Философия абсурда А. Камю в работе «Бунтующий человек»

Подобно всем философам-экзистенциалистам, Камю полагает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира человек открывает не путем научного познания или философских спекуляций, но посредством чувства, как бы высвечивающего его существование, "бытие-в-мире"--Камю ссылается на "тревогу" Хайдеггера и "тошноту". Сартра, он пишет о скуке, "неожиданно овладевающей человеком. О том, что spleen, или "русская хакада", может понемногу овладеть кем-нибудь, известно всем и без философии. Кьеркегор был первым философом, который придал таким чувствам, как "меланхолия", страх, онтологический характер. Настроения и чувства не субъективны, они приходят и уходят не по нашей воле, раскрывают фундаментальные черты нашего существования. У Камю таким чувством, характеризующим бытие человека, оказывается чувство абсурдности -- оно неожиданно рождается из скуки, перечеркивает значимость всех остальных переживаний. Индивид выпадает из рутины повседневной жизни ("подъем, завтрак, четыре часа на фабрике или в конторе..." и т. д.), он сталкивается с вопросом: "А стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой?" Камю вспоминает о "логическом самоубийце" и Кириллове Достоевского, но ближе ему постановка этого вопроса в "Или -- Или" Кьеркегора: "Самоубийство -- отрицательная форма бесконечной свободы. Счастлив тот, кто найдет положительную". "Миф о Сизифе" Камю представляет собой поиск такой "положительной формы" бытия в мире, в котором религиозная

надежда умерла. Вопрос Камю таков: как жить без высшего смысла и без благодати?

Альбер Камю считал, что жить означает исследовать абсурд, бунтовать против него. “Я извлекаю из абсурда, — писал философ, — три следствия — мой бунт, мою свободу и мою страсть. Посредством одной только работы ума я обращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, — и отвергаю самоубийство”.

По мнению А. Камю, человек имеет выбор: либо жить в своем времени, приспосабливаясь к нему, либо пытаться возвыситься над ним, но можно и вступить с ним в сделку: “жить в своем веке и веровать в вечное”. Последнее не импонирует мыслителю. Он считает, что от абсурда можно заслониться погружением в вечное, спастись бегством в иллюзии повседневности или следованием какой-то идее. Иными словами, снизить давление абсурда можно с помощью мышления.

Решение абсурда видит он в бунте против него. Человек осознающий абсурд и не отворачивающийся от него, способен сам придать ценность своему существованию, не покоряется иррациональности Вселенной. Бессмысленность существования вселенной только подчеркивает величие человека, имеющий мужество жить в этом мире. Развивается ценность. Человек в бунте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: