Задачи УАП

Основная цель управления активами и пассивами состоит в поддержании процентных доходов и валютного положения банка в заданных диапазонах, с условием сохранения ликвидных средств в разумных пределах.

Задачи УАП следующие:

  • подборка и очистка исходных данных;
  • систематизация баланса;
  • моделирование финансовых характеристик текущих счетов;
  • моделирование роста и развития баланса в зависимости от бизнес-стратегий и внешних факторов.

Аналитическая задача УАП состоит в оценке чувствительности подверженности баланса к различным изменениям одного или нескольких факторов, а также в количественной оценке влияния непредвиденных колебаний в одном или нескольких факторах.

Наконец, результатом операций управления активами и пассивами можно считать создание эффективных страховых стратегий для реализации задач управления рисками и обеспечения согласованной, четкой и надежной отчетности.

8. Дивидендная политика корпорации.

Дивидендная политика — политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций. Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако может применяться также к предприятиям любой организационно-правовой формы. В связи с этим в финансовом менеджменте используется более широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Также дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Дивидендная политика должна основывается на балансе интересов организации и её акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности организации и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Целями организации в области дивидендной политики должны быть:

· признание величины дивидендов как одного из ключевых показателей инвестиционной привлекательности организации;

· повышение величины дивидендов на основе последовательного роста прибыли и/или доли дивидендных выплат в составе нераспределенной прибыли.

Спрос на акции определяется в первую очередь той дивидендной политикой, которую проводит акционерная компания. Дивиденд на акцию сигнализирует, как работает компания, получает ли она прибыль. Однако, перед руководителем акционерного общества всегда стоит проблема: отдать всю прибыль на дивиденды или реинвестировать ее в дальнейшее развитие фирмы или компании. Реинвестирование прибыли - наиболее дешевый, доступный и эффективный вид привлечения ресурсов в новые вложения.

Перед выбором дивидендной политики нужно решить два вопроса:

· Как влияет величина дивиденда на совокупное богатство акционерного общества?

· Какова должна быть величина дивиденда?

Все компании решают эти вопросы по-разному, исходя многих воздействующих на неё факторов.

То, как будет проведена дивидендная политика, зависит от экономического состояния компании, ликвидности, ограничений по закону и будущих прогнозов на развитие организации.

Законодательными ограничениями по выплате дивидендов является не оплата всей стоимость уставного капитала, не выкуп необходимых акций, а также, если стоимость активов компании меньше, чем размер ее уставного капитала.

Компания не будет выплачивать дивиденды также, если в предыдущем периоде имели место убытки. В этом случае вся полученная прибыль будет идти не на выплату дивидендов, а на погашение убытков. Также необходимо учитывать, имеются ли в компании ликвидные средства, то есть средства, которые способны быстро оборачиваться. К ним относятся, в первую очередь, денежные средства.

Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полугодие или раз в год. Выплату дивидендов можно представить в виде определённого алгоритма:

1. Дата объявления размера дивиденда.

2. Экс-дивидендная дата. До этой даты можно купить дополнительные акции.

3. Дата переписи. Составляются списки акционеров, имеющих право на получение дивидендов.

4. Дата выплат. Либо рассылка чеков, либо выплата наличными в банке.

По Российскому законодательству порядок выплаты дивидендов оговаривается при выпуске ценных бумаг и излагается на обратной стороне акции или сертификата акций.

Основными этапами формирования дивидендной политики акционерных обществ являются:

· оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;

· выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

· разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

· определение уровня дивидендов на одну акцию (показатель дивидендного выхода);

· оценка эффективности проводимой дивидендной политики.

Другими факторами, определяющими практическое проведение дивидендной политики, являются:

· правовое регулирование дивидендных выплат;

· обеспечение достаточного размера средств для расширения производства;

· поддержание достаточного уровня ликвидности;

· сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;

· соблюдение интересов акционеров;

· информационное значение дивидендных выплат.

Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный» (подразделяется на: остаточная политика дивидендных выплат; политика стабильного размера дивидендных выплат), «умеренный» («компромиссный») (выделяют: политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды) и «агрессивный» (выделяют: политика стабильного уровня дивидендов; политика постоянного возрастания размера дивидендов). Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики:

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю.

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда»)

по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа.

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом — «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности. Осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании.

К сожалению, не всегда у компании получается заплатить своим акционерам деньгами. Поэтому фирмы ищут альтернативные способы выплаты дивидендов. Так, дивидендная политика допускает выплату ценными бумагами. При желании инвесторы могут продать эти ценные бумаги, а могут воспользоваться ими в своих целях. У компании в данном случае можно насчитать множество различных преимуществ. Прежде всего, увеличивается количество ценных бумаг, улучшается их ликвидность, тем более что в принципе акционерные дивиденды имеют такую же ценность, как и денежные выплаты.

Может также применяться дивидендная политика дробления акций. Она лишь дополняет денежные выплаты, когда у компании не хватает средств выплатить всю сумму, или совет решает оставить некоторую часть капитала на дальнейшие расходы. Само дробление подразумевает увеличение количества акций у каждого инвестора при уменьшении стоимости каждой бумаги. Такая политика используется, когда акции компании слишком вырастают в цене, и нужно улучшить их ликвидность.

Таким образом, сущность дивидендной политики заключается в выборе оптимального соотношения между долей прибыли отвлекаемой из оборота, т.е. выплачиваемой в виде дивиденда, и долей, которая направляется на расширение бизнеса.

9. Инвестиционная активность корпораций в условиях дефицита ресурсов.

В условиях жесткой конкуренции как на международных, так и на национальных рынках эффективность функционирования и направление развития корпораций в настоящее время зависят от их способности создавать и внедрять инновации. Учитывая актуальные императивы осуществления инновационной деятельности современными корпорациями, определяющую роль в их развитии играют такие инструменты планирования как инновационные стратегии, нацеленные на получение прибыли от инноваций, «бережливые» методики осуществления инноваций, модели взвешенного формирования инновационного портфолио корпорации. Однако современные корпорации в России, которые имеют достаточно высокий научно- технический, производственно-технологический и кадровый потенциал, обладают значительным количеством уникальных современных технологий и образцов продукции, продолжают развиваться без надлежащего использования достижений современной науки.

Для Российской Федерации характерна невысокая инновационная активность корпораций по сравнению с промышленно-развитыми государствами. Например, в обрабатывающей промышленности России инновационную активность проявляют только 12% производств, в то время как в других странах их доля составляет не менее 50%.Национальные корпоративные структуры ориентируются не на создание собственных уникальных и передовых технологий, а на заимствование уже готовых и апробированных зарубежных ноу-хау. Данная стратегия обуславливает тот факт, что Россия является аутсайдером среди развитых стран по числу компаний инноваторов.

В современной России корпоративный сектор формируется достаточно активно, при этом его инновационная деятельность также становится заметной. Следует отметить, что необходимость и практическая значимость инновационной деятельности в нашей стране теоретически обоснованы. Принято соответствующее законодательство, утверждены организационные институты, однако приоритеты инновационной деятельности и инновационного развития на практике реализуются с задержками и недоработками. К началу второго десятилетия ХХІ века сформировались первые финансово-промышленные и холдинговые группы, которые продолжают динамично развиваться и диверсифицировать свою деятельность.

Некоторые отечественные корпорации уже начали приобретать отличительные черты транснациональных объединений. И проявляются эти черты не в использовании оффшорных организаций как финансовых инструментов, а в приобретении крупных иностранных активов, которые включаются в производственные потоки группы. Однако отечественные корпорации, несмотря на все достижения и рост показателей, не очень высоко оценивают свою инновационную деятельность. Многие из реализуемых инновационных проектов менеджеры называют «модернизационными», а не «инновационными», поскольку большая часть из них призвана приумножить существующие конкурентные преимущества или снизить технологическое отставание от зарубежных конкурентов, а не позволить укрепиться на новой рыночной нише и уж тем более не создать новый рынок.

Нельзя не отметить тот факт, что на фоне устойчивого роста особенностью инновационной деятельности отечественных корпораций является крайне низкая рентабельность. Официальная статистика свидетельствует о том, что каждая вторая корпорация, если не убыточна, то низкоприбыльна, при этом уровень прибыльности не коррелирует с динамикой инвестиционных процессов, что свидетельствует о недостаточности инновационной направленности инвестиций. Представляется, что объяснение этому факту кроется в несовершенном и недостаточном по объему механизме обеспечения инновационной деятельности отечественных корпоративных структур. Причем имеется в виду не только финансовое, но и научно-техническое, организационное, маркетинговое обеспечение. Не последнюю роль в столь неприглядном состоянии сыграло негативное, статичное воплощение соответствующей политики государства. А ведь именно инвестиции позволяют экономическим субъектам реализовать свой инновационный потенциал, без чего в современной конкурентной экономике выжить невозможно.

Исходя из вышесказанного, выделим ряд проблем, тормозящих и ограничивающих нормальное обеспечение сбалансированного инновационно-ориентированного развития современных корпораций в России:

- во-первых, существует проблема оптимального сочетания инноваций с разной степенью направленности и ориентированности, поскольку вероятность возврата инвестиций входит в противоречие с их потенциальным объемом;
- во-вторых, имеет место проблема достижения сбалансированного инвестирования всех основных направлений создания инновационной продукции, начиная от маркетингового анализа и заканчивая регистрацией авторских прав на инновационную продукцию корпорацией;
- в-третьих, нерешенными являются вопросы запаса инвестиционных возможностей, поскольку для материализации инноваций необходим определенный объем инвестиций, который при обнаружении новых фактов и дополнительных эффектов может как увеличиваться, так и уменьшаться

Принимая во внимание обстоятельства, сложившиеся в России, представляется, что инновационную деятельность в отечественных корпорациях можно активизировать путем привлечения инвестиционных ресурсов из источников, доступных корпоративным образованиям, в отличие от предприятий других организационно-правовых форм собственности, в частности, к их числу относятся инструменты фондового рынка. Следует отметить, что направленность финансовых инвестиций все больше ориентируется на фондовые инструменты, удельный вес которых на сегодняшний день составляет до 80% общего объема финансовых инвестиций предприятий в РФ. Инвестиционные ресурсы корпоративного сектора преимущественно аккумулируются и перераспределяются на рынке ценных бумаг – неотъемлемой составляющей самого сектора. Поэтому актуальным становится вопрос привлечения финансовых ресурсов через соответствующие инвестиционные инструменты, которые есть в распоряжении отечественных корпораций. Главная проблема, которая требует прагматического решения, – это усиление инвестиционной направленности рынка ценных бумаг, ориентация его участников на привлечение (вложение) капитала и обеспечение при этом корпоративных интересов эмитентов и инвесторов (собственников или кредиторов). Более привлекательными, на наш взгляд, для инвестора и выгодными для эмитента являются корпоративные облигации как инструменты привлечения инвестиционных ресурсов.

Для решения вышеозначенных задач можно использовать следующие преимущества экономики России:

- природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура;

- значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности;

- резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран;

- значительный научно-технологический потенциал, большое количество патентов и инноваций, высоко- квалифицированные научные кадры;

- высокий образовательный уровень населения и разветвлённая общеобразовательная система;

- находящаяся на мировом уровне система высшего образования;

- высококвалифицированные научные кадры и признанные мировым сообществом научные школы, особенно в фундаментальной науке;

- отлаженные технологические связи с некоторыми странами (в частности, со странами СНГ);

- развитая энергетическая и транспортная инфраструктура (в первую очередь, энергетические системы, трубопроводная и железнодорожная сеть). При этом будет необходимо преодолеть:

- технологическое отставание от мирового уровня, обусловливающее низкую конкурентоспособность продукции отдельных отраслей промышленности;

- отсутствие развитой инфраструктуры в инновационной сфере;

- отставание в развитии инновационных малых предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;

- дефицит денежных ресурсов, сказывающийся на инновационной активности производств реального сектора экономики.

Также представляется, что наиболее действенным способом стимулирования инновационной активности корпораций будет являться включение разработчиков новшеств в корпоративные объединения либо в виде юридически самостоятельных инновационных единиц, либо в виде подразделений одной из компаний- участниц финансово-промышленной или холдинговой группы. В случае реализации любого из обозначенных выше вариантов следует провести моделирование структуры инновационного подразделения корпорации таким образом, чтобы она отвечала критериям оптимальности.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Инновационная деятельность пока не стала реальным приоритетом современных корпораций в России по причине несовершенного организационно- экономического механизма обеспечения разработки и внедрения инновационных проектов. Инновационный путь развития корпоративного сектора должен рассматриваться и государством, и самими его участниками не только в технократическом плане, но и как общественно-политический и социально- экономический процесс.

10. Проблема монополизма и государственного регулирования деятельности корпораций.

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении многих лет. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.
Снижение уровня монополизации экономики, формирование и поддержание конкурентной среды, качественное проведение антимонопольной политики остаются ключевыми задачами экономической политики на современном этапе. Особую актуальность приобретает проблема обеспечения приемлемого для общества сочетания конкуренции и монополии, определяющего условия и эффективность хозяйствования, мотивацию хозяйствующих субъектов, формирование и распределение доходов, а, в конечном счете, темпы и уровень социально-экономического развития.
В условиях современной России развитие и поддержка конкуренции стали одним из ключевых направлений экономической политики. Однако в экономике существуют отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна (сферы естественной монополии). Между тем отсутствие действенных конкурентных механизмов и угроза злоупотреблений экономической властью субъектов таких монополий заставляет государство создавать специальную систему регулирования в области естественных монополий, направленную на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Целью регулирования со стороны властей становится достижение желаемых для потребителей результатов, когда на конкуренцию нельзя положиться. Если бы у регулирующего органа было достаточно информации о регулируемой фирме, то споры о методах назначения цены на продукцию естественной монополии отпали бы сами собой (можно было бы без проблем заставить компанию-монополиста выпускать желаемое количество продукции по оптимальным ценам, используя при этом наилучшее сочетание факторов производства). Но так как зачастую бывает невозможно установить функцию предельных издержек фирмы из-за противодействия со стороны регулируемого, задачей чиновников становится побудить его выпускать общественно необходимый объём продукции, не отказывая в возможности получения столь желанной прибыли. А это совсем не просто. Теория регулирования ставит своей целью создание такового механизма воздействия на естественную монополию, который бы позволил достичь оптимальности. Но для этого сначала надо найти наилучшее сочетание цены и выпуска, а потом предложить такой план действий, который позволит достичь этого сочетания. Цель государственно-правового регулирования — удерживать или установить равновесие между интересами потребителей и интересами субъектов естественных монополий, упорядочить их деятельность путем ввода правил поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: