Теории поведения человека в организации

Теоретические основы для проектирования моделей поведения человека в организации были заложены в XX столетии. При всех своих различиях они отражают три подхода к личности, которые известны как школы: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии.

Этапы возникновения и развития организационного поведения:

«Классический этап», получивший наибольшее развитие в США и Европе в 20 - 30 гг., Тейлор, супруги Фр. и Л. Гилбрет, А. Файоля. Путь к эффективности «классики» видели в повышении производительности, продуктивности и рациональной организации труда рабочих и управляющих. Учет «классиками» психологических свойств личности работников выводился за рамки рабочего процесса и рассматривался лишь в связи с рационализацией отбора и найма.

Содержание второго этапа коротко можно представить как осмысление результатов «хоуторнских экспериментов» и формирование «менеджмента человеческих отношений». Эксперименты проводились в Хоуторне близ Чикаго на заводе General Electric в течение 12 лет и сводились к изучению влияния материальных (экономических и физических) факторов на производительность труда. Изменялись освещение и отопление, длительность рабочего времени и перерывов, методы оплаты и др. Фиксировались не только психологическое состояние работников, но и некоторые физиологические показатели.

Третий этап - развитие когнитивного подхода. Этот подход имеет множество источников. Когнитивный подход делает акцент на позитивных и добровольных аспектах поведения, использует такие понятия, как ожидание, потребности и поощрение.

Обычай – правила общественного поведения, соблюдающиеся в силу установившейся привычке. Принятый порядок, общий образ действий.

Привычки – сложившиеся способы поведения, выполнение которых становятся потребностью. Это «вторая натура». Привычное поведение становится очень близким к инстинктивному и для индивида приобретает характер внутренних потребности.
Традиции – это общественное установление, нормы поведения, передающиеся от поколения к поколению. Сущность традиции составляет механизм передачи, хранения, воспроизводства и закрепления опыта, способ реализации обществ. отношений, поддерживаемый самой общественного мнения, массовых привычек и убеждения. Т.е обычаи, привычки, традиции, обряды, ритуалы являются нормой поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Первые теоретические подходы к определению сущности поведения человека содержатся в работах древнегреческих мыслителей и называется античное направление, представителями этого направления являются Сократ его ведущим воззрением была абсолютизация знаний, которые должны помочь человеку овладеть искусством жить. По его мнению только незнание порождает у людей негативные поступки. Платон по его мнению самая лучшая победа для человека это: покорить самого себя; благо то, что существует ради него самого; индивидуальное должно быть подчинено всеобщему; сила человека не в обособленности, а в причастности к коллективу; сила коллектива в организованности. Аристотель рассматривая сущность поведения людей, он исходил «человек по своей природе животное и политическое существо..». Склад души, по его мнению, выражается в привычках поведения, а добродетель есть умение избирать настоящий поступок. Благо считает Аристотель, везде и повсюду, и зависит от двух условий, первое, правильно установленной цели, для всякого рода деятельности и второе, отыскание соответствующих средств для достижения этих целей. Таким образом, античные мыслители явились первыми теоретиками поведения, а многие высказывания явились основой в поведении и актуальны и сейчас.

Становление теории поведения в средние века:

1) Школа научной организации труда. Основателем явл. Фредерик Тейлор.Науч. организация труда (НОТ) – это организация труда на основе достижения науки и передового опыта. Появилось направление тейлоризм – система методов управления и приемов труда. Труд, по Тейлору, это процесс создания стоимости. Поэтому с целью получения максимальной прибыли необходимо использовать достижения науки и техники.

2) Школа администр. управления. Ярким представителем являлся Анри Файоль. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами(1 - разработка рациональной системы управления организацией; 2 - построение структуры организации и управления работниками.) А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:
разделение труда, благодаря которому удается повысить его производительность:

§ равновесие между полномочиями и ответственностью;
дисциплина;

§ единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;

§ единство направления движения всех подразделений организации;

§ главенство общих интересов над личными;

§ достойное вознаграждение как условие верности работников;

§ равновесие между централизацией и децентрализацией;

§ иерархичность организации;

§ система во всем(порядок);

§ справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;

§ стабильность персонала и недопустимость текучки кадров;

§ инициативность в теории и выполнении плана;

§ корпоративный дух — ощущение себя членом команды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: