Специфика языкового знака. Условность, мотивированость, и недовильнисть языкового знака

Специфические свойства языка как семиотической системы создаются не только благодаря его особой роли в обществе, его непосредственной связи с мышлением, сознанием, эмоциями, эстетическими вкусами и деятельностью человека, но также вследствие того, что развитие языка, непрерывное и стихийное, не поддающееся контролю и планированию, загадочное и неравномерное, постоянно меняет в языке распределение семиотических связей. Новые функциональные отношения накладываются на старые, сосуществуют с ними или постепенно их изживают. Оценивая эволюцию языка с точки зрения знаковой теории, Ф. де Соссюр подчеркивал, что «каковы бы то ни были факторы изменяемости, действуют ли они изолированно или комбинированно, они всегда приводят к сдвигу отношений между означающими и означаемыми» (курсив Соссюра), и далее: «Неизбежность подобных смещений усугубляется и предопределяется тем, что язык по природе своей бессилен обороняться против факторов, постоянно передвигающих взаимоотношениями означаемого и означающего знака» [8, 84].

Уже Соссюр, таким образом, вполне определенно отметил неотвратимое влияние фактора развития на семиотическую характеристику языка. Посмотрим более конкретно, какие черты языка как знаковой системы возникают под этим воздействием, насколько они универсальны и как они соотносятся с методикой лингвистического анализа.

Независимость формы языкового знака от природы обозначаемого предмета, явления. Знак может быть звукоподражательным (звукосимволическим), т.е. особой разновидностью языкового знака, из которого звуковая форма имитирует характер обозначаемого звука (жужжать, шуршать, крякать и т.п.).

Достаточно произнести слово условный, чтобы противопоставить ложные и истинные идеи [философов и лингвистов] по поводу языка. Примечательно в условном знаке то, что представители разных дисциплин, которые могли приступить к его изучению, не сомневались, что этот знак является передаваемым, и тем самым он наделяется второй жизнью. Можно вполне утверждать, что эти ученые (как и широкая публика) не имеют ни малейшего понятия о ней, ведь для этого необходимо проследить [существование знаков языка на протяжении веков], [ увидеть], "что границы между знаками" меняются. Таким образом, философское понятие условного знака в [своей основе] совершенно неполное. В свою очередь, ложными являются представления лингвиста, поскольку он обращает внимание лишь на процесс передачи языковых знаков и на традицию, над которой властвуют механические силы, поэтому он перестает воспринимать языковой знак как по своей сути условный знак. Он приписывает ему некоторую мистическую сущность или особую сущность, < принадлежащую "языку", которая не является [зачеркнуто] > или зависящую от истории, не предназначено ни по своей природе, ни интенционально для обозначения аориста, [ср. ё рт ] Р 'говорил' (имперфект) и earqv 'я стал' (аорист) ]. Условность станет очевидной тогда, когда мы поймем, что любой знак основывается лишь на негативном ко-статусе.

Свойства знака.

1.Любой знак является материальным, чувственно воспринимаемым.

2.Знак состоит из плана выражения и плана содержания. План выражения — это звуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом (а при письменной передаче высказывания — материальная последовательность начертаний, воспринимаемая зрением). План содержания — это выраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иные сопровождающие эту информацию эмоциональные моменты.

3.Ассиметричностъ знака (1 ед. плана выражения может равняться нескольким единицам плана содержания: омонимы, многозначные слова).

4.Воспринимаемость и объясняемость (значение можно истолковать, объяснить).

5.Интерпретируемость (можно истолковать по-разному).

6.Знак существует только в системе, его можно объяснить только в системе, так как разные системы имеют разные толкования.

7.Конвенциональность (имеет договорную основу) и произвольность. Человек может приписать любому выражению любое содержание. В знаке нет сущностно-необходимой связи между планом выражения и планом содержания.

8.Мотивированность - разная степень обусловленности плана содержания и плана выражения, (сложные слова можно объяснить через их составляющие, простые чаще из-за исторической традиции). Дискретность (членимость), структурность (иерархичность), социальность (связь с человеком), информативность, репрезентативность (самопредставление и представление др. знаков).

7. Язык и мышление. Семиотика и проблема языкового мышления. Полиморфность мышления человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: