Два ярких представителя этой школы - Мэри Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности.
5) Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции. Цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).
|
|
6) Школа научной организации труда:
Переход от ручного труда к индустриальному производству вызвал потребность научого обоснованиям производительность деятельности. Поведение работников и процесс управления ими. Таким образом возникла научная организация труда (НОТ). Основателем является Фредерик Тейлор. НОТ – это организация труда на основе достижения науки и передового опыта. Появилось направление тейлоризм – система методов управления и приемов труда. Труд, по Тейлору, это процесс создания стоимости. Поэтому с целью получения максимальной прибыли необходимо использовать достижения науки и техники. Формировать новые организационные меры. Тейлор создал модель эконом. человека, т.е рабочий не видит в работе никакого смысла кроме получения денег. Все индивид. особенности работников – унифицировались. Фрэнк Гилберт первым организовал систематическую подготовку инструкторов по НОТ. Он разработал наилуч. метод выполнения работ, а именно, более целесообразное и устойчивое устройство рабочего места, рацион. способы подачи материалов.След. продолжатель тейлоризма – Харрингтон мерсон. Он сформулировал 12 принципов производит. труда: 1. Точная формулировка цели; 2. Здравый смысл; 3. Профес. консультация; 4. Дисциплина; 5. Справедливое отношение к персоналу; 6. Точный и постоянный учет; 7. Диспетчирование; 8. Нормы и расписания; 9. Нормализация условий; 10. Нормирование операций; 11. Написание стандарт. инструкций; 12. Вознаграждения за производительность труда. В рамках принципа дисциплина предполагала систему поощрений и наказаний, но главным регулятором поведения он считал – организацию.
|
|
Классическая теория управления:
Первый научный подход к управлению возможностями человека в организации, основанный на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован и стать более эффективным, был сделан Ф.-У.Тейлором. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что положило начало развитию школы научного управления. Тейлоризм получил развитие в трудах супругов Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Разновидность классической школы управления - административная школа. Создателем классического (административного) менеджмента является Анри Файоль. Обобщая опыт руководства, А. Файоль создал теорию администрации. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые до сих пор с успехом используются в управлении организацией, - это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.
Школа поведенческих наук:
Видным представителем школы поведенческих наук являлся Дуглас Макгрегор. Он изложил теории «X» и «У». В соответствии с этой теорией он выдвинул положения, характеризующих видение менеджера об отношении работников к труде. Теория X — человек имеет унаследованную неприязнь к работе, туповат, ленив и старается ее избежать, поэтому его постоянно нужно принуждать, контролировать, использовать угрозы и прибегать к наказанию. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности и более всего беспокоится о собственной безопасности.
Теория У — люди от природы не являются пассивными. У людей такой категории затраты физического и умственного труда также естественны и необходимы как игры на отдыхе. Такие работники могут осуществлять самоконтроль, принимать на себя ответственность.
Вклад в разработку теории мотивационной гигиены внес Фредерик Герцберг, В его теории факторами мотивационной гигиены выступают трудовые успехи, признание заслуг, сам процесс труда, продвижение по служебной лестнице.
Абрахам Маслоу, разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей», предложил следующую классификацию потребностей:
1) физиологическая потребность; 2) потребность в безопасности; 3) социальная потребность (принадлежность к коллективу, социальной группе); 4) престижная потребность (авторитет, служебный статут, служебный рост); 5) потребность в самоуважении через творчество.
Школа человеческих отношений:
Мэйо. Хоторнский эксперимент на фабрике. Эксперимент со светом, интервью, выделение неформальной группы.
Сформулировал принципы научного управления:
- деятельность человека мотивируется преимущественно сложившимися групповыми нормами;
- жесткая иерархичность организации, осуществляемая в соответствии с тейлоровскими принципами научного управления, несовместима с природой человека и его свободой;
- руководители должны ориентироваться в первую очередь на людей.
Бихевиоризм – наука о поведении. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Джон Бродес Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S-->R стимул вызывает реакцию. Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий. Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым.
|
|
Теория функционализма: по Г. Спенсеру:
1) Так же, как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный, единый организм,состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.
2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности,где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
5) Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность, главным образом, потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.
По мнению Г. Спенсера, социальный контроль держится на «страхе перед живыми» и «страхе перед мертвыми». «Страх перед живыми» создает государство, «страх перед мертвыми»— церковь. Главным же условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.
Теория социального научения:
По мнению Бандуры, образцы поведения могут приобретаться через прямой личный опыт, а также через наблюдение поведения других и его последствия для них (т. е. влияние примера). Существует несколько вариантов влияния модели на поведение наблюдателя. В процессе наблюдения могут приобретаться новые реакции; усиление или ослабление тех или иных моделей поведения, их сдерживание через наблюдение последствий поведения другого. Наблюдение поведения другого может облегчить воспроизведение собственных реакций.
|
|
Этапы отечественной теории организационного поведения:
Первый дореволюционный этап был наиболее продолжительным, его можно назвать периодом зарождения и становления отдельных элементов теории организационного поведения. Автором и редактором «Домостроя» был протопоп Сильвестр, советник царя Ивана IV (Грозного). До недавнего времени пишущие о «Домострое» отмечали грубость царивших в те времена нравов, деспотическую власть главы семьи и т.д., замалчивая такие позитивные стороны, как требования почитания властей и подчинения им, соблюдение христианских добродетелей и житейских правил. Дмитриев автор работ «Опыт органического синтеза трудовой ценности и теория предельной полезности» и «Экономические опыты» рассматривал экономические явления как результаты психических реакций хозяйствующих субъектов.
Второй (советский) этап – с революции 1917 г. до нач. 90-х гг. ХХ в. – характеризовался крайней противоречивостью: с одной стороны, провозглашались права и свободы граждан, идеи равенства и братства, а с другой – сохранялась (и даже усиливалась) прежняя рутинная чиновничье-бюрократическая система управления производством и людьми.
Керженцев (Лебедев) в своих работах сформулировал ряд организационных принципов, главными из которых являются следующие:
1) четкое установление целей и задач организации;
2) определение типа организации;
3) разработка планов и методов деятельности;
4) внимание к подбору и расстановке кадров;
5) организация учета и контроля.
Заслугой П.М. Керженцева является выдвижение положения о ведущей роли человека в процессе производства. Макаренко изучал такие вопросы, как активная позиция личности, мотивация деятельности и поведения, механизмы формирования общественно ценных качеств человека и др. По его мнению, поведение человека должно быть сознательным, а «настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее сознательный период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно, поддержанная сложившимся общественным мнением и общественным вкусом».
Третий этап, начавшийся в конце 80-х гг. ХХ в., характеризуется началом радикальных экономических реформ, направленных на развитие рыночной экономики и свободного предпринимательства, что стимулировало развитие теории и практики организационного поведения в России. Среди работ этого периода можно выделить исследования Джермена Михайловича Гвишиани – специалиста по проблемам управления; Альберта Ивановича Кравченко, занимающегося изучением структур, функций и поведения в трудовых коллективах; Юрия Дмитриевича Красовского, исследующего «ресурсную концепцию организационного управления поведением» в фирме, и многих других, работы которых уже опубликованы.