Школа человеческих отношений

Два ярких представителя этой школы - Мэри Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности.

5) Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции. Цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).

6) Школа научной организации труда:

Переход от ручного труда к индустриальному производству вызвал потребность научого обоснованиям производительность деятельности. Поведение работников и процесс управления ими. Таким образом возникла научная организация труда (НОТ). Основателем является Фредерик Тейлор. НОТ – это организация труда на основе достижения науки и передового опыта. Появилось направление тейлоризм – система методов управления и приемов труда. Труд, по Тейлору, это процесс создания стоимости. Поэтому с целью получения максимальной прибыли необходимо использовать достижения науки и техники. Формировать новые организационные меры. Тейлор создал модель эконом. человека, т.е рабочий не видит в работе никакого смысла кроме получения денег. Все индивид. особенности работников – унифицировались. Фрэнк Гилберт первым организовал систематическую подготовку инструкторов по НОТ. Он разработал наилуч. метод выполнения работ, а именно, более целесообразное и устойчивое устройство рабочего места, рацион. способы подачи материалов.След. продолжатель тейлоризма – Харрингтон мерсон. Он сформулировал 12 принципов производит. труда: 1. Точная формулировка цели; 2. Здравый смысл; 3. Профес. консультация; 4. Дисциплина; 5. Справедливое отношение к персоналу; 6. Точный и постоянный учет; 7. Диспетчирование; 8. Нормы и расписания; 9. Нормализация условий; 10. Нормирование операций; 11. Написание стандарт. инструкций; 12. Вознаграждения за производительность труда. В рамках принципа дисциплина предполагала систему поощрений и наказаний, но главным регулятором поведения он считал – организацию.

Классическая теория управления:

Первый научный подход к управлению возможностями человека в организации, основанный на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован и стать более эффективным, был сделан Ф.-У.Тейлором. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что положило начало развитию школы научного управления. Тейлоризм получил развитие в трудах супругов Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.

Разновидность классической школы управления - административная школа. Создателем классического (административного) менеджмента является Анри Файоль. Обобщая опыт руководства, А. Файоль создал теорию администрации. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые до сих пор с успехом используются в управлении организацией, - это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

Школа поведенческих наук:

Видным представителем школы поведенческих наук являлся Дуглас Макгрегор. Он изложил теории «X» и «У». В соответствии с этой теорией он выдвинул положения, характе­ризующих видение менеджера об отношении работников к труде. Теория X — человек имеет унаследованную неприязнь к работе, туповат, ленив и старается ее избежать, поэтому его постоянно нужно принуждать, контролировать, использовать угрозы и прибегать к наказанию. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности и более всего беспокоится о собственной безопасности.

Теория У — люди от природы не являются пассивными. У людей такой категории затраты физического и умственного труда также естественны и необходимы как игры на отдыхе. Такие работники могут осуществлять самоконтроль, принимать на себя ответственность.

Вклад в разработку теории мотивационной гигиены внес Фредерик Герцберг, В его теории факторами мотивационной гигиены выступают трудовые успехи, признание заслуг, сам процесс труда, продвижение по служебной лестнице.

Абрахам Маслоу, разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потреб­ностей», предложил следующую классификацию потребностей:

1) физиологическая потребность; 2) потребность в безопасности; 3) социальная потребность (принадлежность к коллективу, социальной группе); 4) престижная потребность (авторитет, служебный статут, служебный рост); 5) потребность в самоува­жении через творчество.

Школа человеческих отношений:

Мэйо. Хоторнский эксперимент на фабрике. Эксперимент со светом, интервью, выделение неформальной группы.

Сформулировал принципы научного управления:

- деятельность человека мотивируется преимущественно сложившимися групповыми нормами;

- жесткая иерархичность организации, осуществляемая в соответствии с тейлоровскими принципами научного управления, несовместима с природой человека и его свободой;

- руководители должны ориентироваться в первую очередь на людей.

Бихевиоризм – наука о поведении. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Джон Бродес Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S-->R стимул вызывает реакцию. Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий. Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым.

Теория функционализма: по Г. Спенсеру:

1) Так же, как сторонники системного подхода, функционали­сты рассматривали общество как целостный, единый организм,со­стоящий из множества частей: экономической, политической, воен­ной, религиозной и т. д.

2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может сущест­вовать только в рамках целостности,где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человечес­кого рода.

4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой час­ти, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее дру­гим частям восполнить нарушенные функции.

5) Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность, главным образом, потому, что она содержит в себе элементы контро­ля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

По мнению Г. Спенсера, социальный контроль держится на «страхе перед живыми» и «страхе перед мертвыми». «Страх перед живыми» создает государство, «страх перед мертвыми»— церковь. Главным же условием сохранения общественной целостности явля­ется согласие большинства общества с принятой в нем системой цен­ностей.

Теория социального научения:

По мнению Бандуры, образцы поведения могут приобретаться через прямой личный опыт, а также через наблюдение поведения других и его последствия для них (т. е. влияние примера). Существует несколько вариантов влияния модели на поведение наблюдателя. В процессе наблюдения могут приобретаться новые реакции; усиление или ослабление тех или иных моделей поведения, их сдерживание через наблюдение последствий поведения другого. Наблюдение поведения другого может облегчить воспроизведение собственных реакций.

Этапы отечественной теории организационного поведения:

Первый дореволюционный этап был наиболее продолжительным, его можно назвать периодом зарождения и становления отдельных элементов теории организационного поведения. Автором и редактором «Домостроя» был протопоп Сильвестр, советник царя Ивана IV (Грозного). До недавнего времени пишущие о «Домострое» отмечали грубость царивших в те времена нравов, деспотическую власть главы семьи и т.д., замалчивая такие позитивные стороны, как требования почитания властей и подчинения им, соблюдение христианских добродетелей и житейских правил. Дмитриев автор работ «Опыт органического синтеза трудовой ценности и теория предельной полезности» и «Экономические опыты» рассматривал экономические явления как результаты психических реакций хозяйствующих субъектов.

Второй (советский) этап с революции 1917 г. до нач. 90-х гг. ХХ в. – характеризовался крайней противоречивостью: с одной стороны, провозглашались права и свободы граждан, идеи равенства и братства, а с другой – сохранялась (и даже усиливалась) прежняя рутинная чиновничье-бюрократическая система управления производством и людьми.

Керженцев (Лебедев) в своих работах сформулировал ряд организационных принципов, главными из которых являются следующие:

1) четкое установление целей и задач организации;

2) определение типа организации;

3) разработка планов и методов деятельности;

4) внимание к подбору и расстановке кадров;

5) организация учета и контроля.

Заслугой П.М. Керженцева является выдвижение положения о ведущей роли человека в процессе производства. Макаренко изучал такие вопросы, как активная позиция личности, мотивация деятельности и поведения, механизмы формирования общественно ценных качеств человека и др. По его мнению, поведение человека должно быть сознательным, а «настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее сознательный период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно, поддержанная сложившимся общественным мнением и общественным вкусом».

Третий этап, начавшийся в конце 80-х гг. ХХ в., характеризуется началом радикальных экономических реформ, направленных на развитие рыночной экономики и свободного предпринимательства, что стимулировало развитие теории и практики организационного поведения в России. Среди работ этого периода можно выделить исследования Джермена Михайловича Гвишиани – специалиста по проблемам управления; Альберта Ивановича Кравченко, занимающегося изучением структур, функций и поведения в трудовых коллективах; Юрия Дмитриевича Красовского, исследующего «ресурсную концепцию организационного управления поведением» в фирме, и многих других, работы которых уже опубликованы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: