Основную часть населения в большинстве государств составляют собственные граждане. Под гражданством обычно понимают устойчивую политико-правовую связь индивида с определенным государством. Эта связь предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как гражданина, так и государства. Связь между гражданином и государством устойчива во времени и пространстве. Это, в частности, означает, что она не прекращается с истечением определенного времени или при пребывании гражданина на территории иностранного государства, в открытом море, космическом пространстве.
Вопросы гражданства, в том числе его приобретение и утрата, решаются в основном национальным законодательством государств. Вместе с тем во все большей мере международное право включается в регулирование этих вопросов. Поскольку предоставление в полном объеме прав на национальном уровне связано с наличием гражданства, то в современном международном праве закреплена норма, в соответствии с которой каждый человек имеет право на гражданство (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года — п. 3 ст. 24, Конвенция о правах ребенка 1989 года — п. 1 ст. 7).
|
|
Национальное законодательство государств и международное право исходят из двух возможных способов получения гражданства: рождения и натурализации.
Для значительного большинства живущих на Земле приобретение гражданства определенного государства связано с фактом их рождения или у определенных родителей, или на определенной территории и не зависит от их воли. Одни государства определяют гражданство новорожденного по гражданству его родителей вне зависимости от места рождения ребенка. Это так называемый принцип крови (jus sanguinis). В настоящее время данному принципу следует законодательство некоторых арабских государств.
Другие государства определяющим считают место рождения ребенка и не берут во внимание гражданство его родителей. Это принцип почвы (jus soli). В настоящее время законодательство более чем 20 государств придерживается данного принципа. Еще одна группа государств — и их большинство — при определении гражданства используют оба принципа
Гражданство можно приобрести и путем натурализации. Натурализация, как правило, связана с волеизъявлением лица, приобретающего гражданство, и наличием предусмотренных национальным законодательством условий.
Самым распространенным видом натурализации является предоставление гражданства по просьбе лица. Такое предоставление гражданства возможно как иностранцу, так и лицу без гражданства. Вопросы, связанные с предоставлением гражданства, регулируются национальным законодательством, которое не должно, однако, противоречить общепризнанным нормам международного права. В частности, национальное законодательство не должно допускать дискриминации по признаку расы, пола, языка, религии.
|
|
К немногочисленным международным договорам, в которых в той или иной мере затрагиваются вопросы гражданства, относится Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года. В соответствии с Конвенцией гражданство женщины не подлежит автоматическому изменению в случае ее вступления в брак с иностранцем, расторжения такого брака или изменения мужем гражданства во время брака.
При переходе территорий от одного государства к другому встает вопрос о гражданстве населения переходящих территорий. Еще в XIX веке действовало правило трансферта, в соответствии с которым гражданство жителей следовало за территорией, т.е. жители автоматически переходили в гражданство того государства, которому передавалась территория. Более демократичной и справедливой является оптация, т.е. предоставление жителям передаваемых территорий права выбора гражданства.
Национальное законодательство многих государств предусматривает институт реинтеграции, т.е. восстановления в гражданстве лица, которое ранее его утеряло по каким-то причинам. Процедура реинтеграции намного проще процедуры предоставления гражданства, а потому реинтеграция имеет особое значение для тех государств, законодательство которых предусматривает усложненный порядок предоставления гражданства.
В практике встречаются случаи пожалования гражданства за особые заслуги перед государством. В наше время такие случаи чрезвычайно редки.
Вопросы утраты гражданства регулируются прежде всего национальным законодательством. Вместе с тем отдельные положения, касающиеся этих вопросов, встречаются в двусторонних и реже многосторонних договорах.
Утрата гражданства возможна по инициативе лица, когда оно возбуждает перед соответствующими органами своего государства вопрос о выходе из гражданства этого государства. Порядок выхода устанавливается национальным законодательством.
Утрата гражданства возможна и по инициативе государства, когда лицо лишается гражданства за действия, которые наносят ущерб государству или подрывают его безопасность. Лишение гражданства возможно только на условиях и в порядке, предусмотренных национальным законодательством. Всеобщая декларация прав человека провозглашает принцип, в соответствии с которым «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства» (п. 2 ст. 15).
Утрата гражданства может наступить автоматически, если лицо совершает действия, которые ведут к такому финалу по национальному законодательству. Часто это связывается с получением гражданства другого государства или поступлением на военную службу другого государства.