Выбор заголовка. Анализ рубрикации

Литературная форма заголовка определяется его двойственным характером. Основное требование к заголовку – соответствие содержанию публикации. Имеет контактную функцию, рассчитан на привлечение внимания читателя, но не должен входить в противодействие с информационной функцией. Удачный заголовок указывает не только на ее тему, но и подсказывает композицию статьи, облегчает воспроизведение текста.

Дополнительные требования к заголовку: точность, ясность, простота, краткость, яркость, новизна. Выполнить одновременно все эти требования очень трудно. Удачный заголовок обладает и оценочностью, надо учитывать размещение заголовков на второй полосе или развороте, т.е. надо учитывать композиционные полосы, нельзя использовать однотипные заголовки с лексической и синтаксической точки зрения.

В заголовке может быть: обыкновенный (дает представление о теме и содержании), подзаголовок (развивает, уточняет заголовок), шапка (общий заголовок для нескольких материалов одной темы на одной полосе), рубрика (размещается над заголовком или сбоку от него, указывает на раздел газеты).

По степени сложности: простой (состоит из одного предложения, законченной мысли), усложненный (несколько самостоятельных логически завершенных частей), комплексный (основной заголовок и подзаголовки разной сложности).

По цели эмоционального воздействия: интригующий (зачем в ГИБДД спаивают пингвина?), страшные (учитель-убийца), сногсшибательные (слепые от рождения будут видеть. Но лишь 30 минут в году), скандальные (композитор укусил Пугачеву), интимные.

Наиболее распространенные ошибки:

1) Заголовок рукописи шире или уже ее содержания;

2) Двоякое толкование;

3) Крикливый, содержащий лишнее или неизвестное для читателя слово;

4) Невыразительность, стандартность.

Чтобы разнообразить заголовки, автор должен умело пользоваться экспрессивными средствами.

Работа над рубрикой нехудожественного произведения – разновидность мыслительной операции деления. Редактор должен помнить, что чем четче рубрикация рукописи, чем более мелкая структура у нее, тем она будет популярнее и доступнее для читателя.

Правила рубрикации:

1) На протяжении всего процесса деления должно выдерживаться одно основание (т.е. все рубрики текста должны быть связаны с главной, основной темой произведения);

2) Члены деления должны исключать один другого (не должно быть повторов, одинаковых рубрик);

3) Сумма объемов всех рубрик должна совпадать с объемом главной делимой рубрики (все рубрики вместе должны исчерпывать тему главной, объединяющей их рубрики)

При редактировании необходимо представлять тот логический пласт, который охватывает вся совокупность предметов и явления данной темы. Например, части речи в русском языке (10-14 рубрик, не меньше).

Редактор должен обратить внимание на идентичность рубрикаций: правильность структуры, взаимоподчиненность частей. Иерархия отрезков текстов: часть, раздел, глава, параграф, подпараграф (пункт).

Основные ошибки в построении:

1) Отход в сторону от темы;

2) Слабая связь между композиционными членами;

3) Бессистемное изложение материала;

4) Повторение мыслей, формулировок, цитат;

5) Противоречие при классификации;

6) Неудачная разбивка материала на абзацы.

Современная рубрикация может выглядеть (актуально употребление цифровых индексов) – 2.3, 2.3.1 и т.д.

При составлении оглавления надо соблюдать:

1) Римские цифры употребляются без скобок;

2) После цифры должна быть точка, если дальше идет заголовок. Если цифра используется вне текста, точка не ставится;

3) рубрики при помощи арабских цифр без скобок предполагают наличие точки. Со скобкой – без точки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: