Формализация– процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков

Процесс математизации науки практически всегда можно разделить на три этапа: этап первичного накопления эмпирического материала и количественной его обработки, этап построения простейших моделей и формализации и этап анализа моделей и построения теории. Естественные науки прошли первые два этапа и находятся на разных стадиях третьего, а различные гуманитарные науки находятся либо в конце первого, либо в начале второго [6,7].

Первый этап математизации характеризуется применением различных методов обработки результатов наблюдений и экспериментов. Сложность проведения измерений в гуманитарных науках определяется следующими обстоятельствами:

  • существованием сильной зависимости между измеряемой величиной и самой процедурой измерения этой величины;
  • многомерностью измеряемой величины, то есть зависимостью от большого количества параметров;
  • необходимостью использования различных шкал для проведения измерений.

Второй этап математизации включает в себя процесс построения различных частных моделей процессов, изучаемых в исследуемой предметной области. Известный методолог науки Маркс Вартовский отмечает: «Модели – суть предлагаемые возможные истины. Выдвижение гипотез об истинности – это человеческое средство получения знания. И именно это делает возможным построение теории. Модель является наилучшим посредником между теоретическим языком науки и здравым смыслом исследователя» [8]. И эта мысль особенно значима для гуманитарных наук.

Следует отметить, что математическое моделирование в гуманитарных науках, так же как и в естественных, – это улица с двусторонним движением. Не только математика помогает получить новые результаты в области гуманитарного знания, но и построение прикладных моделей дает новые задачи математикам [9,10,11]. Не только теория вероятности, теория массового обслуживания, и теория игр [12], но и теория конечных автоматов, и имитационное моделирование возникли во многом благодаря моделированию и осмыслению тех или иных процессов, изучаемых гуманитарными науками.

Моделирование в гуманитарных науках имеет и прогностический смысл, несколько отличающийся от прогностического смысла в естественных науках. При моделировании социальных систем сам факт наличия и знания результатов прогноза может поменять параметры моделируемой системы, то есть в социальных системах существует еще и такая специфическая обратная связь. В ряде социологических работ это явление называется эффектом Эдипа.

Основываясь на представлениях синергетики и нелинейной динамики, мы можем, в принципе, найти аттракторы системы и области их притяжения, но, из-за чувствительности к начальным данным, влияния самого прогноза на систему и т.д., сколько-нибудь точного прогноза всего процесса эволюции системы обычно получить не удастся, хотя качественные тенденции развития системы и варианты возможного будущего вполне прогнозируемы или, как сказал социолог И.В. Бестужев-Лада: «Будущее предвидимо, но не предсказуемо» [13].

Говоря о трудностях описания личности, организации, социального института, социума, следует отметить и преимущества, которыми обладают специалисты в этих областях знания. В точных науках мы не можем изменить законы и должны действовать по тем правилам, которые диктует нам Природа. Возможности «игры с правилами» весьма ограниченны. В социальных науках, напротив, система воспитания, нормы морали, установки разных социальных институтов оказываются гораздо более гибкими. Они неоднократно менялись в исторической ретроспективе и продолжают меняться до сих пор. Поэтому «игры по разным правилам» приобретают здесь иной, гораздо больший, чем в точных науках, смысл.

Кроме того, здесь есть возможность «строить» организации, структуры, страте­гии, исходя из теоретических представлений, и достаточно быстро выяснять, насколько они хороши. Обычно каждая «выигрышная стратегия» получает очень высокую социальную оценку. Поэтому в этой области имеется огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление которого только начато. В восьмидесятые годы поток работ, посвященных математическому моделированию в социальной психологии, социологии и истории, резко увеличился. Оказалось, что основные идеи синергетики, такие как нелинейность, самоорганизация, порядок и хаос в открытых диссипативных системах, системность, имеют самое непосредственное отношение к социальным и психологическим структурам, а результаты, полученные при изучении диссипативных структур, и наличие параметров порядка в таких системах позволяют рассматривать задачи моделирования социальных и психологических явлений в рамках синергетической парадигмы [14,15]. Актуальность этих работ подтверждает и создание Международного общества теории хаоса в психологии и науках о жизни, которое проводит регулярные международные конференции и с 1997 года издает журнал «Nonlinear Dynamics, Psychology, and Life Sciences».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: