Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть

МС – рассматривается в следующих аспектах:

1. МС как право граждан на самостоятельное заведывание местными делами. КРФ признает и гарантирует местное самоуправление, его самостоятельность в решении вопросов местного значения, запрещает ограничение законодательно установленных прав местного самоуправления. Предусматривает возможность их судебной защиты. КРФ так же определяет, что граждане осуществляют МС непосредственно и (или) через органы МС. Право граждан на осуществление МС находит свое выражение в праве избирать и быть избранными в органы МС, в праве обращаться в органы МС, в праве определять структуру органов МС,

2. МС как один из принципов государственного устройства. Источником власти в РФ является народ, который осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно и через органы через органы государственного управления. КРФ определяет статус ораны МС в пределах своей компетенции самостоятельны, они не входят государственных органов. Фактически это означает наличие двух относительных систем власти: государственной и МС. Государственное воздействие ограничено правом МС на самостоятельное решение вопросов местного значения. Таким образом, МС есть закономерное и объективно существующая форма осуществления власти, без которой невозможно осуществления управления страной и обществом.

3. МС одна из форм организации публичной власти и управления. Европейская хартия о МС, исходя из того, что право граждан участвовать в управлении публичными делами непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне провозгласило МС одной из основ любого демократического строя. В РФ МС как одна из основ конституционного строя признается в качестве основополагающего принципа осуществления власти, определяющего систему управления демократического федеративного правового государства. МС одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Местное самоуправление занимает особое место в общей системе управления государством. Оно осуществляет связь между государством и населением и обладает всеми признаками власти (прежде всего главным - обязательностью его решений для населения, проживающего на территории муниципального образования). Осуществление МСУ обеспечивается посредством реализации функций муниципального управления. Государственное и муниципальное управления различаются не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим технологиям и процедурам. Местная (муниципальная) власть и государственная власть, а значит и муниципальное и государственное управление тесно взаимосвязаны: у них один источник власти - народ, они выполняют общую для; всех функцию - обеспечивай нормальные условия жизнедеятельности граждан, призваны защищать их права, свободы и законные интересы.

Деятельность органов государственной власти и органов МСУ строится на принципах взаимодействия:законности; добровольности; учета совместных интересов и взаимной ответственности; сохранения независимости муниципальной власти.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, уставов муниципальных произвольных действий их участников.

Основными формами взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномочий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное создание государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие задачи и функции.

Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти по вопросам, представляющим взаимный интерес или имеющим значение для населения субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований, определяется такими направлениями, как:

разработка и реализация долгосрочных программ и планов социально-экономического развития территорий;

выполнение задач и функций, отнесенных федеральным законодательством к совместному ведению государственных (региональных и муниципальных органов);

координация усилий для выполнения задач, имеющих большое значение для населения субъекта федерации и муниципальных образований (укрепление общественного порядка, социальная помощь, занятость населения, здравоохранение, охрана природы, реформирование экономики, выравнивание социально-экономического положения и др.);

обеспечение внутреннего разделения труда и специализации муниципальных образований, налаживание кооперации между субъектами хозяйствования;

создание условий для структурной перестройки муниципального хозяйства;

создание совместных государственно-муниципальных организаций.

Указанные направления взаимодействия государственных и муниципальных органов власти должны обеспечивать развитие территории как единого социально-экономического комплекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: