В двигателе постоянного тока можно осуществит электрическое торможение: противовключением, генераторное (рекуперативное) и динамическое. Во всех этих режимах в электродвигателя создается тормозной момент, так как его электромагнитный момент действует встречно вращению якоря машины.
Торможение противовключением обычно осуществляется изменением направления тока якоря на ходу двигателя, как при реверсировании. В этом случае электромагнитный момент двигателя меняет свое направление и действует встречно, т. е. тормозит вращающийся в прежнем направлении якорь. Такое торможение сопровождается значительным увеличением тока якоря. При переключении цепи якоря на торможение изменяется полярность напряжения U на якоре. Ток якоря резко увеличивается согласно уравнению Iя = (U - E)/Rя, равен:
Iя = (—U — Е) / Rя= —(U + Е) / Rя.
Для его ограничения в цепь якоря на время торможения последовательно вводится добавочный резистор сопротивлением Rт. Чтобы двигатель после торможения не начал вращаться в обратную сторону, при снижении частоты вращения до нуля его необходимо отключить от сети.
|
|
Генераторное торможение наступает, если якорь двигателя под действием внешнего воздействия, превысит частоту вращения идеального XX n0. ЭДС якоря увеличится и станет больше напряжения сети (Е =U при n= n0). В результате ток якоря Iя= (U— Е)/Rя станет отрицательным, т. е. изменит свое направление. Машина без изменения направления вращения будет работать в режиме генератора за счет механической энергии извне, а ее электромагнитный момент станет тормозным. Поскольку такое торможение сопровождается возвращением энергии в сеть, оно называется еще рекуперативным торможением
Динамическое торможение чаще всего используется для быстрой остановки двигателя. Торможение осуществляется отключением якоря от сети (цепь возбуждения остается включенной) и замыканием его на резистор сопротивлением Rд. Ток якоря, вызванный ЭДС Е, вращающейся по инерции машины (фактически работающей в режиме генератора), имеет обратное направление в сравнении с режимом двигателя и потому создает тормозной электромагнитный момент. В конце торможения он становится равным нулю (n= 0, Е = 0).