Теоретические и эмпирические исследования в социологии (37)
Программа социологического исследования (36)
Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки (35)
1. «Закрытыми» называют такие вопросы социологической анкеты, где …
| Раскрывается содержание гипотезы социологического исследования | |
| Респондент сам формулирует вопрос | |
| Респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответа | |
| Респондент может сам предложить варианты ответа |
1. К двум основным этапам составления программы социологического исследования относятся (два ответа) …
| Опрос респондентов | |
| Интерпретация результатов | |
| Изучение специализированной литературы | |
| Формулировка проблемы исследования |
1. Социологические исследования, целью которых является приращение социологического знания и формулирование концепции, называются …
| Социальными | |
| Эмпирическими | |
| Теоретическими | |
| Прикладными |
1. Конфликтология это:
| Область междисциплинарного исследования межличностных отношений | |
| Область междисциплинарного исследования делового общения | |
| Область междисциплинарного исследования социального конфликта | |
| Область междисциплинарного исследования особенностей личности |
2. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых относят:
| В. Парето, Э Дюркгейм, М. Ковалевский | |
| П. Сорокин, Ч. Дарвин, А. Смит | |
| М. Вебер, Г. Зиммель, Конфуций | |
| О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса |
3. Определение конфликта, которое стало классическим, дал:
| Герберт Спенсер | |
| Огюст Конт | |
| Льюис Козер | |
| Вильфредо Парето |
4. В качестве участников конфликтного взаимодействия выступают:
| Отдельные личности | |
| Группы | |
| Организации | |
| Все три ответа |
5. Объектом конфликта может быть:
| Все то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон | |
| Право на имущество | |
| Право выбора | |
| Право собственности |
6. Конфуций в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь…
| Разные характеры | |
| Неравенство и несхожесть людей | |
| Корысть | |
| Краснобайство |
7. «Духовным отцом» теории конфликтов считается
| Гераклит | |
| Зиммель Г. | |
| Смолли Д. | |
| Самнер У. |
8. Конфликты порождают следующие факторы:
| Биологические | |
| Психологические | |
| Социальные | |
| Все три ответа |
9. Начало современным теориям конфликта положено в:
| Начале 21 века | |
| Конец 19 века | |
| Начале 20 века | |
| Конец 20 века |
10. Наиболее известным из теоретиков конфликта является:
| Л. Гумплович | |
| Г. Зиммель | |
| Д. Смолли | |
| У. Самнер |
11. Г. Зиммель рассматривает конфликты как:
| Негативное явление в общественной жизни | |
| Позитивное явление в общественной жизни | |
| Нейтральное явление в общественной жизни | |
| Неизбежное явление в общественной жизни |
12. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был рассмотрен в работах:
| Л. Козера | |
| К. Боулдинга | |
| Л. Крисберга | |
| Все три ответа вместе |
13. Конфликт состоит из:
| Конфликтной ситуации и инцидента | |
| Только из конфликтной ситуации | |
| Только из инцидента | |
| Субъектов и объектов конфликта |
14. Признаком конфликта является:
| Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной | |
| Желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей | |
| Неделимость объекта конфликта, то есть предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия | |
| Все три ответа |
15. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
| Философско-социальный | |
| Социальный | |
| Философский | |
| Индивидуальный |
16. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
| Индивидуальный | |
| Социологический | |
| Социальный | |
| Философский |
17. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
| Социальный | |
| Философский | |
| Индивидуально-психологический | |
| Индивидуальный |
18. Причинами конфликтов могут быть:
| Все три ответа | |
| Различные формы экономического и социального неравенства | |
| Идеологические причины | |
| Наличие противоположных ориентаций |
19. К видам конфликтов в зависимости от количества участников относят:
| Внутриличностные | |
| Все три ответа | |
| Межличностные | |
| Внутригрупповые |
20. По направленности воздействия различают следующие виды конфликтов:
| Вертикальные, горизонтальные | |
| Открытые, скрытые | |
| Социальные, национальные | |
| Антагонистические, компромиссные |
21. По природе возникновения рассматривают следующие виды конфликтов:
| Вертикальные, горизонтальные, диагональные | |
| Социальные, национальные, этнические | |
| Открытые, скрытые, потенциальные | |
| Внутриличностные, межличностные, внутриличностные |
22. По степени выраженности рассматривают следующие виды конфликтов:
| Вертикальные, горизонтальные, диагональные | |
| Социальные, национальные, этнические | |
| Открытые, скрытые, потенциальные | |
| Внутриличностные, межличностные, внутриличностные |
23. Сколько выделяют основных стадий конфликта?
| Две | |
| Три | |
| Четыре | |
| Пять |
24. Предконфликтная стадия – это …
| Период, в котором конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы | |
| Завершение инцидента | |
| Стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения соперников | |
| Стадия принятия решения |
25. К ресурсам сторон в конфликте относят:
| Материальные ценности | |
| Информация, связи | |
| Власть, престиж | |
| Все три ответа |
26. Формирование стратегий или нескольких стратегий у каждой из конфликтующих сторон происходит на стадии:
| Предконфликтная | |
| Стадия непосредственного конфликта | |
| Стадия разрешения конфликта | |
| На всех стадиях |
27. Наибольший научный и практический интерес вызывает следующая стадия:
| Стадия предконфликтная | |
| Стадия непосредственного конфликта | |
| Стадия разрешения конфликта | |
| Все три стадии |
28. Стадия непосредственного конфликта характеризуется, прежде всего:
| Формирование нескольких стратегий | |
| Оценкой своих и чужих ресурсов | |
| Устранение, прекращение индидента | |
| Наличием индидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения соперников |
29. На какое количество групп разделяют действия, составляющие инцидент?
| Две | |
| Три | |
| Четыре | |
| Пять |
30. К действиям, которые носят открытый характер, относят:
| Интриги, маскировки, провокации | |
| Спортивное состязания, создание ложных объектов | |
| Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие | |
| Передача правдивой информации с целью принятия ее за ложную |
31. К действиям, которые носят скрытый характер, относят:
| Интриги, маскировки, провокации, создание ложных объектов | |
| Спортивное состязание, политическая борьба | |
| Словесные прения, физическое воздействие | |
| Передача правдивой информации, экономические санкции |
32. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на:
| Рациональные и интеллектуальные | |
| Рациональные и эмоциональные | |
| Эмоциональные и интеллектуальные | |
| Интеллектуальные и мотивационные |
33. Конфликт, который охватывает сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры, называется:
| Эмоциональным | |
| Мотивационным | |
| Интеллектуальным | |
| Рациональным |
34. Конфликт, в котором его первопричины забываются, а участники действуют на основе личной неприязни, называют:
| Эмоциональным | |
| Мотивационным | |
| Интеллектуальным | |
| Рациональным |
35. Наиболее непредсказуемые и в подавляющем случае не управляемые:
| Интеллектуальные конфликты | |
| Мотивационные конфликты | |
| Эмоциональные конфликты | |
| Рациональные конфликты |
36. Как называется конфликт, при котором в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику
| Мотивационный | |
| Рациональный | |
| Интеллектуальный | |
| Эмоциональный |
37. Что служит необходимым, но недостаточным условием погашения конфликта?
| Прекращение активного взаимодействия | |
| Завершение инцидента | |
| Только переживание фрустрирующего состояния | |
| Поиск причин конфликта |
38. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении:
| Конфликтной ситуации | |
| Отношения к активным действиям | |
| Образа врага | |
| При прекращении хотя бы на время инцидента |
39. Разрешение рационального конфликта возможно следующим путем:
| Устранение причины конфликта или истощения ресурсов сторон | |
| Изменение требований одной из сторон | |
| Вмешательство третьей силы | |
| Все три ответа |
40. Наиболее важным в разрешении эмоционального конфликта является следующее:
| Изменение установок соперников относительно друг друга | |
| Изменение требований одной из сторон | |
| Вмешательство третьей силы | |
| Устранение причины конфликта |
41. Управление конфликтами – это:
| Целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта | |
| Целенаправленное воздействие на людей с целью достижения своей цели | |
| Целенаправленное воздействие на собственное поведение | |
| Коррекция поведения участников конфликта |
42. К методам управления конфликтами относят:
| Внутриличностные | |
| Структурные | |
| Межличностные | |
| Все три ответа |
43. К внутриличностным методам управления конфликтами относят:
| Умение правильно организовывать свое собственное поведение | |
| Умение высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека | |
| Разъяснение требований к работе | |
| Первые два ответа |
44. К основным стилям поведения в конфликтной ситуации относят:
| Шесть стилей | |
| Пять стилей | |
| Четыре стиля | |
| Три стиля |
45. К факторам, которые обостряют конфликт, относят:
| Расширение рядов участников, которые принимают ту или иную сторону | |
| Повышение и проявление внешне накала страстей (гнев, тревога, страх, разочарование) | |
| Ничего не делается для установления и поддержания отношений | |
| Все три ответа |
46. К факторам, которые ослабляют конфликт, относят:
| Уход на нейтральную территорию | |
| Умение своего умения регулировать конфликты | |
| Разговор об эмоциях, объяснение, но не их демонстрация | |
| Все три ответа |
47. Сотрудничество – это…
| Активный поиск решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия | |
| Поиск решения за счет взаимных уступок | |
| Активная борьба индивида за свои интересы | |
| Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения |
48. Соперничество, противоборство – это …
| Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения | |
| Активная борьба индивида за свои интересы | |
| Активный поиск решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия | |
| Поиск решения за счет взаимных уступок |
49. Компромисс – это …
| Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения | |
| Активная борьба индивида за свои интересы | |
| Поиск решения за счет взаимных уступок | |
| Активный поиск решения, которое удовлетворяет всех участников взаимодействия |
50. Уклонение – это …
| Активный поиск решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия | |
| Поиск решения за счет взаимных уступок | |
| Активная борьба индивида за свои интересы | |
| Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения |
51. Генерализирующая наука, которая изучает закономерности возникновения совместной жизни людей как представителей социальных общностей и групп, называется …
| История | |
| Философия | |
| Политология | |
| Социология |
52. Теоретический уровень, теории среднего уровня, эмпирический уровень – это…
| Уровни социологического знания | |
| Уровни исторического знания | |
| Уровни философского знания | |
| Уровни экономического знания |
53. К фундаментальным исследованиям в социологии относят …
| Исследование научно-прикладного характера в различных сферах общественной жизни | |
| Практическое применение научных знаний для целенаправленного изменения социальной структуры общества | |
| Практическое применение научных знаний для целенаправленного развития отдельных социальных общностей и общества в целом | |
| Накопление научного знания, создание специфических научных теорий |
54. Натурализм, биологизм, психологизм, структурализм, функционализм и другие относятся к…
| Концептуальным направлениям исследования | |
| Частным направлениям исследования | |
| Отраслевым направлениям исследования | |
| Теоретическим направлениям исследования |
55. Ученым, который считал, что социология изучает формы взаимоотношений, подобно тому, как геометрия изучает пространственные формы, является …
| Г. Зиммель | |
| К. Маркс | |
| О. Конт | |
| Г. Спенсер |
56. За создание в социологии всеохватывающей теории, опирающиеся на теории социального действия и структурно-функциональный метод ратовал …
| Толкотт Парсонс | |
| Герберт Спенсер | |
| Макс Вебер | |
| Питирим Сорокин |
57. Новую науку об обществе Огюст Конт назвал…
| Социальная история | |
| Социальная физика | |
| Социальная философия | |
| Социальная экология |
58. Философскую доктрину, представителем которой является Огюст Конт, можно кратко охарактеризовать как …
| Объективный идеализм | |
| Атомизм | |
| Позитивизм | |
| Субъективный идеализм |
59. Герберт Спенсер считал, что в основе жизни общества лежат определенные законы…
| Специфические только для общества | |
| Экономические | |
| Биологические | |
| Космические |
60. В социологической концепции Эмиля Дюркгейма целью общественного развития является…
| Развитие личности | |
| Социальная справедливость | |
| Социальное равенство | |
| Нарастание солидарности |
61. Э. Дюркгейм сформулировал понятие аномии. Какой, по-вашему, тип общества соответствует этому понятию?
| Общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей | |
| Традиционное общество | |
| Индустриальное общество | |
| Общество с тоталитарным строем |
62. Социологию К. Маркса можно отнести к ____________типу парадигм.
| Символического интеракционизма | |
| Феноменологическая | |
| Конфликтная | |
| Социального действия |
63. Один из пионеров индустриальной социологии Э. Мэйо ввел в научный оборот понятие социабильности. Какое из приведенных ниже определений соответствует ему?
| Ощущение принадлежности к элите | |
| Желание быть включенным в неформальную группу, когда включенный чувствует себя свободным | |
| Способность и расположенность к контактам | |
| Чувство харизматического поведения (данного свыше) лидера |
64. Американский социолог, разработавший ряд математических методов и моделей в социологии; панельный анализ, метод кросс-табуляции, метод латентно-структурного анализа и т. д. – это …
| С. Стауффер | |
| Л. Гутман | |
| Т. Парсонс | |
| П. Лазарсфельд |
65. Каковы основные задачи новых (альтернативных) социальных движений?
| Борьба с тоталитаризмом | |
| Борьба с демократией | |
| Самоопределение личности, контрпотребительство, экологический императив, контртехницизм | |
| Рост жизненного, культурного и образовательного уровня |
66. Наиболее видным представителем экономической школы в социологии является…
| Г. Спенсер | |
| М. Вебер | |
| К. Маркс | |
| Т. Гоббс |
67. Субъективный метод русской социологии создали…
| М. М. Ковалевский и П. А. Струве | |
| Г. В. Плеханов и В. И. Ленин | |
| М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев | |
| П. Л. Лавров и Н. М. Михайловский |
68. Взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи в социологии называется…
| Кооперация | |
| Конфликт | |
| Конкуренция | |
| Кооптация |
69. Понятие, противоположное девиации…
| Конформизм | |
| Позитивизм | |
| Тоталитаризм | |
| Эмпиризм |
70. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм – это …
| Социальный протест | |
| Социальная девиация | |
| Социальное действие | |
| Социальная реакция |
71. Социальная связь не может выражаться посредством…
| Социального взаимодействия | |
| Внутренней работы человеческого сознания | |
| Социального отношения | |
| Социального контакта |
72. Один из нижеперечисленных признаков не является характеристикой гражданского общества…
| Высокий культурный потенциал | |
| Высокий уровень образования населения | |
| Тоталитарность | |
| Высокий уровень развития промышленности |
73. Гражданское общество, по мнению Ж. Ж. Руссо образуют…
| Подданные | |
| Сословия | |
| Граждане | |
| Индивидуальности |
74. Сложный комплекс экономических, социальных, культурных перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоением научно-технических достижений (по Н. Смелзеру) – это…
| Социализация | |
| Модернизация | |
| Кооперация | |
| Структуризация |
75. Государства, которые сумели осуществить сценарий модернизации, преодолев за сравнительно короткий срок свою экономическую отсталость, сохранили традиционную культуру…
| Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг | |
| Вьетнам, Китай, Бирма, Таиланд | |
| Индия, Монголия, Лаос, Камбоджа | |
| Малайзия, Сирия, Ливан, Индонезия |
26. Аристотель считал опорой стабильности и порядка…
| Земледельцев | |
| Богатых людей | |
| Рабов | |
| Средний класс |
27. Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется…
| Интервью | |
| Эксперимент | |
| Наблюдение | |
| Опрос |
28. Целенаправленная беседа социолога с респондентом по вопросам программы социологического исследования, предполагающая незамедлительное распределение ответов последнего по категориям, - это ______ интервью.
| Неструктурированное | |
| Глубинное | |
| Структурированное | |
| Фокусированное |
29. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе называется…
| Интеграция | |
| Стратификация | |
| Дифференциация | |
| Диффузия |
30. Систему критериев социальной стратификации Т. Парсонса не входит такой признак, как …
| Владения | |
| Национальность | |
| Принадлежность к родственной ячейке | |
| Достижения |
31. Социальное – это:
| Совокупность отношений между различными институтами, группами и общностями | |
| Процесс производства духовных ценностей | |
| Борьба политических партий | |
| Процесс производства материальных ценностей |
32. Что является объектом социологии?
| Социальная система, социальные группы, общности, институты, социальный процесс. | |
| Человек | |
| Общество | |
| Взаимодействие общества и природы |
33. Что является предметом социологии?
| Политические институты общества | |
| Поведение людей | |
| Общество как система и процессы, происходящие в ней | |
| Общество в целом |
34. Когда произошло зарождение социологии как науки?
| В VIII столетии | |
| В эпоху позднего Средневековья | |
| В 30-х годах XIX века | |
| В период античности |
35. Назовите социолога, который считал, что предметом социологии служат «социальные факты»?
| В. Парето | |
| М. Вебер | |
| О. Конт | |
| Э. Дюркгейм |
36. К функциям социологии относят:
| Жизненно-ориентирующая, развития | |
| Регулятивная, ценностно-ориентирующая | |
| Гуманистическая, социального планирования | |
| Коммуникативная, воспитательная |
37. Термин «социология» О. Конт впервые употребил в:
| 1839 | |
38. Позитивность у О. Конта относится к…
| Объяснению общества и групп | |
| Пониманию общества и групп | |
| Описанию общества и групп | |
| Познанию и социальному устройству |
39. В чем состояли методологические особенности социологии как науки в период ее становления?
| В применении методологии логики к изучению общества | |
| В применении вненаучных методов к изучению общества | |
| В применении методологии точных и естественных наук к изучению общества | |
| Понятием классовой борьбы |
40. С какой системой сравнивал общество Герберт Спенсер?
| С паровым двигателем | |
| С банком | |
| С человеческим организмом | |
| С природной средой |
41. М. Вебер выделил три основных компонента неравенства. Что из нижеперечисленного является «лишним»?
| Власть | |
| Богатство | |
| Престиж | |
| Репутация |
42. Какое направление в социологии признает природные условия решающим фактором общественного развития
| Функционализм | |
| Позитивизм | |
| Геологическое | |
| Географическое |
43. С чего начинается социологическое исследование, по Нейлу Смелзеру?
| С гипотезы | |
| С эксперимента | |
| С полевого исследования | |
| С теории |
44. Система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней называется…
| Субкультурой | |
| Традициями | |
| Массовая культура | |
| Элитарная культура |
45. Социализация – это:
| Процесс познания человеком окружающего мира | |
| Процесс переструктурирования общества | |
| Процесс взаимодействия различных индивидов внутри общества | |
| Процесс интеграции индивида в общество |
46. Наиболее общей функцией культуры является…
| Создание и поддержание определенного общественного порядка | |
| Коммуникативная функция | |
| Ориентирующая функция | |
| Репрезентативная функция |
47. Назовите социальный механизм взаимодействия личности и общества, направленный на предотвращение неблагоприятных воздействий на человека со стороны социальной среды или оказание ему социальной поддержки
| Социальная дифференциация | |
| Социализация | |
| Социальная защита | |
| Социологическое измерение |
48. Для всех культур характерна выраженность в…
| Образах | |
| Форме существования | |
| Языке | |
| Структуре |
49. Слово «культура – обработка, возделывание» впервые возникло в…
| Древнем Риме | |
| Древнем Египте | |
| Древней Греции | |
| Древнем Китае |
50. Отцом научной социологии считают…
| Э. Дюркгейма | |
| В. Парето | |
| М. Вебера | |
| О. Конта |