Международно-правовые вопросы гражданства

Основную часть населения в большинстве государств составляют собственные граждане. Под гражданством обычно понимают устойчи­вую политико-правовую связь индивида с определенным государством. Эта связь предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как гражданина, так и государства. Связь между гражданином и государством устойчива во времени и пространстве. Это, в частности, означает, что она не прекращается с ис­течением определенного времени или при пребывании гражданина на территории иностранного государства, в открытом море, космическом пространстве.

Вопросы гражданства, в том числе его приобретение и утрата, реша­ются в основном национальным законодательством государств. Вместе с тем во все большей мере международное право включается в регулиро­вание этих вопросов. Поскольку предоставление в полном объеме прав на национальном уровне связано с наличием гражданства, то в совре­менном международном праве закреплена норма, в соответствии с кото­рой каждый человек имеет право на гражданство (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года — п. 3 ст. 24, Конвенция о правах ребенка 1989 года — п. 1 ст. 7).

Национальное законодательство государств и международное право исходят из двух возможных способов получения гражданства: рождения и натурализации.

Для значительного большинства живущих на Земле приобретение гражданства определенного государства связано с фактом их рождения или у определенных родителей, или на определенной территории и не зависит от их воли. Одни государства определяют гражданство новорожденного по гражданству его родителей вне зависимости от места рождения ребен­ка. Это так называемый принцип крови (jus sanguinis). В настоящее время данному принципу следует законодательство некоторых араб­ских государств.

Другие государства определяющим считают место рождения ребенка и не берут во внимание гражданство его родителей. Это принцип почвы (jus soli). В настоящее время законодательство более чем 20 государств придерживается данного принципа. Еще одна группа государств — и их большинство — при определении гражданства используют оба принципа

Гражданство можно приобрести и путем натурализации. Натурали­зация, как правило, связана с волеизъявлением лица, приобретающего гражданство, и наличием предусмотренных национальным законода­тельством условий.

Самым распространенным видом натурализации является предо­ставление гражданства по просьбе лица. Такое предоставление граждан­ства возможно как иностранцу, так и лицу без гражданства. Вопросы, связанные с предоставлением гражданства, регулируются националь­ным законодательством, которое не должно, однако, противоречить об­щепризнанным нормам международного права. В частности, нацио­нальное законодательство не должно допускать дискриминации по при­знаку расы, пола, языка, религии.

К немногочисленным международным договорам, в которых в той или иной мере затрагиваются вопросы гражданства, относится Конвен­ция о гражданстве замужней женщины 1957 года. В соответствии с Кон­венцией гражданство женщины не подлежит автоматическому измене­нию в случае ее вступления в брак с иностранцем, расторжения такого брака или изменения мужем гражданства во время брака.

При переходе территорий от одного государства к другому встает во­прос о гражданстве населения переходящих территорий. Еще в XIX веке действовало правило трансферта, в соответствии с которым гражданст­во жителей следовало за территорией, т.е. жители автоматически перехо­дили в гражданство того государства, которому передавалась террито­рия. Более демократичной и справедливой является оптация, т.е. предо­ставление жителям передаваемых территорий права выбора гражданст­ва.

Национальное законодательство многих государств предусматри­вает институт реинтеграции, т.е. восстановления в гражданстве лица, которое ранее его утеряло по каким-то причинам. Процедура реинте­грации намного проще процедуры предоставления гражданства, а по­тому реинтеграция имеет особое значение для тех государств, законо­дательство которых предусматривает усложненный порядок предо­ставления гражданства.

В практике встречаются случаи пожалования гражданства за особые за­слуги перед государством. В наше время такие случаи чрезвычайно редки.

Вопросы утраты гражданства регулируются прежде всего нацио­нальным законодательством. Вместе с тем отдельные положения, ка­сающиеся этих вопросов, встречаются в двусторонних и реже многосто­ронних договорах.

Утрата гражданства возможна по инициативе лица, когда оно воз­буждает перед соответствующими органами своего государства вопрос о выходе из гражданства этого государства. Порядок выхода устанавлива­ется национальным законодательством.

Утрата гражданства возможна и по инициативе государства, когда лицо лишается гражданства за действия, которые наносят ущерб госу­дарству или подрывают его безопасность. Лишение гражданства воз­можно только на условиях и в порядке, предусмотренных националь­ным законодательством. Всеобщая декларация прав человека провоз­глашает принцип, в соответствии с которым «никто не может быть про­извольно лишен своего гражданства» (п. 2 ст. 15).

Утрата гражданства может наступить автоматически, если лицо совер­шает действия, которые ведут к такому финалу по национальному законо­дательству. Часто это связывается с получением гражданства другого госу­дарства или поступлением на военную службу другого государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: