Религиозное мировоззрение

Смысл термина «религиозное мировоззрение» зачастую понимается в его конкретном выражении, в привязке к определенной религии – христианству, исламу и т.д. Нередки случаи убеждения в том, что религиозное мировоззрение применимо лишь к монотеизму, а политеистические верования представляют собой мифологию. Это не всегда верно. Религиозное мировоззрение отличает как минимум три составляющие – вера в сверхъестественное, наличие обрядовой стороны и присутствие религиозного воспитания, призванного передавать религиозное учение из поколения в поколение. На первый взгляд, все эти признаки имеются и в мифологии, например, в античных мифах существует вера в богов, их культы, отправляемые в строгом соответствии с традицией, и передача этих верований новым поколениям. Однако наряду со сходством, имеются и очень значительные отличия.

Религиозное мировоззрение обладает рядом характерных черт, отличающих его от мифологического. Во-первых, это строгая разделенность естественного и сверхъестественного миров, наличие между ними четкой непреодолимой границы. Если в мифах мы можем наблюдать постоянное непосредственное взаимодействие людей и богов, то в религии картина совершенно иная. Античные боги живу на Олимпе, горе, которая, хоть и высока, но отнюдь не является непреодолимым препятствием для людей. Более того, низшие сверхъестественные существа – наяды, дриады, фавны и др. - находятся в непосредственной близости к человека. В религиозном мировоззрении подобная близость становится невозможной. Между Богом и людьми пролегает непреодолимая граница, которая приводит возникновению совершенно иного типа представлений о границах человеческого познания. Бог (или боги) в религии представляет собой трансцендентный субъект, познание которого разумными средствами невозможно. Любое знание о Боге возможно лишь в виде откровения. Именно появление такого представления делает возможным философское исследование религии и приводит к появлению многих позднейших философских школ. Можно сказать, что философия не только Августина Аврелия или Фомы Аквинского - христианских религиозных философов – но и Канта и Гегеля, была бы невозможной, если бы мифологическое мировоззрение не изменилось на религиозное. В мифе боги представляют собой силу, но не представляют загадки, они подобны людям как телесно, так и нравственно, им присущи те же пороки и добродетели, они так же, как и люди, зависят от судьбы, и т.д. В религии Бог трансцендентен, т.е. непознаваем в принципе, он представляет собой величайшую загадку, ответ на которую может быть получен лишь в той мере, в какой это будет угодно ему самому. Бог не зависит от судьбы поскольку он и есть судьба, его воля является абсолютным законом. При этом божественный закон не навязывается человеку, за ним остается право выбора. Таким образом, формирование религиозного мировоззрения приводит к появлению, а точнее – к обозначению еще одной глобальной философской проблемы – проблемы свободы воли.

Во-вторых, проявляется не менее четкая граница между предметом и понятием, обозначаемым и обозначающим. В свете этого разграничения совершенно по иному предстает проблема отношения к магам и колдунам. Как было сказано, магия формируется в мифологическую эпоху, в религиозном же мировоззрении она представляет собой пережиток, более того, попытку старого противостоять новому. Поэтому деятельность, скажем, инквизиции можно рассмотреть и с этой неожиданной стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: