Особенности организации местной власти в советский период развития государства

После 1917 года в нашей стране победила концепция, согласно которой все представительные органы — сверху донизу — входят в единую систему государственной власти. Местные Советы народных депутатов представляли собой нижнее звено единого государственного аппарата. Сколоченные в жесткую государственную вертикаль, они были демократическим прикрытием монопольной власти партийного аппарата.

В феврале 1918 годы были ликвидированы все губернские и уездные земские учреждения, их аппараты вливались в аппараты местных советов. Таким образом, идеи местного самоуправления, предполагающие независимость и самостоятельность органов самоуправления вступили в противоречие с практическими задачами советского государства.

В соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года система местных органов государственной власти включала областные, губернские (окружные), уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также избираемые ими исполнительные комитеты. Городские и сельские советы избирались непосредственно населением. Съезды Советов избирались на основе многостепенных выборов.

По Конституции СССР 1936 года все звенья представительной системы РФ были строго централизованы. Съезды советов были упразднены и на всех уровнях представительными органами стали советы, а исполкомы - исполнительно-распорядительными органами.

Местные советы стали самыми многочисленными органами власти. В частности в РСФСР их образовалось более 28 тысяч. Срок полномочий местных советов был установлен продолжительностью в два года. К компетенции местных советов относилась разработка и реализации программ социально-экономического развития территории, участие в составлении бюджета, ряд других полномочий.

Главным признаком организации системы советов являлся демократический централизм, допускающий формальную самостоятельность местных органов власти при общей жесткой централизации государственной власти. Вышестоящие советы контролировали нормотворческую и текущую деятельность нижестоящих советов, имели право отменить противоречащие закону решения нижестоящих советов. Отсюда можно выделить целый ряд недостатков системы местного управления.

Во-первых, местные советы в силу сложившейся системы были неспособны решать вопросы местной жизни, они находились под контролем областных советов.

Во-вторых, на местные советы оказывало давление местное партийное руководство, строго следившие за соблюдением генеральной линии партии.

В-третьих, местные советы были фактически зависимы от исполнительных органов, аппарат которых организовывал деятельность местных советов. Все решения, принимавшиеся на сессиях советов, были заранее подготовлены исполкомами, их принятие являлось простой формальностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: