Просвещению. Славянофилы также были сторонниками образованности и

Просвещения, но считали необходимым искать в науке истинную народность, а не

Заимствовать западноевропейские образцы. Западники же с порога отвергали

Возможность существования какой-то особенной национальности или, пользуясь

Терминологией славянофилов, «народной науки». Со спора о «народности науки»

Дискуссия переходила в сферу принципиальных мировоззренческих проблем. Речь

Шла о соотношении общечеловеческого и народного, национального в историческом

Процессе. Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, то

Славянофилы склонялись к преувеличению роли народного, национального фактора

В истории. Эту противоположность можно проследить и в выдвижении из

Славянофильской среды идеи «мессианства» России.

Что же касается собственно западничества, то можно отметить одну его

Примечательную черту, о которой писал В.С.Соловьев: западники «стояли только

На том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идет не о

Внешнем только, но и о внутреннем духовном и культурном превосходстве, то оно

Может быть достигнуто только усиленною культурною работою, при которых

Невозможно обойти общих основных условий всякой человеческой культуры, уже

Выработанных западным развитием». Западники желали действительного величия

России, и их девизом в борьбе против славянофильских притязаний могли служить

Следующие слова Бэкона Веруламского: «Воображаемое богатство есть главная

Причина бедности; довольство настоящим препятствует заботиться о насущных

Потребностях будущего». В этом высказывании подмечена «действенная сторона»

Западнической концепции. Следует отметить, что при сравнении

Мировоззренческих установок тех, кого мы относим к западникам, можно выявить

Определенные различия, доходящие иногда до прямо противоположных позиций,

Причем в существенных философских вопросах. В западничестве на его раннем

Этапе выделяются «левый» (или леворадикальный) лагерь (Герцен, Белинский) и

Те кого можно назвать «правыми» западниками (Боткин, Корш и др.). Центральную

Позицию, не примыкая ни к той, ни к другой стороне, а, наоборот, примиряя их,

Занимал Грановский. Но и ему пришлось сделать выбор: в 1846 г. происходит его

Ссора и разрыв с Герценом. Все это свидетельствует о неоднородном составе

западнического направления, если рассматривать его в мировоззренческом плане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: