Глава 2. Права человека в истории политико-правовой мысли

§ 1. Идеи прав человека в античной и средневековой Европе

Права человека - их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находящаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли.

В разные эпохи проблема прав человека, по существу оставаясь политико-правовой, в зависимости от расстановки социальных сил, культуры и традиций приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание.

Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества. Тысячелетия шел поиск способов взаимоотношений индивида и власти; по мере общественного прогресса и развития человечества по пути свободы все более четко проявлялось стремление ограничить всевластие государства, оградить человека от произвольных действий государственных органов и должностных лиц, предоставить личности как можно более широкое поле для самоопределения.

"Всемирная история, - писал Гегель, - это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах" <1>.

--------------------------------

<1> Гегель Г.В.Ф. Соч. М.; Л., 1934. Т. 8. С. 98 - 99.

Права человека - это наиболее зримая государственно-правовая форма объективации конкретно-исторических ступеней свободы. Каждый человек имеет прирожденное неотъемлемое право на определенный объем благ (материальных и духовных), обеспечению которых должны содействовать общество и государство.

Объем же этих благ всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Резкая поляризация общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразие цивилизаций (европейской, азиатской и др.) не давали возможности правам человека обрести признак универсальности, основанный на принципе формального равенства, получить современное звучание.

Идея прав человека, несомненно, имеет длительную историю.

В объяснении же истоков происхождения прав человека бытует два подхода. Первый связывается с древностью, второй - с XVII - XVIII вв. - периодом становления буржуазии как класса.

Можно выделить три основных направления исторического развития концепции прав человека в античной и средневековой Европе:

1. Формирование идеи человека, личности как чего-то отдельного, выделяемого из рода, общины, государства; как самостоятельного субъекта права.

2. Развитие собственно правовой системы, кодификации законов и становление юридических институтов в древности и средневековье.

3. Разработка идеи универсальности прав и законов, их применимости ко всем людям без исключения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Саидов А.И. Международное право прав человека. М., 2002. С. 18.

Возникновение представления о прирожденном, неотчуждаемом характере прав человека относится к античному времени, к идее естественного права человека в правовой мысли Древней Греции.

В античном обществе - Древней Греции и Древнем Риме - содержание прав человека связывается с античным полисом.

Само зарождение концепции прав человека в VI - V вв. до н.э. в древних полисах (Афины, Рим), где впервые возникли идеи демократии, и появление принципа гражданства были значительными вехами движения человечества к прогрессу и свободе. В древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в отправлении правосудия и т.д. При этом такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом.

При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних полисов такой институт мог быть порожден лишь высоким уровнем культуры, выступая в то же время как средство функционирования этой культуры, ее дальнейшего развития и обогащения. Не случайно в эту эпоху идея и институт гражданства были характерны лишь для такой уникальной формы государственного устройства, как полития.

Однако следует заметить, что в античной мысли господствовала концепция государственного всевластия и речь шла о правах гражданина, а не о правах человека как таковых. Право вообще и права отдельных людей - членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.

Идея справедливости полиса и закона отчетливо присутствует в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.).

В этом плане следует отметить существенное правовое значение суждений семи мудрецов Древней Греции (конец VII - начало VI в. до н.э.). Одним из семи мудрецов был Солон (около 638 - 559 гг. до н.э.) - знаменитый афинский государственный деятель и законодатель. Особый интерес представляет понимание Солоном закона (и его власти) как сочетания права и силы <1>. Реализуя представление о надлежащей мере в своем законодательстве (594 г. до н.э.), он уничтожил долговое рабство и ввел в Афинах умеренную цензовую демократию, пронизанную идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных.

--------------------------------

<1> См.: Права человека в международном и внутригосударственном праве: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев. Казань, 2004. С. 9.

В своих элегиях Солон отмечал:

"...всех я освободил. А этого достиг

Закона властью, силу с правом сочетав,

И так исполнил все я, как и обещал,

Законы я простому с знатным наравне,

Для каждого прямую правду указав,

Так написал" <1>.

--------------------------------

<1> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2003. С. 38 - 39.

Поиски объективной формы справедливости и права для полиса и его граждан были продолжены пифагорейцами (VI - V вв. до н.э.). Пифагорейцы при освещении проблем права и справедливости первыми начали теоретическую разработку понятий равенства, справедливости, которые заключались, согласно пифагорейцам, в воздаянии равным за равное. Это сыграло важную роль в формировании идей правового равенства людей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Утченко С.Л. Политические учения Древней Греции и Рима. М., 1977. С. 41.

Они также внесли заметный вклад в рационализацию представлений о равенстве как характеристике и свойстве справедливости. Это имело прямое отношение к рационализации представлений о принципе формального (правового) равенства, поскольку справедливость - это абстракция права, его абстрактное выражение и определение.

В содержательном плане их определение справедливости как "воздаяние равным за равное" представляло собой определенную теоретическую абстракцию и формализацию принципа талиона ("око за око, зуб за зуб").

Существенная для естественно-правовой теории характеристика закона и государства как чего-то искусственного, вторичного и обусловленного неким естественным началом (естественным развитием человеческого общества) встречается в развернутом виде уже у Демокрита (около V - IV вв. до н.э.). Соотношение естественного и искусственного - это соотношение того, что существует "по правде" (т.е. в природе, в действительности), и того, что существует лишь согласно "общему мнению" <1>.

--------------------------------

<1> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 40 - 41.

Представление о равенстве и его связи со справедливостью и правом было углублено и развито Сократом, Платоном, Аристотелем. Трактуя равенство как принцип справедливости и права, они при этом различают два вида равенства: равенство арифметическое (равенство меры, числа, веса и т.д.) и геометрическое (равенство по достоинству). Говоря о необходимости соблюдения всеми разумных и справедливых законов полиса, Сократ утверждал (469 - 399 гг. до н.э.), что только на этом пути достижима свобода - прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства.

Рационалистические цели Сократа были развиты его учеником Платоном (427 - 347 гг. до н.э.). В его проекте идеального государства отсутствуют частная собственность и деление людей на свободных и рабов. Характеризуя справедливость в идеальном государстве, Платон писал: "Заниматься каждому своим делом - это, пожалуй, и будет справедливостью", "справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое" <1>. Эту же проблему по-своему стремится разрешить и Аристотель. Право (и естественное, и волеустановленное) - это, по Аристотелю, политическое право. Оно возможно и имеет место только в государстве, т.е., согласно Аристотелю, в условиях политической (полисной) организации людей, "причем для (граждан) свободнорожденных и равных пропорционально или арифметически" <2>.

--------------------------------

<1> Права человека в международном и внутригосударственном праве: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев. С. 11.

<2> Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 24.

При господском (т.е. неполитическом) типе власти и отношений (в варварских деспотиях, в отношениях между господином и рабом и т.д.) право, согласно Аристотелю, невозможно.

Все это в целом означает, что, по Аристотелю, естественное право возможно как политическое право, а права человека - лишь как права гражданина (члена полиса). Аристотелем также было развито учение о двух видах справедливости (при распределении всего - власти, почести, выплат и т.п.).

Реальное соотношение прав гражданина и полиса (политического целого, государства) в эту эпоху отчетливо отражено в осуждении и казни Сократа, выступившего с принципом индивидуальной свободы и автономии личности.

Одна из ранних страниц распространения идеи прав человека на женщину связана с платоновской концепцией равноправия женщин с мужчинами (правда, с недопущением женщин в высшие чины правителей).

Говоря о формировании представлений о правах человека, следует упомянуть и аристотелевскую защиту прав индивида (особенно в вопросах частной собственности и независимой от государства индивидуальной семьи).

Начало антично-просветительского подхода к человеку связано с творчеством древнегреческих софистов. Знаменитая формула софиста Протагора: "Мера всех вещей - человек" <1> - обладает огромным общегуманистическим потенциалом, значимым и в области правовой проблематики.

--------------------------------

<1> Там же. С. 25.

Ряд софистов (Антифонт, Ликофрон, Алкидам) выступили с идеей естественного равенства всех людей - равенства по природе, по естественному праву. Неравенство людей, включая и их деление на свободных и рабов, трактовалось при этом как следствие искусственных человеческих установлений, полисных законов. Идею равенства людей и их "личных прав", обусловленных природой и гарантируемых полисным законом, обосновал Ликофрон. Эта плодотворная концепция, существенная для истории учений о правах человека, опиралась у Ликофрона на представления о договорном происхождении полиса и его законов.

Усилиями греческих и римских стоиков (от Зенона до Сенеки) идея равенства людей как сограждан единого космополитического государства (в сочетании с критикой рабства) была выведена за узкополисные и этические рамки и распространена на всех представителей человеческого рода.

Стоик Марк Аврелий (в 161 - 180 гг. - римский император) развивал представления о "государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтящем свободу подданных" <1>.

--------------------------------

<1> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашева. С. 50.

С позиций естественного права философское учение о государстве, законе и правах людей весьма основательно разработал Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.). Цицерон дает такое определение естественного права: "Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им или запрещая что-либо. Предлагать полную или частичную отмену такого закона - кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено, отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 51.

Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло "раньше, чем какой-либо писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано". Само государство как "общий правопорядок" - это по существу естественное право самих людей (граждан государства).

На новой основе идею всеобщего равенства и свободы людей (независимо от их имущественного положения, социального статуса, этической и государственной принадлежности и т.д.) проповедовали представители раннего христианства. Для развития представлений о правах человека важное значение имели, например, такие их требования и положения: "Где нет закона, нет и преступлений", "Каждый получает награду по своему труду".

Ключевую роль в концепции прав человека играет понятие субъекта права, разработанное в римской юриспруденции. Считая, что по естественному праву все рождаются свободными, римские юристы субъектами права признавали только свободных, оставляя рабов лишь в качестве объектов права.

Римскими авторами был обоснован и такой существенный аспект правового пространства, как всеобщность и единство требований закона: "Под действие закона должны подпадать все".

Юридическая конкретизация смысла и значения представлений о естественно-правовой справедливости, включая и соответствующее противопоставление справедливого права праву несправедливому и т.д., разработанная юристами Модестиком, Павлом, Юлианом, стала важной вехой в научном осмыслении проблем правосубъектности индивида и заложила необходимые теоретические основы для дальнейшего развития юридических положений о естественных правах и свободах человека.

Большое значение для развития концепций прав и свобод человека имели разработанное римскими юристами правовое понимание и толкование государства, правовое определение полномочий и обязанностей должностных лиц и учреждений.

Согласно римской юриспруденции государство в его отношениях с индивидами стоит не вне и не над правопорядком, а внутри его в качестве его составной части, которой присущи все основные свойства права вообще.

Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.

В Средние века вместо прежней поляризации между правосубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения в соответствии с сословно-иерархическим принципом строения и функционирования феодального строя в целом.

В согласии с непосредственно политическим и правовым значением сословного деления в феодальном обществе права человека стали определяться его сословной принадлежностью. Различные социальные статусы обусловливали разные уровни прав - привилегий людей в общей пирамиде феодальной системы "права - привилегии". Принцип правового равенства стал распространяться на более широкий, чем ранее, круг людей и отношений, правда, в их сословной дифференциации и ограниченности. Права человека на этой исторической ступени остаются различными по содержанию и объему правами-привилегиями членов разных сословий, сословными правами человека.

Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не исчезла в Средние века; она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях (например, в творчестве религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых юристов).

Практическое же выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословно-ограниченный характер и представляло собой закрепление сословных прав и свобод (вольностей).

Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями Средневековья.

Так, представители ряда юридических школ того времени (X - XI вв.), возникших в Риме, Павии, Равенне и других городах, в своем правопонимании ориентировались на идею правовой справедливости и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции.

Применительно к государству такой естественно-правовой подход означал приоритет (и верховенство) естественного права перед государством.

Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, Филипп де Бомануар и др.) защищали идею свободы, равенства всех людей перед законом.

Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека.

Согласно христианству все люди равны как "дети Божьи".

Ряд конкретизаций принципа равенства содержатся в Новом Завете: "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить", "В равное возмездие распространитесь и вы" <1>.

--------------------------------

<1> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 59.

Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августин, Фома Аквинский и др.).

Однако следует заметить, что в юридической мысли Средневековья идеи прав человека присутствовали значительно в меньшей степени, чем в римском праве.

Наиболее значимым правовым актом, закрепляющим сословные права и свободы, являлась принятая в Англии в 1215 г. Великая хартия вольностей <1>, которая по праву считается одной из исторических вех, положивших начало нормативному закреплению основополагающих прав человека. В ней провозглашался принцип верховенства закона, предусматривались определенные свободы для низших сословий (купцов и крепостных), юридические механизмы защиты от произвола властей. Хартия содержала основы конституционного правового государства, закрепляла права и привилегии сословий. Особую известность получила ст. 39, запрещавшая арест, заключение в тюрьму, лишение владений, объявление вне закона, изгнание или обездоливание каким-либо образом свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны. Эта статья гарантировала неприкосновенность свободной личности.

--------------------------------

<1> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 2001. Вып. 2.

К Средневековью относятся и первые международные нормы, касающиеся прав и свобод человека. Так, в 1555 г. в Аугсбургском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной Римской империи германской нации. Русско-византийские договоры X в. включали в себя нормы защиты прав иностранцев.

Развитие идей прав и свобод человека в период Античности и Средневековья, несомненно, послужило важной отправной точкой для дальнейшего развития идей свободы, равенства и прав людей в эпоху Возрождения, Реформации и Просвещения.

§ 2. Развитие идей о правах человека в период Возрождения,

Реформации и Просвещения. Немецкая классическая философия

В историческом и теоретическом развитии новых представлений о правах и свободах человека в эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы раздельных государственных властей, соответствующей новому соотношению социально-классовых и политических сил и вместе с тем исключающей монополизацию власти в руках одного лица, органа или союза. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.

Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личностей, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и в юридическое закрепление их результатов.

Важным составным моментом этого процесса стала концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную концепцию государства, Гуго Гроций (1583 - 1645) писал: "Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" <1>. С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связаны (у Г. Гроция и целого ряда последующих мыслителей) и положения о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.

--------------------------------

<1> Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. С. 74.

Развивая идеи Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Г. Гроций делил права человека прежде всего на естественные, вытекающие из разумной природы человека, существующие независимо от божественного авторитета, и права человека, возникающие путем установления, которые часто изменяются во времени и различны в различных местах. При этом определяющее значение Г. Гроций придавал естественным, а не политическим правам человека <1>.

--------------------------------

<1> См.: там же. С. 45.

В отличие от договорной концепции государства Т. Гоббс развивал идею единства естественного и позитивного права. По его мнению, безграничные свободы каждого и всех в естественном состоянии парадоксально оборачиваются, по мнению Т. Гоббса, высшей несвободой, поскольку каждый имеет право на все, включая жизнь другого. Человеческий эгоизм превращает такую свободу в войну всех против всех. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютное субъективное естественное право должно быть ограничено, нормировано, упорядочено под углом зрения совместной мирной жизни людей. Отсюда - естественные законы, т.е. предписания или найденные разумом общие правила, на основе которых люди должны прийти к соглашению.

Определяющее значение для естественно-правовой теории Т. Гоббса имеют законы эквивалента, справедливости и равенства в отношениях между людьми.

По теории Гоббса, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом.

Т. Гоббс обосновал положение о единстве естественного и позитивного права. Позитивный закон у него служит политическим средством осуществления естественного закона. Это один из аспектов права, в отличие от произвола, облеченного в форму закона.

Развивая естественно-правовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза (1632 - 1677) отмечал, что "цель государства в действительности есть свобода". Он подчеркивал, что "естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается" <1>, поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тираническому правлению <2>.

--------------------------------

<1> Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2. С. 261.

<2> См.: там же. С. 300.

В этой связи Б. Спиноза выделяет и исследует факторы, определяющие пределы государственной власти в ее отношениях с индивидами.

Во-первых, замечает он, такой предел обусловлен собственной природой государства, тем, что оно "зиждется на разуме и направляется им" <1>.

--------------------------------

<1> См.: там же. С. 302.

Во-вторых, к праву государства не относится "все то, к выполнению чего никто не может быть побужден, ни наградами, ни угрозами" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 303.

Так, согласно Б. Спинозе вне государства, вмешательства в жизнь и дела гражданина, т.е. в сфере его естественного права, находятся способность суждения, свобода совести, вопросы взаимной любви и ненависти людей, право человека не свидетельствовать против самого себя, право на попытку избежать смерти и т.д.

"В-третьих, наконец, - пишет он, - нельзя упускать из виду, что к праву государства менее всего относится то, на что негодует большинство" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Это означало, что право государства должно соответствовать мнению большинства и что государственная власть должна считаться с общественным мнением.

Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Дж. Локком (1632 - 1704). Такую форму государства он противопоставляет деспотизму.

Закон природы, согласно Дж. Локку, является выражением разумности человеческого существа и "требует мира и безопасности для всего человечества" <1>.

--------------------------------

<1> Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 8.

Дж. Локк стал первым классическим представителем идеологии естественного права. Он придерживался естественной концепции происхождения государства, т.е. концепции его возникновения, развития до создания каких-либо национальных образований или государственной власти, где все люди в общем обладают одинаковыми правами и обязанностями и каждый имеет право защищать свои права на жизнь, свободу и собственность. Естественное состояние людей понималось им как состояние полной свободы. Волевые действия людей в этот период независимы, сдерживаются лишь "голосом природы", требующим не вредить друг другу. Организованная община создается посредством общественного договора, основными задачами которого являются согласование и защита личных прав. Личность отдает в пользу государства ровно столько своих прав, сколько необходимо для более полного и свободного пользования оставшейся их частью, и в случае их нарушения имеет право на восстание против деспотического правительства.

Идеи, высказанные мыслителями эпохи Возрождения и их последователями, получили законодательное выражение в период ранних буржуазных революций в Англии. Так, в 1628 г. английский парламент принял Петицию о праве. Ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля:

- не вводить новые налоги без согласия парламента;

- не размещать армию на постой в домах населения;

- никого не наделять особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно законам и вольностям страны".

В результате Английской буржуазной революции (1642 - 1649) был принят ряд важнейших юридических документов, направленных на обеспечение прав человека. Важнейшее событие того времени - это принятие 26 мая 1679 г. Акта "О лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями" ("Habeas Corpus Act") <1>.

--------------------------------

<1> Международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. Вып. 2. С. 72 - 79.

13 февраля 1689 г. был принят Билль о правах, который действует в Англии до сих пор. Он был принят после свержения в 1688 г. короля Якова II Стюарта в ходе дворцового переворота, получившего название "Славная революция", и призыва на престол Вильгельма Оранского. В качестве компенсации парламент потребовал от нового короля признания ряда гарантий. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль о правах провозгласил:

- незаконным приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента;

- незаконным взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента;

- запрет содержать постоянную армию в мирное время;

- свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право подданных обращаться с петициями к королю. В Билле указывалось, что "обращаться с ходатайствами к королю составляет право подданных и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконны" <1>.

--------------------------------

<1> Билль о правах // Международные акты о правах человека. М., 1999. С. 14 - 18.

Теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека, увязанные с учением о разделении властей, дальнейшее развитие получили в эпоху Просвещения в трудах Монтескье, Вольтера, Джефферсона.

Эти мыслители в качестве главного выделяли принцип личной свободы. Назначение права они видели в том, чтобы оградить индивида от произвола, особенно со стороны властей, которые только сковывают его творческую инициативу и стремление к предпринимательству. Государственную деятельность при этом сводили до минимума. Идеологи раннего либерализма исходили из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами по взаимному согласию регулировать отношения между собой и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту. Функции государства сводились к охране правопорядка и к внешней политике. Теоретически такое взаимоотношение государства и личности должно было максимально обеспечить права последней.

Именно в творчестве французского юриста XVII в. Ш. Монтескье (1689 - 1755) концепция прав человека получила дальнейшее развитие.

Как и у Локка, его трактовка прав человека тесно связана с принципом разделения властей. Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, как отмечает Ш. Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга" <1>.

--------------------------------

<1> Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.

Монтескье также подчеркивает, что политическая свобода состоит в том, чтобы делать, что хочется. "В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принужденными делать то, чего не должно хотеть... Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане" <1>.

--------------------------------

<1> Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 289.

Другой аспект свободы, на который обращает внимание Ш. Монтескье, - это политическая свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину.

В этом втором аспекте политическая свобода заключается в безопасности гражданина.

Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства.

Значительный вклад в развитие идеи прав человека внес итальянский просветитель Чезаре Беккариа (1738 - 1794). Важнейший труд Беккариа - книга "О преступлениях и наказаниях" (1764). В ней можно выделить два аспекта:

- критику феодальной системы уголовного судопроизводства;

- изложение новых принципов, на которых должны быть построены уголовное право и процесс.

Великая французская буржуазная революция дала миру Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Революция смела прежнюю законодательную систему, а Декларация провозгласила новые принципы права. Историческое значение Декларации состоит в том, что в ней было провозглашено наличие "естественных, неотъемлемых и священных прав человека", вытекающих из самой природы. В Декларации также указывалось, что "цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Это свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению" (ст. 2). В ст. 3 было сформулировано положение о том, что "источник суверенитета зиждется по существу в нации" <1>.

--------------------------------

<1> Подробный анализ французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в ее исторической ретроспективе см.: Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность: к 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М., 1989.

Примечательна в данной связи и ст. 16 Декларации, которая гласит: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 209.

Декларация создавалась с учетом богатейшего опыта революционной эпохи. Ее теоретической основой явились труды французских просветителей - Вольтера, Монтескье, Руссо, Гельвеция, Мабли и др.

Активно использовали авторы Декларации творческое наследие зарубежных теоретиков Г. Гроция, Дж. Локка и др.

Авторы Декларации исходили из двойственности проблемы прав человека - права человека являются естественными правами, поскольку дарованы природой, а потому неотчуждаемы. Необходимость их защиты возникает лишь в случае посягательства на них. В естественном состоянии такой угрозы нет. Она возникает с момента начала перехода человека к гражданскому обществу. Поэтому постановка вопроса о защите прав человека от властей и индивидуумов уместна только в рамках общества, каким бы оно ни было, - племенем, городом, государством.

В рамках гражданского общества миссия защиты прав человека доверена закону, именно закону, который, как отмечается в ст. 6 Декларации, "есть выражение общей воли".

Права человека были закреплены и в Конституции Франции 1791 г., которая гарантировала следующие естественные и гражданские права:

1. Доступ всех граждан "к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их добродетелей и способностей".

2. Равномерный расклад налогов между гражданами "сообразно их состоятельности".

3. "Одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями, независимо от каких-либо личных разногласий".

Заметный вклад в разработку доктрины и конституционно-правовой практики разделения властей внесли такие американские мыслители, как Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон и др.

Горячим поборником идей естественных и неотчуждаемых прав человека был Т. Пейн (1737 - 1809). Он трактовал права человека как необходимое свойство его социального бытия и вместе с тем как принцип организации и деятельности правительственной власти и государства в целом. Права человека Т. Пейн рассматривал в качестве неотъемлемого атрибута республиканской формы правления у всех цивилизованных народов.

С республиканских и демократических позиций права человека обосновывал Т. Джефферсон (1743 - 1826). В подготовленной им Декларации независимости США (1776) была сформулирована идея неотчуждаемых прав человека. Декларация стала первым официальным документом, закрепившим эти права.

Таким образом, можно констатировать, что теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека, увязанные с учением о разделении властей, сыграли важную роль в процессе формирования конституционализма и заметно повлияли на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику.

Эпоха Возрождения с ее культом человека значительно обогатила и теоретически обосновала концепцию прав человека. Громадный шаг был сделан в эпоху Возрождения в Италии (XIV - XVI), в Западной и Центральной Европе (конец XV - начало XVI в.), когда был провозглашен приоритет принципа гуманизма, поставивший раскрепощенного человека в центр Бытия. Причем в определенной степени гуманистическое мировоззрение легло в основу идеологии прав человека.

Идея прав человека кристаллизуется в результате философского обоснования самоценности человеческой личности гуманистами Ренессанса. Важную роль сыграли также внесословное признание основных свобод, появление общих мировых судов, опыт борьбы за независимость швейцарских кантонов, Нидерландская революция.

Немецкая классическая философия. Близок философам Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804). Обоснование своих положений Кант строит на двух категорических (безусловных) императивах (веления или запреты). Под естественным правом Кант подразумевает естественные, прирожденные права личности. Кант, не останавливаясь на достигнутом в правовой мысли, далее развивал естественно-правовую интерпретацию прав человека. Он ставит вопрос об основании притязаний человека на признание своих прав. Естественные права человека до Канта просто декларировались, исходя из факта самого человеческого существования. Он создал свое учение о человеке и его прирожденных правах. По Канту, как физическое существо человек подчинен законам природы, но как волевое существо он подчинен законам морального мира. Эти законы, по убеждению Канта, можно было сформулировать как императивы, т.е. побудительные, безусловные правила:

1) "поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы";

2) "поступай так, чтобы твоя свобода сочеталась со свободой других по общему закону свободы".

В этих императивах заключена кантовская идея естественного права, под власть которого должны поставить себя каждое государство и издаваемые им законы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 260.

Самым ценным и существенным во всей кантовской теории является принцип, согласно которому каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, - в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен <1>.

--------------------------------

<1> Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII - начале XIX в. // История политических и правовых учений. М., 1995. С. 400.

Кант различает три правовые категории: первая - естественное право, т.е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом; вторая - положительное право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать естественному праву, т.е. требованиям категорического императива, и плюс сила принуждения; третья - справедливость, т.е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением. Субъективное право он делит на "прирожденное, которое принадлежит каждому от природы независимо от какого бы то ни было правового акта, и приобретенное, для которого требуется правовой акт". Положительное право должно соответствовать прирожденному.

Кант также сделал попытку отделить вопросы международных отношений от идеологических и религиозных. Так, Кант выступает одним из первых мыслителей, поставивших вопрос о правах человека как основном принципе устроения человеческого сообщества.

Кантовское учение об автономии личности, ее правах и свободах, о правовой политике, правовой организации государственной жизни, правовом союзе свободных государств как способе обеспечения международного мира и пути к вечному миру приобретает особую актуальность в современных условиях интенсивного развития общеевропейского и мирового процесса в направлении к повсеместному признанию и повсеместному утверждению идей господства прав и свобод человека.

Значительный вклад в философское обоснование идей свободы и права внес Гегель (1770 - 1831).

Если у Канта свобода личности, ее права, правовое государство - это долженствование, то у Гегеля они действительность, т.е. практическая реализованность разума в государственно-правовых формах наличного бытия людей.

Идея же свободы людей, по Гегелю, достигает своей полной реализации лишь в конституционно оформленных и развитых государствах современности. Подчеркивая внутреннее единство права и свободы, Гегель писал: "Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея" <1>.

--------------------------------

<1> Гегель. Философия права. М., 1990. С. 89.

Государство, согласно Гегелю, - это тоже право, а именно конкретное право, т.е. наиболее развитое и содержательно более богатое, вся его система, включающая в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общества. Тем самым государство выступает в трактовке Гегеля как наиболее полное выражение идеи свободы, поскольку "система права есть царство осуществленной свободы" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 67.

Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность.

Различая гражданское общество и политическое государство, Гегель под гражданским обществом понимает по существу буржуазное общество.

"Гражданское общество - область реализации свободы и права человека как частного лица, сфера особенных, частных целей и интересов отдельной личности" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 228.

Подчеркивая значение правовой организации государства для реализации свободы людей, поскольку в гражданском обществе, по мнению Гегеля, еще не достигается подлинная свобода, он характеризовал надлежащее разделение государственных властей как "гарантию публичной свободы" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 293.

С этих позиций он резко критиковал деспотизм как "состояние беззакония" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 302.

Подводя итоги вышесказанному, следует подчеркнуть, что либеральные традиции учения о правах и свободах человека и гражданина (Канта и Гегеля), идеи Канта о правовом государстве и правовом законе, Гегеля о гражданском обществе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества.

В целом же развитие идей прав человека периода Возрождения, Реформации и Просвещения оказало большое воздействие на дальнейшее развитие данного института и на ход исторического прогресса.

§ 3. Историческое значение Конституции США (1787),

Билля о правах (1789 - 1791),

французской Декларации прав человека и гражданина (1789)

Логическим продолжением развития идей о правах человека явились такие важнейшие правовые акты, как Конституция США (1787), Билль о правах (1789 - 1791), а также такие выдающиеся исторические документы, как Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина (1789).

На ранних этапах развития североамериканских колоний идеи прав и свобод носили ярко выраженный религиозный оттенок <1>, и только со временем они стали основываться на теории добровольного соглашения людей, или договорной теории. Американская концепция прав и свобод была построена на теории естественного права, которая основана на принципе обладания человеком в его естественном состоянии (т.е. вне общества или политической общности, государства) некими правами, коими он наделен самим фактом своего существования. Учение естественного права было развито американскими просветителями Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном во время борьбы за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции.

--------------------------------

<1> См. подробнее: США: Конституция и права граждан. М., 1987. С. 7 - 9.

Идеи Пейна и Джефферсона были направлены не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. Трудно переоценить великий гуманный пафос Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей: "Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они - при вступлении в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение" <1>. Декларация прав Вирджинии 1776 г. была первым государственным определением прав человека.

--------------------------------

<1> Цит. по: Virginia Declaration of Rights // Resources for Teachers on The Bill of Rights / By John J. Patrick and Robert S. Leming. ERIC. 1991. P. 57.

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 г., написанной Т. Джефферсоном и утвержденной Третьим континентальным конгрессом. В ней говорилось: "Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами". К ним Декларация относила право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Далее говорилось, что для обеспечения естественных прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". Эта формула полностью порывает с божественной теорией происхождения государства. Согласно Декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми. Кроме того, важнейшее значение имело положение Декларации о праве народа свергнуть неугодное ему правительство.

Во второй части Декларации говорилось о том, что король Англии является узурпатором, что он облагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом подчинить колонистов такой юрисдикции, которая чужда их конституции и не признается их законами.

Здесь же присутствует критика организации власти с позиций доктрины разделения (обособления) властей: король поставил судей в исключительную зависимость от своей воли в том, что касается определения срока их службы и размера жалованья (в метрополии существовали другие конституционно-правовые начала); король "прислал сюда толпу своих чиновников, разоряющих народ и высасывающих из него все соки"; "он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй". Главный вывод сводился к тому, что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен управлять свободным народом.

В заключительной части Декларации независимости США решение существовать "свободно и независимо" делегаты изложили в таких словах: "...уповая на помощь божественного провидения, мы взаимно обязываемся друг другу поддерживать эту Декларацию жизнью, имуществом и честью".

Эта Декларация провозгласила бывшие английские колонии "свободными и независимыми штатами".

Как сказал о Декларации Авраам Линкольн более чем полвека спустя после ее принятия, те, кто ее подписал, "просто хотели заявить о правах, чтобы они могли быть осуществлены так скоро, как позволят обстоятельства. Они хотели определить эталон принципов свободного общества, которые были бы знакомы всем и были всеми почитаемы, на которые бы все равнялись, за которые бы все боролись и пытались приблизиться к ним, никогда, однако, не достигая их и тем самым постоянно расширяя и углубляя их значение, привнося еще большее счастье и ценность в жизнь всех людей любого цвета кожи в любом месте" <1>.

--------------------------------

<1> По материалам Информационного агентства США.

Конституция США 1787 г. Принятие Конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. В феврале 1787 г. конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с целью пересмотра Статей конфедерации 1781 г. - первой Конституции США, принятой на Втором континентальном конгрессе. Однако конвент пошел дальше - он принял конституцию.

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбулы и семи статей, из которых только четыре разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Дж. Локка и Ш. Монтескье, сколько с учетом своего собственного опыта. Учредители Конституции не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, Конституция устанавливала систему "сдержек и противовесов", которая покоится на следующих основополагающих началах. Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти - конгресс - состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым способом. Палата представителей избирается народом, т.е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников, сенат - легислатурами штатов. Президент - носитель исполнительной власти - избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избираются населением отдельных штатов. Высший орган судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

Такой порядок, по мысли "отцов-основателей", должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т.е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эшелона власти.

В-третьих, Конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право отклонять любые законопредложения президента, которые он может вносить. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховному суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами конгресса.

Система "сдержек и противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

Конституция США заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Американская конституция положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов.

Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является основой американского федерализма.

Конституция США открыла новую веху в развитии американских прав и свобод. По мнению некоторых авторов советской школы <1>, к моменту своего принятия Конституция США якобы не содержала никаких положений, касающихся прав и свобод человека, что "вполне отвечало ее компромиссному духу и общему желанию всех консервативных сил не допустить углубления радикальных общественных преобразований в стране" <2>.

--------------------------------

<1> Такого мнения, например, придерживались Ф.В. Боровик, Г.Г. Санько. См.: Декларации и реальность / Под ред. В.И. Семенкова. Минск, 1987.

<2> См.: Декларации и реальность / Под ред. В.И. Семенкова. С. 81.

Однако с этим утверждением нельзя согласиться. Из анализа Конституции США можно сделать вывод, что она содержит ряд конкретных запретов против нарушения прав и свобод граждан. Например, говоря о законодательной ветви власти, ст. I запрещает приостановление действия привилегии приказа habeas corpus, а также принятие биллей об опале и законов, имеющих обратную силу.

Статья III (о судебной ветви власти) предусматривает, что все уголовные дела рассматриваются судом присяжных, а также устанавливает необходимость наличия строгих правил доказательств при осуждении за государственную измену.

Статья IV гарантирует, что "гражданам каждого штата предоставляются все привилегии и льготы граждан других штатов", а ст. VI запрещает применение проверки религиозности в качестве условий для занятия государственных постов и должностей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. М., 1993. С. 29 - 40.

Другие ученые советской школы (например, В.В. Согрин) утверждали, что разглагольствования об американской Конституции как о "вместилище всех и всяческих свобод и прав человека" - не более чем пропагандистская натяжка буржуазных идеологов США <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Согрин В.В. Права человека в США: декларации и действительность. М., 1987. С. 17.

Конечно, можно согласиться с тем, что в целом вышеуказанный перечень конституционных положений едва ли представляет собой всеобъемлющую хартию прав и свобод. Провозгласив многие важные демократические принципы и гарантии прав и свобод, Конституция США в то время не воспроизвела некоторые принципиальные идеи Декларации независимости, сохранила институт рабства и т.п. Именно поэтому большую актуальность приобрел Билль о правах, принятый вслед за Конституцией. Но тем не менее тот факт, что в США поддерживается настоящий культ Конституции, может служить достойным примером для подражания, но никак не предметом жесткой критики.

Билль о правах. Первые 10 поправок, получившие название "Билль о правах", были приняты конгрессом в 1789 г. и вступили в силу в 1791 г. Отсутствие в Конституции 1787 г. полного перечня прав и свобод граждан ее "отцы-основатели" обосновывали различными аргументами. Одни доказывали, что Конституция сама по себе является Биллем о правах <1>. Другие считали, что специальный свод прав и свобод является конституционным излишеством. Если права и свободы являются естественными, то они не нуждаются якобы в конституционной записи. Третьи указывали, что права и свободы уже закреплены конституциями отдельных штатов, а потому воспроизведение их в Конституции США излишне. На это критики проекта резонно возразили, что, если бы федеральная Конституция, подобно Статьям конфедерации 1781 г., объединяла не население страны, а штаты, сохраняя их суверенитет, тогда позиция ее составителей была бы понятна, но, поскольку федеральная Конституция объявлена высшим законом по отношению к конституциям штатов, включение в нее Билля о правах просто обязательно <2>.

--------------------------------

<1> Например, таково было мнение Дж. Вильсона и А. Гамильтона, которое и убедило большинство делегатов в отсутствии необходимости инкорпорации Билля о правах в текст Конституции. См.: Конституция США: история и современность. М., 1987. С. 80.

<2> См.: Согрин В.В. Права человека в США: декларации и действительность. С. 16.

Некоторые штаты требовали дополнить Конституцию США Биллем о правах, отказываясь ее ратифицировать <1>. В 1789 г. конгрессу были представлены поправки к Конституции, касающиеся прав и свобод индивида, которые впоследствии были приняты конгрессом и ратифицированы штатами 15 декабря 1791 г.

--------------------------------

<1> См.: там же. С. 17.

Некоторые считали, что Билль о правах был внесен сторонниками Конституции в качестве уступки за ратификацию Конституции штатами, где сильны были позиции антифедералистов <1>.

--------------------------------

<1> The Great Rights of Mankind. A History of the American Bill of Rights / By Bernard Schwartz. Madison House, 1992.

Поправки, составляющие Билль о правах, гарантируют свободу религии, слова и прессы. Они также провозглашают право граждан на мирное собрание, на подачу петиций в правительство для рассмотрения жалоб, на ношение оружия, на защиту личности, дома, документов и имущества от необоснованного обыска или конфискации, на судебное разбирательство и публичное, беспристрастное и своевременное рассмотрение дел судом присяжных.

Необходимо отметить, что в литературе встречается мнение, согласно которому во время принятия Билль о правах рассматривался не как провозглашение прав человека, а как средство для защиты прав штатов от чрезмерных посягательств федерального правительства и что рассмотрение Билля о правах как акта, провозгласившего права человека, началось позже, преимущественно в решениях Верховного суда <1>.

--------------------------------

<1> The Great Rights of Mankind. A History of the American Bill of Rights / By Bernard. Schwartz. Madison House, 1992.

Первая поправка, включенная в этот Билль, регламентировала основные гражданские права и свободы. Здесь необходимо сказать несколько слов о самом понятии "гражданские права и свободы" <1>.

--------------------------------

<1> Следует отметить, что правоведы США относят понятие "гражданские права и свободы" главным образом к политическим партиям и нормам гражданских правоотношений, закрепленных в Конституции, вследствие чего понятия "гражданские права" и "политические права" употребляются как тождественные.

Еще в XVIII в. английский юрист Блэкстоун характеризовал гражданскую свободу как "великую цель всех человеческих обществ и управления государством, в котором каждый индивид располагает правом добиваться своего собственного счастья согласно своим взглядам на свой собственный интерес и следовать велениям своей совести, не ограниченным ничем, кроме как справедливыми, беспристрастными и равными для всех законами".

Среди множества определений можно выделить следующее, которое приводит российский ученый А.М. Каримский: гражданские права - это идеальные нормы, воплощающие и символизирующие требования последовательного осуществления равноправия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Каримский А.М. Конституция США и проблемы прав человека // Конституция США: история и современность. М., 1998. С. 249.

А известный ученый-американист В.Г. Каленский определяет гражданские свободы как установленную и гарантированную законом сферу автономии гражданина по отношению к государственной власти и другим гражданам. Это, продолжает он, либо свобода определенных действий, волеизъявлений, прежде всего свобода выражения мнений, требований и суждений политического порядка, либо право гражданина на невмешательство органов государства и других граждан в сферу его личных убеждений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Каленский В.Г. "Билль о правах" в конституционной истории США. М., 1983. С. 78.

Американский ученый Норман Дорсен утверждал, что на практике гражданские свободы обычно представляют требование прав, которые гражданин может утвердить в борьбе против государства. И далее он перечисляет эти права: свобода слова, свобода печати, свобода собраний и свобода объединений, право на участие в выборах, религиозная свобода, право на законное судебное разбирательство, а также право на равенство, поскольку оно позволяет людям участвовать в делах общества независимо от расы, религии, пола и других характерных особенностей человека, не связанных с его личными способностями <1>.

--------------------------------

<1> Norman Dorsen. Our Endangered Rights. Pantheon, 1984. P. 47.

Представляется, что с таким определением гражданских прав можно согласиться, хотя данный перечень едва ли можно назвать исчерпывающим.

Рассмотрим конкретные гражданские права, регламентируемые первой поправкой Билля о правах США. Она гласит: "Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание либо ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно со


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: