Вопрос 1. Йога-определение самой дисциплины. История и основы философии

С точки зрения философского содержания в йоге нет ничего принципиально нового по сравнению с философией санкхьи. Йога лишь только привносит углубленное понимание психологии и механизма процесса освобождения. Так что вряд ли правомерно рассматривать йогу в качестве самостоятельной философской системы, но точнее будет считать ее практикой теории санкхьи.

Йога - Буквально: "Единение". Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.

Философские основы Йоги. Система йоги тесно связана с философской системой санкхьи и, по сути, является ее применением в повседневной жизни. Санкхья считает, что в мире действует два начала: материя (пракрити) и дух (пуруша).

Пуруша и Пракрити – это две основные категории, в которых заключается все существующее.

Пракрити – это материя, это все, что человек может ощутить или прочувствовать любым другим способом. Это все физические объекты материального мира и его энергетические поля.

Пуруша – это духовная субстанция, вечный Дух. Иными словами, это высшая часть бытия, которую человек не может себе представить. Пуруша, в отличие от Пракрити, обладает сознанием. Кроме того, он не подвержен изменениям. Начинающие йогины иногда путают понятие Пуруши с Богом. Однако эти термины различны по своей природе. Пуруша не имеет никаких личностных атрибутов.

До того, как Пуруша и Пракрити соединились, последняя находится в не проявленном состоянии. Пуруша в человеке представляет собой истинное «Я», его чистое сознание. При этом истинное «Я» неизменно.

Антахкарана – разум, состоит из четырех подразделений:

Аханкара –то, что идентифицирует как индивидуальные и принадлежащие данной личности все мысли и идеи, возникающие в разуме, в том числе идею собственной "персональности". Является препятствием для соединения с пурушей.

Буддхи: то, что дает оценку идеям и мыслям и содержанию тех фактов, которые они содержат.

Манас: то, что сравнивает и классифицирует идеи и образы объектов в разуме; то, что размышляет о них.

читта – та часть разума, которая погружена во внешний мир, накапливает и сохраняет ментальные образы и факты; также называется низшим разумом.

Вивека - Различение, распознание; восприятие отличности истинного Я, чистого сознания от того образа самого себя, своей личности, которым обладает каждый человек.
Путь к вивеке облегчается семистадийным пониманием и связан с отделением Наблюдающего от четырех телесных и трех умственных обусловленностей (страдание, удовольствие, влечение или привязанность, неприятие или отвращение, мышление, восприятие и воля).

Ка́рма (санскр.— «причина-следствие, воздаяние) —вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Самскара - означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях.

Главная цель Йоги - освободиться от отождествления себя с телом, прервав бесконечную цепь кармических перерождений (сансару), ведущую к страданиям. Слиться с Брахманом, вечной надфизической реальностью, в единое целое. Именно к переживанию этой реальности (состоянию Самадхи) стремятся йогины, пытаясь достичь этого с помощью разных практик, объединённых одним словом "Йога". При этом происходит осознание своего собственного "Я" как чистого сознания, свободного от привязанностей и влияния иллюзорной реальности. Истинное "Я" едино с источником всех вещей и явлений и находится в состоянии вечного блаженства. Состояние Самадхи также называют просветлением.

Таким образом, Йога - это движение, направленное от иллюзии к истинной реальности, от преходящего к вечному.

Веды. Неподвластная времени мудрость Индии нашла свое выражение в Ведах - древних санскритских текстах, охватывающих все области человеческого знания. Санскритское слово "веда" означает"знать". Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-Юги. Он разделил Веды на четыре части: "Риг", "Сама", "Йаджур", "Атхарва веда".

После этого Вйасадева составил 18 Пуран и эпос "Махабхарату", историю Индии. Всё это: Пураны, "Махабхарата", состоящая из 110000 шлок (стихов), четыре Веды и 108 Упанишад - составляет ведическую литературу. В Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории. В Упанишадах главным образом описывают безличный аспект Абсолютной Истины. Упанишады - это философская часть Вед, древнейших священных текстов индуизма. В Упанишадах говорится о природе человека и вселенной, о союзе индивидуальной души, или Я, со Вселенской Душой.

Бхагавад-Гита в переводе с санскрита - «Песня Бога» является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита представляет собой часть великого санскритского эпоса «Махабхарата», заключая в себе всю основную мудрость данного произведения. В восемнадцати главах Бхагавад Гиты сконцентрированы базовые положения всех основных направлений индийской философии, поэтому данный текст одинаково почитается в разливных традициях. В Бхагавад-Гите систематизируются основные пути йоги и кратко описываются их принципы: карма-йога (путь действия), джняна-йоги (путь Знания), бхакти-йога (путь преданности). Гита считается лучшим трактатом по карма-йоге.

Йога Сутры были написаны мудрецом Патанджали незадолго до рождения Христа (IV-II в. до н.э.) до сих пор считаются одним из самых авторитетных текстов по раджа-йоге.

Патанджали удалось собрать все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединить их во всестороннюю и гармоничную систему. Всего в ста девяносто шести шлоках рассмотрены основы философии, предыстория, методы и достижения раджа йоги. Слово сутра означает «нить» - строфы текста подобно бусинкам нанизаны на единую нить повествования, каждая занимает строго свое место и преследует свою цель. Текст представляет собой шедевр краткости. Тем не менее, понимание текста без комментариев крайне сложно.

Йогу, описанную Патанджали стали называть Йогой Патанджали или Аштанга йогой - йогой восьми ступеней. Эти восемь ступеней следующие:

Яма (правила социального поведения)

Нияма (личная самодисциплина)

Асана (позы)

Пранаяма (регулирование праны посредством управления дыханием)

Пратьяхара (отключение сознания от внешнего мира)

Дхарана (сосредоточение)

Дхьяна (медитация)

Самадхи (сверхсознание).

Хатха-йога Прадипика, «Прояснение Хатха-йоги» - является одним из самых авторитетных трактатов по хатха-йоге. Текст написан на санскрите Свами Сватмарамой, приблизительно в XV в. В тексте изложены такие техники как шаткарма, асаны, мудры и бандхи, а также пранаяма. В первой же шлоке трактата подчеркивается, что хатха-йога предназначена для подготовки к раджа-йоге.

Гхеранда Самхита, «Собрание Гхеранды» - является довольно поздним классическим текстом по хатха-йоге (датируется XVII в.). Мудрец Гхеранда последовательно описывает семь ступеней для достижения самадхи, составляющие соответственно семь глав:

Шаткарма

Асана

Мудра

Пратьяхара

Пранаяма

Дхьяна

Самадхи

В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США и развивается по новым направлениям. Отметим общество Трансцендентальной медитации”, которое основал в б0-х годах Махариши Махем Йоги, использующий специфическую психотехнику медитации. В результате просветительской деятельности Вивекананды и Аткинсона (йог Рамачарака), учение йоги в начале XX века приобретает широкую известность в России. На последующее распространение йоги в нашей стране значительное влияние оказала агни-йога, учение, открытое для России Еленой Рерих.

Требование восстановления первоначальной целостности учения привело к возникновению в Индии, уже в наше время, интегральной йоги Ауробиндо Гхоша — системы, утверждающей необходимость синтетического использования методов йоги в условиях динамичной социальной жизни. За последнее время стали известны и другие интегральные системы, пытающиеся восстановить и развить некогда единое учение йоги. При синтезе таких систем существует опасность механического объединения элементов из различных направлений, например, карма-, хатха- и раджа-йоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: