Копернианский переворот» в философии И. Канта. Априорные формы наглядного представления. Границы познания. «Вещь-в-себе» и антиномии чистого разума

Имануил Кант (нем. VIII в Кёнинсберг) – трансцендентная идеология. Что такое истина? Как человек научно познает мир?

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.


Смещение Кантом центра тяжести с познания внешнего мира на познание априорных форм рассудка и есть коперниканский переворот в философии.

"Коперниканский переворот" Канта несет в себе и другой смысл, указывающий нам на противоречивость (двойственность) кантовской позиции. Этот переворот разрешает в определенном смысле проблему человека, которая была поставлена самим Коперником: Коперник отнял у человечества его центральное место в мире. "Коперниканский переворот" Канта - восстановление этой позиции, так как великий кёницбергец не только доказал, что наше пространственное положение в мире несущественно, но показал, что в определенном смысле наш мир вращается вокруг нас, что мы - те, кто, по меньшей мере отчасти, создает открываемый нами в мире порядок. Мы - те, кто творит наше знание о мире. Мы - те, кто исследует мир, а исследование - это творчество, искусство. Пространство и время не объективны, и являются условиями чувственного опыта. Пространство априорно (врожденно). Оно существует до опыта и организует опыт. Оно субъективно- это свойство восприятия человеком внешнего мира. Время – условие внутренней организации опыта. Ощущения упорядочены по временной шкале. «Теперь» - это безостановочность моментов. Все аспекты времени втянуты в настоящее. Время не в природе, а в человеке.

И. Кант обозначил границу познавательных возможностей для науки как границу между миром явлений (ощущений) и трансцендентным (не явившимся в ощущениях, т.е. потусторонним, непознаваемым). Возможности науки ограничены трансцендентным миром. Как только исследователь выходит в сферу трансцендентного, он запутывается в неразрешимых противоречиях – антиномиях (например, невозможно при помощи научной логики ни доказать, ни опровергнуть прямо противоположные утверждения «Бог есть» и «Бога нет», «мир конечен» и «мир бесконечен»). Разум по своей природе антиномичен и диалектичен, утверждает Кант. Именно антиномии, противоречия разума побудили Канта к критике разума и устранению противоречий. Антиномии чистого разума – допущение противоположных логично обоснованных высказываний. Кант называет четыре антиномии.

Первая антиномия. Тезис: «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве». Антитезис: «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве».

Вторая антиномия. Тезис: «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого». Антитезис: «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого».

Третья антиномия. Тезис: «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность». Антитезис: «Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы».

Четвертая антиномия. Тезис: «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность. (Бог есть). Антитезис: «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причины». (Бога нет).

Антиномии возникают всякий раз, когда мы представляем мир бесконечным и абсолютным, единым целым. Кант опровергает ложное, по его мнению, утверждение, что мир как Целое можно познать с помощью науки.

Априоризм как методологический подход в познании помогал Канту преодолеть противоречие между эмпиризмом и рационализмом, объяснить основание истинного и необходимого знания.

Логика. Как мыслить? 12 категорий По 4 основаниям:

1) Количества (совокупное, единичное), 2) Качества(сущность), 3) Отношение (причина- следствие), 4) Модальности (действительность, возможность)

Категории – это наши способы вносить критику. Способность думать врожденная (у собаки такого нет). Мир не познаваем в своей сути – Кант был агностиком. Агностицизм - терминология, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира. До конца понять нельзя, даже если мы создали этот предмет мы всё равно не поймём до конца, потому что нужно быть этим предметом. Мы и себя понять не можем так как мы не являемся условиями для этого. Только Бог может понять. Какие мы для себя, и какие для других, это абсолютно разные вещи. Кант говорил: «Ging-an-sich” «вещь-в-себе.» - Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства. Конечно, вне нас существуют тела, но это – название, означающее только явление того неизвестного нам, но тем не менее действительного предмета.

А есть ли границы для научного познания? Есть! Наука может заниматься не всем. Она может заниматься только тем, что дано в эмпирическом опыте (Богом, бессмертием, душой наука заниматься не может). Ошибки, в которые впадает разум, когда выходит за пределы возможного опыта. Следовательно, когда опыта нет, то разум с неизбежностью впадает в противоречия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: