Принципы правового регулирования и реализации прав человека

Классификации прав человека

Тема 5. Основные права, свободы, обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации закрепляются основные (наиболее значимые) как для отдельного человека, так и для общества и для государства права и свободы. Отличие конституционных прав от любых иных прав заключается в особой форме их закрепления – в Основном Законе страны и в особой правовой охране. Как известно, нормы, закрепленные в главе 2 Конституции, не могут быть изменены иначе как в случае принятия новой Конституции.

Конституционные права и свободы человека и гражданина – это закрепленные Конституцией Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права неотъемлемые права и свободы принадлежащие каждому человеку от рождения либо в силу гражданства, обеспеченные принудительной силой государства.

Наиболее распространена классификация прав человека в зависимости от сферы действия прав – личные, политические, социально-экономические, процессуальные и коллективные права.

Известно также деление прав по историческим этапам их правового закрепления (поколениям прав человека). Исторически первые, в течение длительного периода с XIII по XVIII века, закреплялись личные, процессуальные и политические права (1 поколение). Социалистическое движение конца XIX – начала ХХ века привело к правовому закреплению социально-экономических прав (2 поколение), а после второй мировой войны стало актуальным закрепление коллективных (экологических, информационных) и культурных прав (права 3 поколения).

По характеру правовых предписаний иногда разделяют права на первичные (материальные) и вторичные (права-гарантии), обеспечивающие механизм реализации и защиты прав первой группы.

По источнику закрепления можно выделять внутригосударственные (конституционные) и международные права, хотя объем регулирования этих прав в большинстве случаев совпадает.

1. Конституция РФ (ч.1 ст.17 [21]) устанавливает, что права человека признаются (но не устанавливаются) и гарантируются согласно нормам международного права и в соответствии с положениями самой конституции. Данный принцип предполагает возможность использования в качестве источника правовых норм, гарантирующих права человека, не только внутригосударственное, но и международное право.

2. Перечисление прав в Конституции предусматривает неотрицание других общепризнанных прав (ч.1 ст.55 Конституции РФ). Однако в самом перечислении прав человека кроется определенное логическое противоречие. С одной стороны, в современном правоведении общепризнанно, что государство вправе вторгаться в частную сферу только в тех случаях, когда это предусмотрено и в пределах полномочий соответствующих органов. Более того, государство должно вмешиваться в индивидуальную свободу и общественные отношения только в тех случаях, когда это необходимо для выполнения функций государства. С другой стороны, само закрепление прав человека имманентно его ограничивает, очерчивает определенное юридическое содержание, которое зачастую зависит от того, как право сформулировано. Исходя из изложенных соображений, для обеспечения принципа «человеку разрешено все, что прямо не запрещено», необходимо перечислять не права человека, а права государства, пределы его вмешательства в сферу свободы индивида.

3. Неотчуждаемость прав человека (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ) Это один из фундамен­тальных принципов конституционного строя и конституционно-правового стату­са человека в демократических государст­вах. Он означает, что права человека принад­лежат ему от рождения, имеют естествен­ный характер, государство может лишь ре­гулировать их осуществление и устанавли­вать для них гарантии. Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Принцип означает также невозможность лишения индивида принадлежащих ему прав, в том числе и с его согласия.

Государство может исключительно на временной осно­ве ограничивать возможность осуществле­ния некоторых прав и свобод человека в период действия каких-либо режимов чрезвычайного положения. По окончании действия этих режимов права и свободы восстанавливаются в полном объеме[37]. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, специально пре­дусмотренные статьями Конституции - право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность част­ной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу пред­принимательства, право на жилище (так называемые абсолютные права и свободы), а также права, связанные с судебной защитой. Эти права, должны со­блюдаться при любых обстоятельствах. В случае объявления чрезвычайного положения в Российской Федерации, в Указе Президента о введении такого положения обязательно должен содержаться исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень временных ограничений прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и сво­боды человека и гражданина.

4. Осуществление прав не должно нарушать прав других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ). Этот принцип содержит как ограничение права, заложенное в самой его природе, так и запрет злоупотреблять своими правами. Под злоупотреблением понимается реализация права исключительно в целях причинить вред другим лицам и включает запрет совершать действия, прямо либо косвенно направленные против сложившегося порядка общественных отношений, общественных благ, а также общественной морали.

5. Права человека непосредственно действуют и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти (ст. 18 Конституции РФ) предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются основой для принятия решений государственными органами любого уровня. Они определяют смысл, содержание и применение законов в Российской Федерации. Органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, принимая какие-либо решения, обязаны руководствоваться закрепленными в Конституции положениями, регламентирующими права и свободы. Суды могут использовать ссылки на нормы Конституции для обоснования вынесенных ими решений. Граждане, обращающиеся за защитой своих прав и законных интересов в судебные органы, также могут ссылаться непосредственно на нормы Конституции. При этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют или нет законодательные акты, закрепляющие или конкретизирующие положения, предусмотренные Конституцией. Более того, конституционно закрепленные права и свободы являются правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые им противоречат.

Этот принцип, с одной стороны, сводится к прямому действию конституции, с другой стороны он выступает в совокупности с принципом ст. 2 Конституции в качестве критерия оценки деятельности государства и должен использоваться для толкования законов и иных правовых актов

6. Формальное равенство и запрет дискриминации (ст.19 Конституции РФ) означает равное установление прав и свобод, запрет произвольного применения закона, апартеида и т.д.. Принцип равенства включает в себя следующие аспекты: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод, независимо от национальной, социальной, политической, религиозной и другой принадлежности, равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины.

В то же время формальное равенство не требует создания условий, обеспечивающих действительное равенство (предоставление преимуществ более слабым, фактическое уравнивание означало бы «позитивную дискриминацию»). Признаки, по которым может осуществляться дискриминация, не исчерпываются перечислением в Конституции. Любое фактическое различие, если оно не связано с характером правоотношения (например, при приеме на работу – с характером выполняемых трудовых обязанностей) не должно иметь юридических последствий.

Традиционно конституционные права и свободы классифицируют по важнейшим сферам жизни общества на личные, политические, социально-экономические и культурные. Возможно, также выделение в отдельную группу экологических прав.

Личные права относятся к категории прав человека, то есть они никак не связаны с гражданством. Эти права неотчуждаемы, принадлежат каждому человеку от рождения и составляют основу всего правового статуса личности. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.

Личные права гарантируются ст.ст. 20-29 Конституции Российской Федерации и включают следую­щие:

· Право на жизнь (ст. 20)

· Право на достоинство личности (ст. 21)

· Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

· Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23)

· Доступ к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы человека;

· Неприкосновенность жилища (ст. 25);

· Право указывать и определять свою национальную принадлежность (ст. 26)

· Право пользоваться своим родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26)

· Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; право выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27)

· Свобода совести и свобода вероисповедания.

· Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания

Право на жизнь в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Закрепление права на жизнь предполагает целый ряд гарантий со стороны государства. Это и проведение государством миролюбивой политики, отказа от войн, запрет убийства и отказ от применения смертной казни. Этот вопрос особо оговаривается в Конституции Российской Федерации. Ст. 20 предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Право на жизнь также связано с обеспечением техники безопасности, охраны труда и предупреждением несчастных случаев на производстве. Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней. В конечном счете меры, направленные на развитие здравоохранения, в частности борьба с детской смертностью, также служат гарантиями провозглашенного в Конституции права на жизнь.

Ст. 21 Конституции Российской Федерации закрепляет право на достоинство личности. Ничто не может быть основанием для его умаления. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. сказано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости н всеобщего мира. Под достоинством понимаютвнутреннюю самооценку собственных качеств личности, ее спо­собностей, мировоззрения, своего общественного значения. Однако, это не только самооценка субъекта, но и совокупность объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.). Этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным и иным опытам.

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Каждый имеет право на свободу - конституционно закрепленное право каждого человека совершать любые действия, если они не противоречат нормам законов и не нарушают прав и свобод других лиц. Конституция предусматривает также институт неприкосновенности, который включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и моральную, духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности). Ч. 2 ст. 22 конкретизирует эти права, закрепляя, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только на основании судебного решения, до которого лицо может быть задержано не более чем на 48 часов.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, (ст. 23) предоставляют человеку возможность определить те стороны личной жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. В законодательстве определен порядок судебной защиты чести и доброго имени человека, включающий право на возмещение морального вреда.

Данное право гарантирует сферу неприкосновенности личности, свободную от вмешательства со стороны других граждан и государства (вмешательство может осуществляться (а) уполномоченными органами и должностными лицами, (б) в связи с обеспечением безопасности и другими случаями, указанными в законе и (в) с соблюдением установленной законом процедуры Вмешательство в частную жизнь оправданно, помимо соображений обеспечения безопасности, также защитой общественной нравственности.

Право на доступ к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы человека (ст. 24) – Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предумотрено законом.

Составной частью права на частную жизнь является право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) – жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

. Под жилищем понимают помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, санатории, дача, садовый домик и т. п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовле­творения других потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т. п.).

Право указывать и определять свою национальную принадлежность (ст. 26)

Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий. Национальность не может явиться основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий, или стать основанием для какой-либо дискриминации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и языка.

В современной науке национальность рассматривается исключительно субъективное явление, то, что существует исключительно в сознании личности как принадлежность к нации, в отличие, например, от расы, которая отличается некоторыми антропометрическими и иными особенностями. Право, закрепленное в конституции, предусматривает возможность по своему усмотрению указывать или не указывать свою национальность, а также право указать любую по своему выбору.

Право пользоваться своим родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26)

Это право закреплено в ряду статей Конституции. Так, согласно ч. 2 ст. 26, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 68 Конституции, посвященная государственному языку и языковым гарантиям для всех народов страны, гласит, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; право выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27). Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства предполагает право каждого человека свободно перемещаться по территории Российской Федерации и за ее пределами, свободно выбирать место жительства в пределах Российской Федерации. Право граждан России на выезд из страны может быть ограничено только в следующих случаях прямо оговоренных в Федеральном законе. Если гражданин:

- осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, или действуют иные договорные, контрактные обязательства, препятствующие выезду из России, до прекращения действия обязательств, препятствующих выезду;

- против него возбуждено уголовное дело - до окончания производства по делу;

- он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;

- он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств;

- он сообщил о себе заведомо ложные сведения;

- он приписан к призывному участку и подлежит призыву на действительную срочную службу - до прохождения действительной срочной военной службы или освобождения от нее в соответствии с российским законодательством;

- ему предъявлен гражданский иск в суде - до окончания производства по делу;

- он по приговору суда признан особо опасным рецидивистом или состоит под административным надзором милиции - до погашения судимости или прекращения надзора.

Важное место среди личных прав и свобод занимает свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции). Оно предоставляет всем возможность исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Государство отделено от церкви. В государственных учебных учреждениях предусмотрен светский характер образования, что, однако, не запрещает преподавания вероучений и религиозное воспитание детей, которые могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44 Конституции). Интеллектуальная собственность охраняется законом

Политические права, в отличие от личных принадлежат не каждому человеку, а гражданам государства и осуществляются они в основном коллективно, хотя закон и не запрещает реализовывать их индивидуально, но сложно представить себе, например, реализацию права на проведение митингов, шествий, демонстраций индивидуально. Основной целью предоставления политических прав гражданам является вовлечение их в жизнь страны, управление ее делами. Основным критерием выделения политических прав и свобод служит участие в управлении делами государства, взаимодействие с государственной властью. Политические права предусматриваются ст. ст. 30-33 Конституции Российской Федерации.

Политические права:

· Свобода мысли и слова

· Право на информацию

· Право на объединение

· Право на манифестации

· Право на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления

· Избирательное право

· Право на обращение

Свобода мысли и слова, гарантируемая каждому в Российской Федерации может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам и выражается она в гарантии духовной, творческой свободы, свободе идей, мнений, убеждений, их беспрепятственного гласного выражения. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Ограничение свободы слова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Право на информацию – каждый имеет право свободно, получать,передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 4 и 5 ст. 29).

Право на информацию - гарантированная законом возможность граждан получать достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.

Такое право не является абсолютным и подлежит ограничению. В частности, такие ограничения касаются информации (сведений), составляющей государственную тайну Перечень такого рода сведений закрепляется Законом РФ «О государственной тайне». Вместе с тем в соответствии с Конституцией (ст. 23, 24, 29 ич. 3 ст. 55) не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строй, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эти требования Закона распространяются на все без исключения государственные структуры. При этом Конституция РФ предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако право на информацию согласно Конституции (ч. 3 ст. 55) может быть ограничено исключительно федеральным законом.

В соответствии со ст. 30 каждый имеет право на объединение - конституционное право граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений. Это право означает возможность граждан объединяться по интересам в политические партии или общественные движения. Основным критерием их различия является цель создания. Политические партии преследуют цель - получение политической власти, а общественные движения такой цели не ставят.

Граждане обладают правом на мирные собрания, митинги, шествия, пикетирования. Реализация данного права, является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений, на участие в управлении делами государства. Проведение публичных мероприятий - одно из средств укрепления связи государственных органов с населением, изучения общественного мнения.

Конституционное право публичного, массового выражения социальных требований против или в поддержку политических мер и событий общественно-политической жизни. Всеобщая декларация прав человека предусматривает, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций» (ч. 1 ст. 20).

Содержанием свободы собраний охватывается права:

а) собираться мирно без оружия;

б) проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирований.

Закрепление данного права в Конституции РФ (ст. 31) позволяет гражданам РФ законно, публично участвовать в обсуждении вопросов, имеющих общественное значение, выражать поддержку или протест проводимой властью политике, публично оглашать собственную позицию по этим вопросам. Данное право является юридическим средством материального объективирования свободы слова, демонстрации воли и выражения мнений граждан по поводу тех или иных акций государства (его органов). На органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность гарантировать свободу собраний, иных публичных мероприятий. В то же время в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 21) в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц допускаются ограничения данного права и только в соответствии с законом. Российским действующим законодательством реализация данного права оговорена рядом условий: публичные мероприятия должны преследовать мирные цели, создавать препятствия нормальному функционированию организаций, осуществление публичных мероприятий не должно нарушать права и свободы других лиц, совершать действия, направленные против частной собственности, и др.

Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются свободные выборы и референдум. Участие граждан у управлении делами государства может осуществляться и через представителей, когда решения принимаются выборными учреждениями. Из этого права вытекает право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также право на равный доступ к государственной службе. Различают активное (право граждан избирать) и пассивное (право быть избранным) избирательное право. Необходимо отметить, что и активное, и пассивное избирательное право реализуется гражданами только добровольно. Кроме того, каждый гражданин может реализовать свое право на участие в управлении делами государства, посредством участия в отправлении правосудия. Гражданин Российской Федерации при соблюдении определенных условий может занимать должность судьи, либо быть присяжным заседателем.

Избирательное право - это закрепленное в ст. 32 Конституции Российской Федерации субъективное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Право избирать (активное избирательное право) заключает в себе возможность принимать решение по формированию данных органов, обязательное для государственных органов, должностных лиц, граждан. Право избирать дает возможность участвовать в управлении государством опосредованно, через представителей. Отдавая свое предпочтение программе политической партии, общественному движению, неза­висимому кандидату, избиратели предопределяют направленность законодательства и кон­кретной деятельности высших должностных лиц. Согласно ст. 60 Конституции право избирать возникает у граждан с 18 лет и реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах или во время кампании по отзыву избранного лица. Нахождение гражданина Российской Федерации за пределами ее территории не влияет на ограничение активного избирательного права. Согласно действующему избирательному праву, граждане Российской Федерации, про­живающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных прав.

Право быть избранным (пассивное избирательное право) означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государствен­ной власти и местного самоуправления. При этом кандидат должен обладать определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями. Реализация граж­данином пассивного избирательного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления дру­гих субъектов избирательной кампании. Избрание выдвинуто­го в качестве кандидата гражданина возможно лишь при не­посредственной и достаточной поддержке его со стороны по­литических партий и избирателей на различных этапах изби­рательной кампании, кроме того, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа изби­рателей.

Следует иметь в виду, что избирательные права не сводятся к праву граждан избирать и быть избранными в органы власти. Федеральный закон 2002 г. предлагает следующее содержание категории «избирательные права граждан» - это «конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосовании и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации» (п. 28 ст. 2).

Еще одним политическим правом является право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане могут обращаться в указанные органы лично, либо могут направлять индивидуальные или коллективные обращения. Обращения граждан с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставлении льгот и т.п. называют заявлениями; жалобы подаются в связи с требованиями о восстановлении нарушенных прав граждан Обращения по общественно значимым вопросам принято именовать предложениями.

Социально-экономические права обеспечивают свободу человека в экономической и социальной сфере. Критерием ее выделения служит отношение к собственности, возможность получения социальной помощи от государства. Данная группа конституционных прав представляет собой права человека в социально-экономической и духовной сферах, призванные гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни.

· Право на свободное осуществление экономической деятельности;

· Право частной собственности

· Право на свободный труд

· Право на отдых

· Право на защиту материнства, детства и семьи государством

· Право на социальное обеспечение и социальную защиту

· Право на жилище

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

· Право на благоприятную окружающую среду

· Право на образование

Право на свободное осуществление экономической деятельности (ст. 34 Конституции) – каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

Право на свободное осуществление экономической деятельности предусматривает свободное использование человеком своего имущества и своих способностей для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Данное положение отражает переход России к рыночной экономике и тесно связано с правом частной собственности, которое признается, гарантируется и защищается государством наряду с государственной, муниципальной и иными формами. Отдельно предусматривается право граждан иметь в частной собственности землю. Для создания цивилизованных рыночных отношений в Российской Федерации запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В развитие данного конституционного положения в Российской Федерации действует закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: