Вопрос 4. Основные этапы работы дирижера над партитурой

Еще до встречи с оркестровым коллективом дирижер должен хорошо знать произведение. Первоначальное знакомство с ним включает в себя довольно широкий круг вопросов – это знание эпохи, в которой жил композитор, его творчества, философских взглядов и истории создания произведения. Эти сведения помогут дирижеру глубже разобраться и понять замысел композитора.

Изучают партитуру дирижеры по–разному: исполняют на фортепиано, делают слуховой или зрительный анализ, прослушивают произведение в записи. Такая разница в методах изучения объясняется несколькими причинами: профессиональным уровнем и опытом дирижера, сложностью музыки и степенью предварительного знакомства с ней, временем, отпущенным на подготовку произведения.

Если дирижер располагает временем, рекомендуется начинать изучение музыки с чтения партитуры на фортепиано. Дирижеру, владеющему инструментом, это позволит довольно быстро и основательно познакомиться с произведением. Если же фортепианная подготовка не позволяет ему играть партитуру полностью, то лучше приступать к чтению по группам или партиям, и лишь позже прочитать все произведение целиком.

Исполнение на фортепиано даёт представление об основных музыкальных образах, к тому же, игра на инструменте активизирует внимание дирижёра. Можно играть произведение и на баяне, но этот инструмент, в силу своей конструкции, не может воспроизвести полного звучания партитуры.

После первоначального ознакомления с произведением дирижер приступает к подробному изучению партитуры. Здесь выясняются особенности состава оркестра, определяются средства выразительности: форма, темп, динамика, ритмика, гармония, особенности изложения музыкального материала и тому подобное. Такой анализ даёт возможность понять драматургию произведения.

Форма произведения. Ещё при первом знакомстве с сочинением дирижёр должен в общих чертах охватить его форму, а в дальнейшем сделать тщательный анализ, выяснив, из каких частей оно состоит, и в чём заключаются особенности каждой части. При таком делении произведения на части и подробном анализе каждой из них, не следует упускать из виду логической связи между ними.

Мелодия. Основная идея и образная характеристика каждого эпизода наиболее ярко выражена в мелодии, поэтому подробный анализ её может помочь дирижёру точнее понять замысел композитора. Вначале дирижёр определяет общий характер мелодической линии, её ритмическое и мелодическое своеобразие, кульминацию. Затем продумывает и, если надо фиксирует в партитуре дальнейшую, уточняющую нюансировку, словесные обозначения, помогающие полнее выразить характер мелодии, обращает внимание на её инструментовку, стремится понять, какую образно-смысловую нагрузку несёт тот или иной тембр.

Полифония. Часто мелодия сопровождается движением других голосов, которые активизируют развитие и помогают главному голосу ярче выразить основную мысль. Применение полифонических средств развития (имитационная и подголосочная полифония) заметно обогащает звучание, придаёт музыке большую напевность, пластичность, широту дыхания.

Встретившись с подобным приёмом изложения материала, дирижёр должен внимательно проанализировать характер движения каждого голоса и соотнести его с мелодией. Это даст возможность наметить дифференцированную. нюансировку и впоследствии помочь добиться выразительного исполнения.

Гармония. Анализируя партитуру, дирижер должен обратить внимание на такое важное средство выразительности, как гармония. Изучая ладо - тональные соотношения, гармонический план, дирижёр лучше постигает форму произведения. Иногда, из всех средств выразительности, гармонии отводится доминирующее положение. Это происходит в тех случаях, когда композитор использует её колористические возможности. Дирижёру следует обратить внимание на оркестровые инструменты, занятые в исполнении гармонии, и добиться от них качественного исполнения, связанного чаще всего с динамической и тембровой ровностью звучания.

Однако бывают случаи, когда надо нарушить это равновесие и выделить какой-либо из голосов (чаще это происходит в модуляциях). Иногда выделяют бас, иногда вводный тон. Точный ответ на эти вопросы может дать только анализ партитуры.

Динамика. Одним из главных выразительных элементов в музыке является динамика. Она также, как и гармония, тесно связана с формой произведения и помогает ярче раскрыть его содержание.

Анализируя разные сочинения, дирижёр видит, что композиторы по-разному относятся к возможности обозначения в нотах динамических оттенков. Одни выставляют их очень подробно, другие ограничиваются только основными нюансами, предоставляя возможность дирижёрам проявить свою творческую индивидуальность в составлении более подробной динамической партитуры.

Прежде всего, дирижёр должен определить местоположение главной и частных кульминаций, их характер и смысловое значение, точно рассчитать оркестровые средства, необходимые для реализации главной кульминации, которая должна быть итогом динамического развития всего произведения.

Темп. Одной из самых сложных и противоречивых исполнительских проблем является проблема темпа. Поиск правильного темпа связан с анализом партитуры, который должен касаться всех её сторон, и, прежде всего – драматургии, формы и мелодического языка.

В результате такого изучения, постижения замысла композитора, понимание целого и отдельных эпизодов и будет постепенно складываться представление о нужном темпе.

На выбор темпа влияет также эмоциональное состояние и индивидуальность дирижёра, который вносит в исполнение даже известного, хрестоматийного произведения свежие темповые нюансы.

Кроме основного темпа, в произведении встречаются эпизоды, связанные с ускорением или замедлением скорости движения. Техническая сложность исполнения агогических оттенков связана с плавностью перехода от одного темпа к другому. Эту ситуацию дирижер должен контролировать очень внимательно.

Штрихи и аппликатура. Сделав подробный мелодический, динамический и темповый анализ произведения, дирижёр завершает эту работу выставлением штрихов и аппликатуры. Следует иметь в виду, что неправильный штрих может изменить характер, динамику, а значит и содержание музыки. Выбор аппликатуры должен диктоваться не только соображениями удобства исполнения на инструменте, но и стремлением к музыкальной выразительности и естественности фразировки.

Реализовать свои художественные замыслы дирижер может только при условии выразительного звучания оркестра.

Все оркестровые штрихи и приёмы должны быть направлены на достижение наилучшего художественного результата.

Завершение работы над партитурой. После проведённого анализа, во время которого дирижёр скрупулёзно изучил все детали партитуры, он переходит к последнему этапу работы – осмыслению, охвату произведения целиком. Направление движения в работе над партитурой выглядит следующим образом: от общего к частному, с возвращением на более качественный уровень, к общему. Вполне естественно, что в процессе углублённой, детальной работы над произведением, у дирижёра возникают новые идеи, мысли, которые в чём-то меняют первоначальный исполнительский план. В этом процессе неизбежно рождаются различные ассоциации, аналогии, которые развивая творческую фантазию и художественное воображение, помогают лучше почувствовать и понять произведение.

Прослушивание произведения в записи. Когда основная, самая трудоёмкая работа над партитурой завершена, произведение выучено, и сложился исполнительский план, желательно обратиться к прослушиванию музыки в аудиозаписи. Это принесёт дирижёру огромную пользу. Он может неоднократно, в качественном оркестровом исполнении послушать своё произведение, познакомиться, сравнить и критически оценить трактовки (свою и дирижёра в записи). Однако, пользоваться услугами кассеты в ранний, подготовительный период, это может принести дирижёру вред, прививая пассивность исполнительского мышления.

Знание партитуры наизусть. Итогом всей подготовительной работы дирижёра должно быть выучивание партитуры наизусть. Собственно говоря, в процессе анализа произведения многое уже само хорошо отложится в памяти и останется довести до конца.

Зная произведение наизусть необходимо по нескольким причинам. Чтобы хорошо руководить коллективом, дирижёр должен правильно и активно мыслить, его внимание должно быть сконцентрировано на главных вопросах оркестрового управления, а это возможно лишь при хорошем знании музыкального материала. К тому же дирижёр, не знающий произведения и постоянно прикованный глазами к партитуре, лишен живого контакта с исполнителями, в результате чего сила воздействия на них заметно снижается.

Процесс работы над партитурой даёт возможность дирижёру понять характер, стиль и образный строй произведения. Всё это вместе позволит ему составить правильный план работы и продуктивно провести репетицию с оркестром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: