Гражданское общество

1. Равенство и одинаковая защита всех форм собственности законом.

2. Гражданское общество обеспечивает равные стартовые возможности для каждой личности, создаёт условия для её гармоничного развития, т.е. политические права личности равны не зависимо от пола, возраста, национальности, религиозной принадлежности, материального положения, места жительства и т.п.

3. Счет родства по отцовской или материнской линии в зависимости от сложившейся исторической традиции.

4. В брачной сфере строгая моногамия и для мужчины, и для женщины.

Гражданскому обществу соответствует правовое государство, т.е государство, где личность защищена от посягательства на свои права не только со стороны других личностей, но и со стороны государства.

II. Уровни (сферы) общественной жизни

1. Материальная сфера (материальный уровень) или общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, совокупность материальных общественных отношений, т.е. человеческая деятельность и её материальный результат.

Деление производства на материальное и нематериальное достаточно условно. На практике различия между ними сводятся ко времени получения результата и возможности исправления брака.

Материальная сфера зависит от способа производства, который подразделяется на производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы – люди с определенным уровнем квалификации и средства производства, которыми они управляют. Самый подвижный элемент – квалификация. Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределении и потребления. Главное здесь отношения собственности.

2. Социальный уровень – определенное положение человека в обществе, которое зависит от пола, возраста, профессии, национальности, религии, семейного положения и т.п.

3. Политический уровень: государство, партии и общественно-политические движения.

4. Духовный уровень:

идеология – это система идей в какой-либо области;

социальная психология – это наука, изучающая поведение человека в группе;

ментальность или умонастроение;

образование;

воспитание;

наука;

культура в узком смысле (литература и искусство).

Социальный, политический и духовный уровни составляют общественное сознание. Общественное сознание – это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

III. Формы общественного сознания

1. политическая идеология наиболее активно и последовательно выражает и защищает интересы определенных социальных групп, слоёв, классов, причем чаще всего это интересы экономические.

2. правосознание предполагает не только знание законов, но и умения защищать свои права.

3. мораль – это система неписаных законов, которым подчиняется поведение людей. Мораль опирается на общественное влияние и внутреннее убеждение личности. Она старше права. Функция морали – сохранение общества.

4. религия - форма общественного сознания, которая в фантастической форме отражает господство над людьми природных и социальных сил, причём земные силы принимают форму неземных, сверхъестественных.

5. искусство отражает эмоциональную сторону жизни человека, его понимание красоты и уродства. Существующий в каждом обществе общепринятый идеал красоты не всегда совпадает с индивидуальным.

6. наука как знание законов природы начинает складываться ещё в VI веке до н.э. (период античности), как знание законов общественного развития в XIX веке, т.к. только в XVIII веке промышленный переворот ускорил изменение в обществе настолько, что они стали заметны на протяжении жизни даже одного поколения.

7. философия - это форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте в нём человеке, теоретическая часть мировоззрения; наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие—природа и общество, так и мышление человека — процесс познания.

ВЫВОД: Все формы общественного сознания различаются по предметам и формам отражения, особенностям развития, выполнению социальных функций.

IV. Движущие силы развития общества

С древних времен человека интересовал вопрос: «Что движет людьми, что побуждает их к действию или бездействию?»

Аристотель говорил о материальном интересе, Эпикур – о моральном удовольствии. На первый взгляд интерес и удовольствие у разных людей различно, т.к. каждый из них уникален. Но с момента рождения человек принадлежит к целому ряду страт (социальных групп), принадлежность к страте предполагает общность интересов, одинаковые условия существования, сходный (одинаковый) образ жизни. В идеале интерес и удовольствие должны совпадать, но у большинства людей (86 %) преобладает интерес.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников (социальные общности, их организация, индивиды). С этой точки зрения исторический процесс субъективно-объективен.

Субъекты исторического процесса:

1. индивидуальные: личность, действующая сознательно и отвечающая за свои действия.

2. социальные субъекты:

2.1. социальная группа – слой или класс;

2.2. социально-исторические общности: славянские, мусульманские народы, в настоящее время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества в субъект исторического процесса, т.к. наша техническая оснащенность многократно возросла, именно поэтому необходим приоритет общечеловеческих интересов над всяким иным.

V. Прогресс и регресс в общественном развитии.

Часть философов считают, что общественный прогресс существует (Сен-Симон), другие утверждают, что общественного прогресса нет, есть только технический (Руссо). Современная философия предлагает три основных критерия общественного прогресса:

1. рост производительности труда связан с прогрессом науки и техники, который не всегда бесспорен. Доля физического труда постоянно сокращается, это привело к гиподинамии (недостаток движения), что в свою очередь спровоцировало омоложение болезни. Медики начинают говорить о старении человеческого организма уже с 5 лет. Элементарный умственный труд передан машине, в результате человек разучился решать сложные умственные задачи.

2. рост свободы человека и общества. На первых этапах своего развития человек 100 % зависел от окружающей среды, с течением веков он не только научился защищаться от природы, но даже предсказывает часть стихийных бедствий, тем не менее, завоевав относительную свободу от природы, человек оказался в зависимости от благ цивилизации (электричество, газ, тепло и т.п.).

3. гуманизация отношений между людьми. В течение столетий произошло явное смягчение нравов, по крайней мере, в сознании людей, но остались жесткие моральные стереотипы взаимоотношений между поколениями (отцы и дети) и полами (мужчина и женщина).

ВЫВОД: Прогресс в развитии человечества существует, но за каждый шаг вперёд нам приходится расплачиваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow