Теория познания Дж. Локка. Значение «внешнего» и «внутреннего опыта» в формировании идей. Дж. Локк о воспитании человека и гражданина. Социальная философия Дж. Локка

Предметом философии Дж. Локка стали эмпирическая философия познания и политическая доктрина либерализма (он выдвинул идею разделения власти на законодательную и исполнительную). Теория познания Локка основана на английском эмпиризме и материализме Бэкона. Вторая ее составляющая – критика «врожденных идей» Декарта. Согласно Локку, не существует никаких «врожденных идей» (включая и идею Бога), а все человеческое знание проистекает исключительно из опыта: во-первых, из внешнего (наши ощущения) во-вторых, из внутреннего (рефлексия). Поэтому в основе всякого знания лежат простые идеи, они пробуждаются в уме различными качествами тел: первичными (протяженность, плотность, движение), эти качества сходны с идеями. Существуют еще вторичные качества тел (цвет, вкус, звук, запах), они также воздействуют на ум, но идеи с ними уже не сходны. Разум человека соединяет, сопоставляет, абстрагирует и, таким образом, из простых идей (возникших от первичных и вторичных качеств тел) образует сложные идеи (субстанция, априорность и т.д.). Истина, таким образом, – это соединение и разъединение идей, выражающее соответствие действительности. Таким образом, основа познания – индивидуальный опыт и деятельность рассудка. Эти идеи повлияли на формирование представлений о человеческом сознании и человека в целом. Человек и его сознание – это чистый лист бумаги (tabula rasa) и опыт пишет на ней свои письмена. Другими словами, человек формируется из того, что его окружает и благодаря процессу познания.

Локк – отец современного либерализма. Цель: освободить человека от всех форм зависимости от других людей. Социальная философия Локка стала основой английской политэкономии. Адам Смит – ученик Локка. Границы собственности: выход за границы необходимой собственности не в том, что у человека много собственности, а в том, когда часть собственности лежит без движения, не принося ему никакой пользы. Локк против феодальной собственности. У феодала много собственности, но часть ее не приносит пользы ни ему, ни обществу (критерий – порча собственности). Лишнее надо продать, обменять и т. п. Человек является собственником, в первую очередь над своей личностью, своими действиями и результатом своего труда. В основе собственности лежит труд в любой его форме. Земля – мать богатства, а отец – труд. Только труд дает право на собственность. У Локка любое деяние являются трудовым деянием (то, что провозглашает протестантизм – труд предпринимателя). Гражданское общество - свободное рыночное общество, общество самодействующих индивидуумов. Государство строится на основе общественного договора. Государство не возвышается над обществом, а служит ему. Это принцип первичности гражданского общества, частных отношений людей перед экономикой. Базисом такой государственной системы является верховенство прав личности. Государство должно обеспечить эти права человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: