➢ Понятие субъектов МП.
• Это стороны или лица, участвующие или способные участвовать в международных правоотношениях (в узком смысле);
• Стороны или лица, наделенные юридическими правами и обязанностями в тех общественных отношениях, которые регулируются МП (в широком смысле).
Существует несколько видов субъектов МП, но их объединяет:
• Обладание правами и обязанностями;
• Обладание собственной волей – правом выбора действий;
• Способность осуществлять права и обязанности;
• Способность осуществлять и участвовать в создании норм МП;
• Субъекты МП должны самостоятельно применять меры принуждения;
• Несут м-п ответственность.
➢ Виды субъектов МП:
1) Государство;
2) Международные межправительственные (межгосударственные) организации;
3) Нации, борющиеся за независимость;
4) Государственно подобные образования (например, Ватикан (Святой престол), Мальтийский орден).
5)??? Индивид – спорный вопрос.
➢ Государство как основной субъект МП.
Критерии Монтевидео (по названию Конвенции, заключенной в 1933 г. в г. Монтевидео – «О правах и обязанностях государства»).
В данной Конвенции закреплены четыре признака (критерия) государства как субъекта МП:
• Строго определенная территория;
• Постоянное население;
• Наличие публичной власти (правительства);
• Способность самостоятельно осуществлять и вступать в м/н отношения с другими государствами.
✓ В то же время государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств – еще один необходимый признак государства как субъекта МП.
Суверенитет – верховенство государства в пределах своей территории и независимость за ее пределами, т.е. в м/н отношениях.
Благодаря суверенитету государства равны между собой в правовом отношении, т.е. равноправны независимо от величины их территории, населения, экономического и культурного развития, военной мощи и т.д. Таким образом, в этом проявляется важнейший принцип МП - принцип суверенного равенства государств.
o Государственный суверенитет имеет два стороны: внутреннюю и внешнюю.
1) Права государства, присущие внутренней стороне его суверенитета, включают в себя законодательную, исполнительную и судебную власть над населением, т.е. верховенство государства в пределах своей территории.
2) Права государства, присущие внешней стороне его суверенитета, т .е. независимость государства за пределами его территории, включают:
а) право на мир;
б) право на м/н общение и сотрудничество с другими государствами в политической, социальной и культурной областях;
в) право обмениваться с ними дипломатическими, консульскими и иными представителями;
г) право участвовать в м/н конференциях универсального характера и в региональных конференциях, в которых непосредственно затрагиваются его интересы;
д) право на участие в универсальных м/н договорах без какой-либо дискриминации;
е) право на полноправное членство в м/н организациях;
ж) право на нейтралитет.
Все эти права – основные, суверенные права государства, они составляют юридическую сущность государственного суверенитета.
✓ Суверенитет является главной предпосылкой м/н правосубъектности государств.
➢ Виды государств как субъектов МП. Нейтральные государства.
▪ Простые (унитарные) – например, Великобритания, Франция, Италия и др.
1) Единая система высших органов власти;
2) Одна конституция на всей территории государства;
3) Единое гражданство;
4) Единая система права;
5) Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, хотя могут иногда пользоваться административной автономией.
▪ Сложные (федерации) – например. Россия, США, Канада и др.
1) Акты центральных федеральных властей обязательны на территории всей федерации, в то же время члены федерации обладают определенной самостоятельностью;
2) Кроме общесоюзного гражданства может иметься гражданство члена федерации, конституция (устав) члена федерации, которая не может противоречить федеральной;
3) Члены федерации не обладают правом выхода из нее, а также верховенством на своей территории и не должны препятствовать применению федерального права, которое имеет приоритет по отношению к праву субъектов федерации;
4) Самостоятельность членов федерации не доходит до того, чтобы они были субъектами МП, поскольку они, как правило, не обладают внешней стороной государственного суверенитета, не могут осуществлять свою собственную внешнюю политику и самостоятельно вступать в м/н общение.
▪ Конфедерации – США (1776 – 1787), Швейцария (1815 – 1848), Германия (1815 – 1866).
Конфедерация – это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения ряда общих задач (взаимной обороны, внешних сношений, государственной безопасности, финансирования и др.).
✓ Члены конфедерации остаются субъектами МП.
✓ Кроме того, субъектом МП может быть и конфедерация в целом, если при ее создании государства-члены возложили на нее ответственность за осуществление определенных м/н дел, заключение договоров и т.п.
16. Правосубъекность МО
(всё по лекции. Самый шикарный материал)
Межправительственные и межгосударственные огранизации.
1-ые международные организации появились в середине 19 в. для быстрого разрешения вопросов.
После 1 МВ появилась организация - Лига Наций - задача которой была соблюдение мира и безопасности, недопущение новой войны. Но в этой задачей она не справилась.
В доктрине МП не признавался статус субъекта МП (международные орг.)
Положение изменилось после 2 МВ - создано ООН (1945 г.). Потребовалось решение международного суда - Reparation Case
Планировалось создание на Ближнем Востоке Палестины и Израиля с разделенной столицей. СССР поддерживал Израиль (соладам-евреям было предложено переехать в Израиль, они и создали первую армию в Израиле). Реализуется план. Арабы и евреи активно конфликтуют друг с другом - терроризм. В Иерусалим приезжает служищий ООН, они погибают в отеле из-за взыва бомбы. Ответственность на себя берет еврейская террористическая группировка. Израиль был уже создан к этому времени и активно препятствовал созданию Палестины.
Возникает правовой вопрос: может ли ООН выражать претензии и подавать иски (а значит, де факто-признается право обладать правосубъектностью). Ген. сек. ООН воспользовался правом запросить заключение у Международного Суда ООН. Суд ООН был заинтересован поднять авторитет и статус - вынес консультативное заключение:
– ООН имеет право заявлять иски - части правосубъектности
– На момент взрыва Израиль еше не был членом ООН - а может ли быть иск к государству, кот. не состоит в ООН? - Ответ Суда: МОЖЕТ в силу исключительного авторитета.
Признается статус субъекта за организациями. СССР это сделало только в 60-х годах. Сейчас общепринято считать, что международные организации обладают статусом субъекта МП.
Отличие правосубъектности организаций от государств:
- государства могут делать все, что прямо не запрещено законом (против мира и т.д.)
- правосубъектность организация ограничена теми задачами и целями, которые государства прописали в учредительных документах при ее создании. - УСТАВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ (делать только то, что записано в Уставе).
Различие западной и российской доктрины правосубъектности:
Западная - сильна подразумеваемая правосубъектность: есть задача, а каким путем субъект выполнит эту задачу-неважно. Imlied competence.(?)
Организации могут быть:
8. универсальные
9. региональные (ЕС)
С точки зрения компетенции:
9. общеполитические (ООН)
10. гуманитарные (ЮНЕСКО)
11. финансовые (МВФ)
Как правило, используется принцип: 1 государство=1 голос. Не дейтствует в отношении финансовых организаций - а значит, решающий голос у того, у кого больше денег))) - механизм взвешенного голосования (-когда количество голосов у государства определяется количеством долей в капитале организации).
Часто используется термин - вторичный субъект МП в отношении международных организаций.
Могут быть:
1)Закрытые (доступ невозможен без согласия государств, которые там уже находятся или согласие самой организации).