Репертуар является важнейшим средством повышения творческого потенциала оркестра. При выборе того или иного произведения дирижер должен учитывать его художественную ценность, возможность освоения пьесы коллективом, а также заинтересованность участников в работе над ним. Известно, что интерес участников к произведению является существенным фактором его быстрого усвоения. Необходимо включать в репертуар произведения западной и русской классики. Конечно, они требуют больших временных и творческих затрат, но такие произведения способствуют формированию высокого художественного вкуса, воспитывают культуру звука. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы в репертуаре оркестра наряду с народной музыкой были классические произведения.
Правильно подобрать репертуар для оркестра русских народных инструментов – дело непростое. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Коллектив должен иметь в своем репертуаре такие пьесы, которые можно было бы исполнять в различной аудитории, на различных мероприятиях. Руководитель каждого оркестра подбирает свой репертуар, который постоянно расширяется и обновляется за счет новых оригинальных произведений, переложений и обработок.
|
|
При отборе репертуара необходимо учитывать идейную и художественно – эстетическую направленность и ценность пьесы; возможность её художественного и технического исполнения в данном оркестре; интересна ли пьеса для участников и самого руководителя. Каждое исполняемое произведение должно способствовать совершенствованию технического мастерства и художественного вкуса у оркестрантов, закреплению и развитию навыков ансамблевой игры, развитию эстетических вкусов, пониманию музыки, обогащению духовного мира и нравственной культуры, развитию интереса у оркестрантов к народной инструментальной музыке, к занятиям в коллективе, расширению концертной практики.
Концертный репертуар, наряду с требованиями, которым он должен отвечать как учебный, обязан удовлетворять ещё целому ряду условий. Ведь он становится достоянием, как участников оркестра, так и слушателей. С его помощью решаются задачи не только учебно-творческие, но и художественно – исполнительские.
Значительную группу пьес в репертуаре народного оркестра составляют песни в виде обработок, переложений или же оригинальные сочинения, созданные на их основе. Классическими для народных оркестров стали: вариации на тему русской народной песни «Светит месяц», обработка русской народной песни «Как под яблонькой»; вальсы «Метеор», Фавн», «Бабочка», и «Искорки» В.Андреева. «Сказ о Байкале», «Думка», «Русская рапсодия» Н.Будашкина; обработки русских народных песен: «Эх, да уж вы, ночи», «Вспомни – вспомни», «У ворот, ворот», музыкальная картина «Берёзонька» Н.Фомина, фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая» П.Куликова. Эти произведения понятны каждому. Народные песни являются историей народа, его душой, составляют его духовное богатство. Их встречают с особой теплотой и взыскательностью. Исполнение, трактовка этих пьес должна быть современной, отличаться своеобразием и оригинальностью. Только в этом случае они слушаются с подлинным интересом, производят глубокое впечатление.
|
|
Чтобы репертуар всегда нес элемент новизны, оставался действенным в педагогическим отношении, нужно стараться включать в него новые произведения, написанные современными коспозиторами (Е. Дербенко, Н. Пейко, В. Беляевым и т.д.). Интерес в репертуаре вызывают пьесы, написанные местными композиторами. Материалом для создания таких произведений часто служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы, исторические события, происходящие в том или ином районе.
Большую группу пьес в репертуаре народного оркестра образуют и инструментовки (переложения) пьес композиторов – классиков П.Чайковского, Н. Римского – Корсакова, М.Мусоргского, А.Лядова, Г.Свиридова а также Д.Шостаковича, С.Прокофьева и многих других композиторов.
Что касается игры оркестра с солистами – инструменталистами – баянистами, домристами, балалаечниками, то репертуар в этой области пополняется довольно медленно. Играются, в основном, проверенные временем концерты для домры с оркестром русских народных инструментов: Н.Будашкина, Ю.Зарицкого, В.Золотарева, Б.Кравченко; концерты для баяна с оркестром Н.Мяскова, Н.Чайкина; концерты для балалайки с оркестром русских народных инструментов: Ю.Блинова, Т.Шутенко и других композиторов. С певцами хорошо исполнять русские народные песни, старинные романсы.
Работа с оркестром должна быть темпераментной, интересной, дирижер должен суметь заинтересовать, увлечь оркестр, вызвать в нём желание работать и находить удовлетворение в познавании и изучении оркестрового произведения.