Самосознание. Самосознание – особая область сознания, где предметом отражения является не окружающий мир, а сам человек

Самосознание – особая область сознания, где предметом отражения является не окружающий мир, а сам человек.

Самосознание формируется на базе сознания, но в раннем возрасте. К юности отдельные самохарактеристики, самооценки складываются в единую “ я - концепцию ”:

1. реальное “я” или каков я есть на самом деле;

2. динамическое “я” или каким я намерен стать;

3. идеальное “я” или каким я должен быть;

4. фантастическое “я” или каким я желал бы быть, если бы это было возможным.

Самосознание выполняет следующие функции:

1) интеллектуальная – формирование образов реального и динамического “я”;

2) мотивационная – формирование идеального и фантастического “я”;

3) эмоциональная – сопоставление (сравнение) реального и динамического “я” с идеальным и фантастическим;

4) волевая – организация самовоспитания, самоконтроля, самообразования (формируется позже других, как правило, не ранее 12-14 лет).

Пути формирования самосознания:

1. Примерно-ориентирующие (предостерегающие или стимулирующие) оценки поведения со стороны других людей.

2. Личностное восприятие существующих норм, их трансформация (изменения) в соответствии с индивидуальным опытом и особенностями практической деятельности.

ВЫВОД: Самосознание – это направленность сознания человека на самого себя, стремление понять свою суть, место в обществе, возможность реализации своих способностей. Самосознание является центром психической деятельности личности, для которой сближения самооценки и социальной оценки служит источником глубокого морального удовлетворения.

Познание

I. Понятие «познание» и его основные ступени.

Познание – процесс избирательно-активных действий, принимающий и отрицающий различные формы приращения (увеличения) информации.

Цель процесса познания – получение знаний. Цель знаний – достижение истины.

В процессе познания выделяют 2 ступени: чувственная и рациональная.

Формы чувственного познания.

1. ощущение – это отражение отдельных свойств, качеств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств (психологически не разложимое явление).

2. восприятие – целостный образ, отражающий непосредственное воздействие на органы чувств предметов, их свойств и отношений.

3. представление – высшая форма чувственного отражения в виде образного знания о непосредственно невоспринимаемом объекте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: