по правам человека оказывает огромное влияние на национальное право стран-участниц Европейской Конвенции.
С 5 мая 1998 г. по январь 2002 г. в Европейском Суде по правам человека было зарегистрировано около 5,2 тыс. жалоб, из них около 2,5 тыс. жалоб было рассмотрено на предмет приемлемости[5]. Статистика ЕС показывает, что в среднем только 10 процентов от всех зарегистрированных жалоб рассматриваются на предмет приемлемости Палатой ЕС, т.е. 90 процентов жалоб отсеиваются на предварительном этапе.
Но стороны могут прийти к дружественному урегулированию, которое подразумевает определенные шаги со стороны государств по восстановлению нарушенного права. При дружественном урегулировании заявитель может «торговаться» с государством для того, чтобы государство восстановило его права именно таким образом, который он считает наилучшим. Основным плюсом дружеского урегулирования для государства является то, что государство избегает опасности быть признанным нарушителем прав человека.
Главным достижением послевоенного периода в области контроля явилось принятие принципа права индивидуума привлечь к судебной ответственности государство в случае нарушений его фундаментальных прав. Таким образом, права человека получили юридический статус на двух уровнях – национальном и международном.
В конце прошлого века в Швеции и других скандинавских странах сложился институт омбудсмена – Уполномоченного по правам человека. Сегодня это общепризнанная и широко распространённая должность во многих демократических государствах. Особенность его статуса заключается в том, что он избирается или назначается органом государственной власти, но не подотчётен ему, независим в своей деятельности по защите прав граждан своей страны. Он имеет право выдвигать обвинения против должностных лиц (кроме членов правительства, депутатов парламента и членов муниципальных советов), совершивших грубое правонарушение. Любой гражданин, считающий, что власть поступила неправомерно, может направить омбудсмену письменную жалобу. Этот институт рассматривается во всех государствах как способ борьбы с бюрократией, обеспечения прав и свобод человека.