Просвещения, но считали необходимым искать в науке истинную народность, а не
Заимствовать западноевропейские образцы. Западники же с порога отвергали
Возможность существования какой-то особенной национальности или, пользуясь
Терминологией славянофилов, «народной науки». Со спора о «народности науки»
Дискуссия переходила в сферу принципиальных мировоззренческих проблем. Речь
Шла о соотношении общечеловеческого и народного, национального в историческом
Процессе. Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, то
Славянофилы склонялись к преувеличению роли народного, национального фактора
В истории. Эту противоположность можно проследить и в выдвижении из
Славянофильской среды идеи «мессианства» России.
Что же касается собственно западничества, то можно отметить одну его
Примечательную черту, о которой писал В.С.Соловьев: западники «стояли только
На том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идет не о
Внешнем только, но и о внутреннем духовном и культурном превосходстве, то оно
Может быть достигнуто только усиленною культурною работою, при которых
Невозможно обойти общих основных условий всякой человеческой культуры, уже
Выработанных западным развитием». Западники желали действительного величия
России, и их девизом в борьбе против славянофильских притязаний могли служить
Следующие слова Бэкона Веруламского: «Воображаемое богатство есть главная
Причина бедности; довольство настоящим препятствует заботиться о насущных
Потребностях будущего». В этом высказывании подмечена «действенная сторона»
Западнической концепции. Следует отметить, что при сравнении
Мировоззренческих установок тех, кого мы относим к западникам, можно выявить
Определенные различия, доходящие иногда до прямо противоположных позиций,
Причем в существенных философских вопросах. В западничестве на его раннем
Этапе выделяются «левый» (или леворадикальный) лагерь (Герцен, Белинский) и
Те кого можно назвать «правыми» западниками (Боткин, Корш и др.). Центральную
Позицию, не примыкая ни к той, ни к другой стороне, а, наоборот, примиряя их,
Занимал Грановский. Но и ему пришлось сделать выбор: в 1846 г. происходит его
Ссора и разрыв с Герценом. Все это свидетельствует о неоднородном составе
западнического направления, если рассматривать его в мировоззренческом плане.