Юридический позитивизм и социологическая юриспруденция

Как в философии, так и в рамках учения юридического либертаризма принято рассматривать юридический позитивизм и социологическое направление в правопонимании как имеющие типовое родство, перекрывающее все их различия.

Помимо отмеченных различий между юридическим позитивизмом и «социологизмом» следует особо подчеркнуть, что (1) если позитивисты убеждены, что право едино в пределах государственной территории, то «социологи» верят в существование множества правовых порядков в одном и том же государственно оформленном союзе (местный, профессиональный, религиозный, национальный и др).

(2) позитивисты признают существование права лишь в государственно оформленных обществах, в то время как «социологи» считают, что «где общество – там и право», т.е. объявляют право имманентным атрибутом (институтом) любого социального образования, в т.ч. первобытного;

(3) если позитивисты сводят содержание права к официальным текстам (формам) государства, то «социологи» утверждают, что право может эффективно функционировать и без текстуальной фиксации, на уровне устных обычаев, корпоративных практик;

(4) если позитивисты считают, что право действует автоматически, с момента его официального введения в юридическую силу государством, несмотря на то, что отдельные правовые нормы могут навсегда остаться «мертворожденными», не породившими в социальной действительности никаких юридических последствий, то для «социологов» право действует лишь тогда, когда его требования реализуются в поведении субъектов правоотношений, выражаются в корреспондирующих субъективных правах и юридических обязанностях.

(5) для позитивистов право – это сфера чистого долженствования, нормативный регулятор, который способен в силу своей общеобязательности, формальной определенности, институциональности из определенных идей, ценностей группового или общественного сознания формировать действующие правовые нормы, на основе которых постепенно строится новая социальная реальность (отношения), тогда как для «социологов» право – это сфера социального сущего, право, включая его официальную форму.

(6) юридические позитивисты склонны придерживаться традиционного («статического») подхода к толкованию правовых текстов, в котором основной целью интерпретатора выступает познание действительной воли нормотворца во время ее официального «изъявления» в официальном тексте;

(7) если для позитивистов социальная легитимация позитивного права не является необходимым условием его действительности, поскольку «все, что легально – то автоматически легитимно», то для «социологов» общественное признание правовых правил в качестве оправданных, общезначимых имеет определяющее значение для их действительности; социальная легитимность выступает критерием легальности правил поведения;

(8) если позитивисты считают эссенциальным свойством права его принудительный характер, гарантированность мерами государственного принуждения, без которых невозможно установить и реализовывать в социальной действительности стабильный всеобщий правопорядок, то «социологи», напротив, глубоко убеждены в том, что право формируется в недрах общества свободно, в паритетных отношениях, и именно поэтому способно устанавливать стабильный общественный и правовой порядок, а принудительное обеспечение реализации права является скорее болезнью, а не показателем «здоровья.

(9) позитивисты, аксиоматично постулируя государственную монополию на правотворчество, фактически признают возможность оформления в качестве позитивного права практически любого (пусть даже социально несправедливого, аморального, негуманного) нормативного содержания, в то время как «социологи» убеждены, что государство отнюдь не всесильно в процессе правотворчества, а, напротив, жестко ограничено общественными потребностями и ожиданиями, т.н. «социальными основаниями» права;

(10) если позитивисты прилагают немало усилий для отграничения права от иных социальных норм, то «социологи» убеждены, что природа социальной нормативности едина и качественных отличий права от обычаев, корпоративных правил поведения, норм морали, религии нет.

(11) позитивисты в своих исследованиях представляют позитивное право в виде «закрытой» нормативной системы четко определенной по содержанию, закрепленной в официальных текстах, в то время как «социологи» склонны рассматривать право в качестве «открытого», постоянно развивающегося в социальных практиках образования, как отработанную совокупность механизмов регулирования значимых для социального образования типовых ситуаций, институциональных процедур совмещения разнообразных индивидуальных, групповых и общественных интересов и разрешения конфликтов;

(12) сформированная на основе многовекового опыта схоластической работы с юридическим текстом позитивистская традиция не различает форму и содержание позитивного права, считая, во-первых, что толкуя текст права, юрист имеет дело не со знаковой формой его выражения, а непосредственно с его содержанием, во-вторых, утверждая, что позитивное право автоматически вводится в действие через официальное производство источников права, в-третьих, придавая исключительное, конститутивное значение формальной определенности права (ни одна норма позитивного права не существует без текстуальной фиксации), целенаправленному процессу государственного правотворчества, т.е. производства форм права, запускающего весь механизм правового регулирования – нормативные официальные тексты «в вакууме», вне общественного сознания, «автоматически» порождают юридические последствия – общерегулятивные правоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: