Понятие местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления и в российском законодательстве

Понятие и основные черты местного самоуправления.

Впервые термин местное самоуправление появляется в 17-ом веке в Англии, и связан со становлением городского самоуправления. В России он появляется с середины 19-го века, при Александре II, связан с его реформами (городская, земская реформа). Первые исследователи под местным самоуправлением понимали государственное управление, осуществляемое через лиц, не являющимися государственными служащими. Такое управление - противоположность бюрократическому, осуществляется через заинтересованных лиц. Профессор Лазаревский (СПб) под местным самоуправлением понимал децентрализованное государственное управление, где самостоятельность органов, обеспечена системой гарантий, устанавливающих тесную связь таких органов с территорией и населением. Редрих и Ашлей: местное самоуправление - это осуществление жителями или их избранными представителями обязанностей и прав, которые предоставлены им в силу полномочий или принадлежат по общему правилу.

1. Связан с различием в характере власти - государственная власть суверена, самостоятельна, муниципальная власть подзаконна и действует в порядке и рамках, указанных государством.

2. Связан с разграничением уровней компетенции государства - в унитарном государстве эти уровни разграничиваются на два: государство и местное самоуправление, в федеративном на три: федеративное государство, субъекты федерации и местное самоуправление.

3. Наличие у местного самоуправления собственной материально-финансовой базы.

Местное самоуправление всегда территориально организовано и формируется в результате выборов.

Понятие местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления и в российском законодательстве.

В соответствии со ст.4 закона и ст.15 Конституции принципы и нормы международного права являются частью правовой системы РФ, при условии, что они общепризнанны. Европейская Хартия «о МС» 1985г. СЕ состоит из 4-х органов: 1. Парламентская Ассамблея, 2. Комитет Министров, 3. Европейский суд по правам человека, 4. Постоянно действующий комитет региональных и местных властей Европы. В Латинской Америке, Африке существует своя региональная Хартия МС. Европейская Хартия содержит много важных принципов: 1. МС как институт организации власти должен быть закреплен либо в Конституции, либо в законодательстве страны – участницы Хартии. В РФ МС закрепляется и в Конституции и в законодательстве. 2. В обязательном порядке органы МС должны оформляться в результате выборности. 1 часть Хартии содержит сам принципы, 2 часть содержит нормы, которые позволяют привести в движение 1 часть Хартии. Т. Е. каждое государство должно быт связано при подписании Хартии не менее, чем 20 положениями. 3 часть Хартии – процедурные вопросы. Конституция 1993г. содержит большое количество норм, посвященных регламентации МС (более 28). Наиболее важные: 1. признание МС одной из форм народовластия, 2. признание муниципальной собственности как территориальной собственности муниципального образования, 3. исключение органов МС из системы органов государственной власти (Конституция говорит об организованном невхождении органов МС в систему органов государственной власти, а не о суверенитете), 4. делит предметы ведения и полномочия между МС и органами государственной власти, 5. обязательность соблюдения органами и должностными лицами МС Конституции РФ и законов. Глава – права и свободы человека и гражданина. 6. само право на МС является неотъемлемым правом граждан РФ. Нельзя насильственно лишить граждан права на МС. Глава – федеративное устройство. 7. МС относиться к совместному ведению РФ и ее субъектов. Глава – местное самоуправление. 8. определена функциональная направленность МС, 9.перечислены обязательные субъекты МС, 10.указаны территориальные границы МС, 11. обозначены подходы к определению полномочий МС, 12.устанавливаються гарантии осуществления МС на территории МС. В науке муниципального права существует дискуссия: надо ли регламентировать проблематику МС на федеральном уровне или отдать вопросы к ведению субъектов. Костюков: если бы у нас не было предусмотрены гарантии МС на уровне Конституции, то МС у нас не было бы никогда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: