Разрешение конфликта в парламенте возможно тремя основными способами

Первый способ – навязывание воли одной или нескольких групп депутатов другим участникам, что происходит главным образом в итоге голосования, при котором решение принимается большинством. Конфликт временно будет разрешен, но, как правило, он этим актом не исчерпан до конца и может возобновиться с новой силой в дальнейшем. Второй способ – компромисс, для достижения которого используются различные процедуры. И третий – консенсус, большей частью представляющий собой разновидность компромисса.

Ниже перечислены основные формы работы парламента, во время которых происходят конфликты, а также способы их разрешения.

1. Конфликты в законотворческом процессе. В соответствии с конституцией РФ конфликтная ситуация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта закона, принятого Гос. Думой, разрешается следующим образом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторно рассматривается Гос. Думой. Если комиссия создана не была или не пришла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, когда за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Тем самым конфликт будет преодолен «силовым» способом. После этого голосования законопроект направляется уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ. Тем самым в парламенте конфликт уже не будет возобновлен.

2. Парламентские дебаты. Во время парламентской дискуссии в каждой из палат нередко возникают конфликты между депутатами, подчас принимающие бурный характер. Это касается также заседаний комитетов, комиссий, депутатских фракций и групп. Основой рассмотрения и разрешения конфликтов во всех таких случаях являются регламенты и иные нормативные акты палат, которые регулируют порядок рассмотрения различных вопросов, проведения слушаний и дискуссий. Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, имеющие прямое отношение к поведению сторон во время конфликта. Предусмотрены и санкции к нарушителям: лишение слова, лишение права на выступление в течение дня, предупреждение, указание, а также удаление из зала приглашенных на заседание лиц. В регламентах устанавливаются продолжительность выступления, порядок внесения предложений, очередность их обсуждения и т.д.

3. Конфликты при голосовании. Они нередко возникают как в силу обострения эмоций депутатов в этот ответственный момент, так и из-за ошибок и недоразумений, допускаемых при голосовании. Всего этого можно избежать лишь при тщательной регламентации процедуры голосования, которая достигается как принятием необходимых нормативных документов (правил), так и долголетней практикой. Постепенно и то и другое внедряется в работу обеих палат Федерального Собрания, и теперь процедуры голосования более

или менее отработаны. Многое в процессе разрешения парламентских конфликтов зависит и от порядка голосования, принятого депутатами применительно к конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное). Влияя на атмосферу обсуждения, тот или иной порядок может либо притушить наметившийся конфликт, либо, напротив, обострить его.

52. Применение медиации в различных приемах разрешения конфлик­тов.

Медиация – это процесс переговоров с участием посредника, который помогает конфликтующим в разрешении конфликта. Наиболее общим и употребительным понятием, используемым по отношению к участию в конфликте третьей стороны, является понятие медиаторства. Обычно оно определяется как содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации. Принципиальная возможность медиаторства (как, впрочем, и любых других форм вмешательства третьей стороны) основана на признании факта позитивного влияния присутствия нейтральной стороны на эффективность проведения переговоров.

В отличие от традиционной судебной процедуры цель медиации не в том, чтобы определить правого и виноватого в конфликте, а в том, чтобы привести стороны к взаимоприемлемому соглашению. Медиатор приводит стороны к соглашению, но ни в коем случае не выносит собственного суждения о существе спора, не выдает никаких решений или заключений.

В суде всегда выигрывает только одна сторона, вторая – всегда уходит с обидой – на суд, на другую сторону, – всегда есть множество побочных последствий. А после проведения процедуры медиации стороны сами приходят к тому способу разрешению конфликта, который устраивает обе стороны.

Достоинства медиации состоят в следующем:

1.Эффективность. Созидательное решение или компромисс могут способствовать полному исчерпанию конфликта.

2.Приватность. В процессе медиации присутствуют только конфликтующие стороны, их представители, и медиатор, в отличие от судебного разбирательства, где могут присутствовать и другие персоны.

3.Конфиденциальность. Информация, которая рассматривается в процессе медиации, не может быть разглашена где-либо, даже в суде.

4.Экономичность. Затраты на медиацию намного ниже, чем судебные издержки.

5.Экономия времени. Медиация требует относительно малых сроков для разрешения конфликта.

6.Восстановление или сохранение добрых отношений у сторон. У них появляется реальная возможность продолжить свое деловое сотрудничество.

Безусловно, лицо, выступающее посредником между конфликтующими сторонами, должно обладать рядом качеств. Нейтральность – одно из основных качеств руководителя процессом медиации. Медиатор не может быть заинтересован в исходе дела, и не может получать выгоду от разрешения спора иначе как в связи с получением гонорара.

В качестве медиатора выступает специально обученное лицо, которое не только должно разбираться в правовой сути возникшего конфликта, но и обладать даром тонко чувствовать настроение «противных» сторон.

Таким образом, следует признать, что наиболее эффективным медиатором может стать специалист, обладающий юридическими знаниями, имеющий навыки психолога и житейскую мудрость.

С помощью медиации можно разрешить большинство корпоративных споров, как межкорпоративных, так и внутрикорпоративных. В России с развитием рыночных отношений появилось много сложно структурированных компаний, внутри которых возникает множество споров, которые выгоднее всего разрешать именно с помощью медиации. Это позволит сохранить репутацию компании, ее имидж и конкурентоспособность, поэтому, разрешить спор, не обращаясь в судебные органы и не предавая огласке детали конфликта, очень важно.

Посредничество может быть достаточно эффективным в разрешении корпоративных разногласий. Конфликты являются своеобразными индикаторами потребности в переменах, будь то перемены в служебных отношениях, в условиях сотрудничества, или в структурах предприятия или организации.

Медиация это инструмент управления конфликтом, позволяющий обеспечить развитие компании, поскольку любой спор указывает на «слабые места» организации, ее корпоративной культуры, и, одновременно, на возможные перспективы, благодаря следованию которым может быть укреплено взаимодействие в коллективе предприятия, а также налажено эффективное взаимодействие с другими организациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: