Психотерапевтические программы работы с родителями

Даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой, то она тоже носит характер штампованности, «попугайности», «фонографичности». Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т.е. избегает речевого взаимодействия как такового. Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонации речи»; Аутизм не только формирует особые черты личности ребенка, но и оказывает влияние на его семью, на психологию матери. Взаимное влияние матери и ребенка начинается еще до рождения малыша. Мать связывает с рождением ребенка много надежд, в мечтах создает новый мир. Но развитие ребенка с аутизмом уже с рождения отличается от развития обычного ребенка. Отгороженность от окружающего, непредсказуемость пове- дения, склонность к ярко выраженным аффективным реакциям, невозможность договориться с ребенком зачастую о простейших вещах, стереотипность, отсутствие или слабо выраженная привязанность ребенка с РАС к близким существенно влияют на форми- рование отношений в семье.

Узнав о неутешительном диагнозе, родители, в первую очередь мать, начинают испытывать глубокое чувство вины, семья замыкается в себе. Страдание близких усугубляет страдание ребенка. И.Б. Карвасарская в книге «В стороне. Из опыта работы с ау- тичными детьми» выделяет «3 типа семей, имеющих аутичного ребенка:

1-й тип – приспособившаяся или не замечающая собственных аутичных тенденций, и (или) не обозначающая аутизм как явление, – в такой семье родителям неизвестно слово «аутизм», они никогда не обращались за медицинской помощью, так как ис- ходили и исходят из того, что у них вполне нормальный ребенок, только немного странный;

2-й тип – обозначающая аутизм в семье как явление, но про- тивящаяся психиатрической инвалидизации наиболее аутичного члена семьи;

3-й тип – делегирующая одного из членов семьи как пациента в большую психиатрию, – в такой семье происходит полная инва- лидизация наиболее аутичного члена семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: