Международное воздушное право

Межд.воздушное право – часть МП, представляющая совокупность спец.норм, регулирующих отн-я между субъектами МП в связи с исп-ем ими воздушного пространства и определяющая его статус.

Куча источников. Основные:

1. 1944 – Конвенция о межд.гражданской авиации. Подписан в Чикаго. Устанавливает общие принципы исп-я возд.пространства, межд.сотрудничества в этой области, обесп-я безопасности. Содержит уставные положения Межд.орг-ии гражданской авиации.

2. Документы Варшавской системы.

a. Конвенция для унификации нек-рых правил, касающихся межд.возд.перевозок 1929.

b. Гвадалахарская конвенция 1961. регулирует вопросы перевозки иностранных граждан или что-то там.

c. Гватемальский протокол 1971.

d. Варшавская конвенция 1955.

e. Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952.

3. Токийская конвенция о правонарушениях и нек-рых других актах на борту воздушного судна 1963.

4. Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970.

5. соглашение о транзите 1944.

6. соглашение о межд.воздушном транспорте 1944. предусматривает 5 свобод воздуха.

Принципы воздушного права:

1. Принцип исключительного суверенитета гос-ва над его воздушным пространством. (обычай). Можно исп-ть пространство в своих интересах и устанавливать там свой режим. Для полетов лет.аппаратов над территорией др.гос-ва необходимо разрешение (разовое или договор). Воздушное судно, находясь в другом гос-ве, подчиняется его юрисдикции.

2. Принцип обесп-я безопасности межд.авиации. гос-ва обязаны принимать меры по обесп-ю технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и возд.трасс + борьба с незаконным вмешательством в деятельность гражд.авиации. все время принимаются новые тех.регламенты. приложение 17 к Чикагской конвенции регламентирует аспект безопасности. Монреальская конвенция 1970 – вопросы безопасности с точки зрения захвата возд.судов. полеты: регулярные и нерегулярные. С развитием гр.авиации появилось большое кол-во чартеров. Все положения, распространяющиеся на регулярные полеты, применимы и к чартерам. 1956 – Париж – многостороннее соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе. Упростил режим для нерегулярных перевозок. Каждое гос-во регламентирует возможность провоза тех или иных предметов. В ряде случаев гос-во имеет право закрывать свое воздушное пространство (но не избирательно). Любое судно должно иметь знаки принадлежности. Существуют 4 зоны, в к-ых осуществляется спец.режим контролирования возд.полетов: консультативное возд.простарнство (район в пределах открытого моря, в к-ром диспетч.служба предоставляет строго ограниченную инф-ю), зона контролируемого возд.пространства (район открытого моря, где диспетчеры свободно упр-ют возд.движением и несет за него отв-ть), опасная зона (район открытого моря, в к-ром может возникать опасность для полета судов), зона ограниченного режима полета (зона открытого моря, в пределах к-рой полеты временно ограничены).

5 свобод воздуха.

- право на транзитный полет без посадки на территорию гос-ва, предоставляющего это право.

- право транзитного полета с посадкой (не в коммерч.целях).

- право привозить в иностр.гос-во пассажиров/грузы/почту, к-рые были взяты на борт в гос-ве регистрации.

- право увозить из иностр.гос-ва пассажиров/грузы/почту, к-рые летят в гос-во своей нац.принадлежности.

- право высаживать на территории иностр.гос-ва пассажиров или выгружать грузы и почту (ровно как и брать их на борт) для перевозки из/в любые третьи страны.

Еще 2 дополнительных права:

- право осуществить перевозку между третьими странами через свою территорию.

- право осуществить перевозку между третьими странами, минуя свою территорию.

Правовой статус экипажа.

Командир несет ответственность за судно, экипаж, пассажиров, грузы (Токийская конвенция 1963). По общему обычаю иностранных граждан не берут экипаж (если только своих пилотов не оч.мало).

Межд.орг-я гражд.авиации (ИКАО) – 1940г. задача – безопасность полетов и сотрудничество в этой сфере.

Европейская конф-я гражд.авиации – 1954. те же ф-ции и задачи.

Африканская комиссия гражд.авиации – 1969. по образу европейской. Консультативные ф-ции. Штаб – Эфиопия.

Центрально-американская корпорация по обслуживанию аэронавигации 1960.

Воздушные трассы устанавливаются в интересах безопасности полетов над открытыми территориями (напр., море) и согласовываются на межд.ур-не для обслуживание возд.движения. Каждый кусочек обслуживается ближайшим гос-вом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: