Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса

Одна из ведуш отраслей рос пр-ти. Продукция играет решающ роль в реализации достижений НТП во всех отраслях хоз-ва. В развитых странах машстрой явл глав отр пр-ти. До эк кризиса так было и в России. Машстрой в наиб степени потсрадло от эк кризиса. Это сам слож и диверсифициров отрасль пр-ти. В более обобщен виде ром МК вкл: пр-во средств пр-ва, воен техника и оружие, пр-во средств транспорта. Обилие подотраслей обуслов разнообразие их размещения. По мере развития НТП все более возраст: потенц возм-ть налаживания тесных связей по линии кооперирования пр-ва, тяготение к науч базам, тяготение к высококвалиф труд рес-сам. Одноврем уменьш значение топливо- сырьев и энерг фак-ров. В отрасле стр-ре МК наблюд перенос в сторону ВПК и мала доля пр-в: продукции для потреб насел, оборуд-ния для легкой и пищев пр-тей, точного и сложнго машстроя. ВПК-слож система учреждений, орг-ций и пред-тий. В состав ВПК вход: науч-исслед орг-ции, заним террор разраб-кой; конструкт бюро; испытат лаборатории, базы, аэродромы, полигоны; пр-во серийн выпуска оружия, техники; орг-ции по маркетизации и экспорту оружия. Осн отрасли ВПК: наука и науч обслуж-ние, авиакосмич, воен судостроение, пр-во ядер оружия, бронетанк пр-ть, стрелков оряжие, артил системы. Факторы размещения пр-в: науко-, материало-, трудо-емкость; потреб-ти в высококвалиф кадрах, возм-ть налаживания кооперир связей. Осн часть продукции ВПК выпуск машстроит пред-тия, однако, немало пр-в конц-ся в др отраслях пр-ти(Чер мет, цвет мет, нефтехим, химия). Науч-исслед орг-циии конструкт бюро в своем размещении тягот к крупн центрам страны, прежде всего городам-миллионерам и их спутникам. Ядро ВПК-аэрокосм пр-ть. В транспорт машстрое выс ур кооперирования пр-ва(узлы, детали, мат-лы- пред-тия-смежники) эти звенья наукоемки, трудоемки и треб высоквалиф кадров, что обслав то что пред-тия впис в среду старопромыш р-ны с мноотраслев стр-рой хоз-ва. Сюда входят аэрокосм пр-ть- авиац-косм, ракетнокосм. Авиа- Приволжский ФО, ракетно-косм- Уральский ФО. Крупн центры а/м строения- Приволжский (ГАЗ, ВАЗ, Камаз, УАЗ)+ Москва, Ижевск. Газ-крупнейш, выс доля ВПК. Автобусы-Курган, Ульяновск, Павлово на Оке, Ликино-Дулево. Ж/д машстроение: пр-во пассажир вагонов- Торжок, вагонов метро- С-Пб, грузов вагоны- Ме заводы(Ниж Тагил, Абакан). Судостроение- располаг в удоб мор гаванях, устьях круп судоход рек., учит металлоемкость, трудоемк, высококвалиф кадры, связь по кооперированию: линейн пассажир суда, грузо-пас суда, наливные, ледоколы-атомоходы, науч суда. Лидер- С-Пб.+ Выборг, Северодвинск, Мурманск, Астрахань, Ростов-на Дону, Владивосток, Находка. На Дал Вост- судоремонт, в Архангельске- строит-во лесовозов. Строит-во реч судов- на важ реч артериях. Тракторостроение: первые заводы- Волгоград, Челябинск (круп Зернов р-ны, мощ метал базы). Позже- Липецкий, Рубцовский. С усилением спец-ции отрасли- С-Пб(кировец), Петрозаводск. Электро-эн машстрой- выс культура пр-ва, выс роль квалиф рабочих, выс трудоемк. С-Пб-крупн центр- мелкосерийное,индивид пр-во гидравлич, паров, газ турбин и генераторов. (мет завод, электросила, ижорский) + Екатеринбург(газ турбины), Новосиборск(пар гидравл турбины), Волгодонск(атом реакторы). С-Пб, Брянск, - дизели для судов. Пенза, Коломна- дизели для тепловозов. Горно-шахт оборуд-ние- тягот в угол районам. Метал оборудование-Урал) экскаваторы, Эл-терм печи). сельхоз машстрой приуроч к с/х р-нам с учетом их профиля. Зернов комбайны- Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск. Картофел комбайны-Рязань, Тула. Элестротехника, приборостроение- тягот к крупн городам. ВЫВОД: в целом пред-тия размещ повсеместно, но наиб конц-ция хар для старопром р-нов евр части- Централ, Приволж, Уральск, С-Пб. Осн причины кризиса: демилитариз экономики, морал и физ износ оборудования, сократ выпуск ср-в пр-ва, конкуренция зарубеж товаров. С 99г положение МК улучш. Локомотивы подъма- транспорт машстрой и пр-во ср-в пр-ва.

Транспортный комплекс РФ: его состояние и проблемы развития. Основные технико-экономические показатели разных видов транспорта, их влияние на размещение производства. Усиление роли транспортного фактора в последние годы.

«Кровенос система гос-ва», осущ перемещение людей, веществ, энергии и инф-ции. Т.-мат-тех основа реализации нар-хоз спец-ции, комплекс развития, кооперирования пр-ва, тер разделение труда. Т. Обслуж мат пр-во, людей, капитала. Транспорт общего пользования: ж/д, морской, внутрен водный, воздуш, магистрал-трубопровод, электрон, связь. В России значение Т очень велико во всех сферах деят-ти. Именно с больш континент просторами связ огром зпротяж-ть трансп путей. Климат условия огранич во времени использ богатых и дешевых естеств вод путей. Важ роль в России- Т больших расстояний, выс скоростей, возм-ть беспрерыв работы. – ж/д, трубопроводы. Для оценкт работы транспорта важно расстояние, на кот перемещ грузы. Протяж ж/д – 90 тыс км. Автодороги с тверд покрытием- 750 тыс км, внутр воды-100 тыс км.нефтепроводы- 60 тыс км, авиалинии- 80тыс, мерополитен- 400. для РФ типична регионал неравномер-ть обеспечения Т. Автодорог в Централ районах в 100 раз больше чем на Дал Востоке. Ж/Д: наиб благоприят сочетание тех-экон показателей- бол пропуск спос-ть по однопут Эл-фицир дороге, скорость движения- медленвоздуш и а/м, но быстрее реч и морск., регуляр-ть-меньше др зависит от климатич условий, м.б. проложены в любых направлениях за искл высокогор р-нов, сравнит низ себест-ть перевозим грузов-выше морск, но ниже а/м, авиац и реч. МОРСКОЙ: наиб дешевый, нет затрат на содержание и создание путей, бол грузоподъемность, низ себестоим-ть, суровые климат условия малая освоенноть. Внешнеторг перевозки. Удаленность большинства разв регионов от мор путей. Оч важен Каспийск бас-н, но не им выхода в океан. Некот часть недостатков преодолимы- увелич навигац период можно с пом строит-ва ледоколов, развитие тихоокеан бас-на (ДалВосток). РЕЧНОЙ: глубоковод пути по провоз грузоспос-ти лучше ж/д, в районах, где мало ж/д речной Т не заменим (Дал Восток), сред себест-ть близка к ж/д, но регионал рахличия значит. Недостатки: сезонность, погод условия, невыс скорость, больш рек текус юг-север, а осн грузопотоки идут в широтном направлении восток-запад, загрящнение рек. А/М: дорогой но маневренный, выс скорость доставки, эк эффект на корот расстояния, в р-нах отсут ж/д использ а/м Т на больш расстояния. ВОЗДУШНЫЙ: самый дорогой, наиб скоростной, пассаж перевозки, дорогие скоропорт грузы. ТРУБОПРОВОДЫ: сам экономич для нефти, газа, нефтепродуктов, везде, спрямлены-короче ж/д и вод путей, круглогодич, себест-ть передачи нефтегрузов в 3 раза больше чем по ж/д, а расход топлива в 12 раз меньше. ЭЛЕКТРОННЫЙ: передача Эл/эн по ЛЭП на бол расстояния, намного дешевле, чем перевозить топливо для ЭС. ВЫВОД: наиб оптимал распред-е грузов: больш-во грузов на более 100 км- ж/д, массов дешев грузы, мин строй мат-лы, МЕ- речной, скоропорт, дорогие- а/м, срочные, штучные, дорогие, скоропорт на дальние расстояния- воздуш, нефть, газ,трубопровод, водный, ж/д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: