Проблема конфликта пронизывает творчество выдающегося немецкого социолога: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни.
Проблематика конфликта в социологии политики наиболее очевидна прежде всего в связи с анализом трех идеально типических форм господства - подчинения или форм осуществления власти: харизматической, рациональной и традиционной. Особую роль в современном политическом конфликте играют бюрократия, превращающаяся в слой с особыми интересами и имеющая возможности проводить свою волю через систему государственных учреждении.
Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в веберовской социологии религии, Здесь конфликт касался прежде всего мировоззренческо - ценностных установок, закрепляющихся в соответствующих типах религиозного мировоззрения.
В исследованиях религиозных систем древних Китая, Индии, Израиля Вебер обращает внимание на проблему соотношения религиозных верований и статусных и властных привилегий групп, составляющих общество. С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки мировых религий созданы вполне определенными социальными группами, занимавшими четко обозначенное социальное положение о обладающими соответствующим статусом в обществе.
|
|
Понимание общества как некоторого баланса противостоящих сил дает ключ к пониманию того, почему Вебер отказывается от попыток рассматривать социальные структуры в качестве чего-то целого. С точки зрения Вебера, общество - это арена действия борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей. Внимание к постоянной борьбе между различными социальными группами было сердцевиной веберовского мировоззрения.
Ральф Дарендорф: Конфликт и модернизация общества
Основная работа Дарендорфа - «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» была опубликована в 1957 г.
20 в. Означает вступление в постиндустриальное общество, в котором снижается значение классового конфликта. Этот век внес, по мнению Дарендорфа, решающие изменения в социальную структуру общества. Развитые общественные системы перестали быть индустриальными обществами в строгом смысле слова. Промышленность и вместе с нею промышленные предприятия перестали играть доминирующую роль в организации общественных связей и отношений. Конфликт между предпринимателями и рабочими перестал влиять на все стороны общественной жизни, конфликт оказался локализован в рамках предприятий, но это не означает устранение конфликта из жизни общества в принципе, наоборот конфликты становятся более многообразными, так как увеличивается многообразие линий дифференциации интересов. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество с пересекающимися интересами.
|
|
Изменения характера конфликтов в обществе влечет за собой и изменения типов структурных изменений. Дюркгейм выделяет три основных варианта структурных преобразований:
в ходе преобразований полностью меняется состав правящего слоя - это преобразование революционного типа;
частичная замена правящего слоя. Это эволюционное изменение соответствует практике структурных изменений в европейских странах;
не предполагает изменение состава персонала. Изменяется политика, проводимая существующей властью. Правящая партия имеет возможность включить в свою программу требования оппозиции и корректирует свою собственную политическую линию, сообразно с этими требованиями.