Самосознание – особая область сознания, где предметом отражения является не окружающий мир, а сам человек.
Самосознание формируется на базе сознания, но в раннем возрасте. К юности отдельные самохарактеристики, самооценки складываются в единую “ я - концепцию ”:
1. реальное “я” или каков я есть на самом деле;
2. динамическое “я” или каким я намерен стать;
3. идеальное “я” или каким я должен быть;
4. фантастическое “я” или каким я желал бы быть, если бы это было возможным.
Самосознание выполняет следующие функции:
1) интеллектуальная – формирование образов реального и динамического “я”;
2) мотивационная – формирование идеального и фантастического “я”;
3) эмоциональная – сопоставление (сравнение) реального и динамического “я” с идеальным и фантастическим;
4) волевая – организация самовоспитания, самоконтроля, самообразования (формируется позже других, как правило, не ранее 12-14 лет).
Пути формирования самосознания:
1. Примерно-ориентирующие (предостерегающие или стимулирующие) оценки поведения со стороны других людей.
|
|
2. Личностное восприятие существующих норм, их трансформация (изменения) в соответствии с индивидуальным опытом и особенностями практической деятельности.
ВЫВОД: Самосознание – это направленность сознания человека на самого себя, стремление понять свою суть, место в обществе, возможность реализации своих способностей. Самосознание является центром психической деятельности личности, для которой сближения самооценки и социальной оценки служит источником глубокого морального удовлетворения.
Познание
I. Понятие «познание» и его основные ступени.
Познание – процесс избирательно-активных действий, принимающий и отрицающий различные формы приращения (увеличения) информации.
Цель процесса познания – получение знаний. Цель знаний – достижение истины.
В процессе познания выделяют 2 ступени: чувственная и рациональная.
Формы чувственного познания.
1. ощущение – это отражение отдельных свойств, качеств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств (психологически не разложимое явление).
2. восприятие – целостный образ, отражающий непосредственное воздействие на органы чувств предметов, их свойств и отношений.
3. представление – высшая форма чувственного отражения в виде образного знания о непосредственно невоспринимаемом объекте.