Несмотря на то, что в 30-е годы происходила прозаизация литературы, поэзия все еще была популярна, поэтов было много. Господствующим литературным направлением в поэзии был романтизм. Он делился на элегический и гражданский. К элегическому относятся отдельные стихотворения Лермонтова, к гражданскому – стихотворения Полежаева, Одоевского. А еще был так называемый «надутый», «вульгарный» романтизм. Несмотря на нелестные отзывы критиков (в частности, Белинского), стихотворения такого толка пользовались массовым спросом. Основной представитель – В. Г. Бенедиктов.
В журналах было удобно печатать маленькие поэтические произведения. Первый сборник стихотворений Бенедиктова вышел в 1835 году. Пушкин промолчал. А Булгарин и Сенсковский приветствовали Бенедиктова – его поверхностная поэзия их устраивала. Странно, однако, что о стихах хорошо отозвался Жуковский. И. А. Тургенев, еще студент, вспоминал, что тогда журнальные критики ставили имя Пушкина рядом с Бенедиктовым.
Основная черта поэзии Б. – эпигонство, повторение слов и фраз. Его аудиторией были провинциальные помещики и чиновники. Вообще его поэзия – поэзия «трех э»: эпигонство, эксперимент и эффект. Это и пользовалось успехом у аудитории.
|
|
Думаю, стоит сказать о том, что в творчестве Б. отразились некоторые стороны романтизма. Например, стремление к природе («К полярной звезде»), мысли о назначении поэта («Пиши, поэт!»), мотив одиночества («Певец»). Но все это в его произведениях отражается поверхностно и неглубоко. Поэтому его так не любил Белинский. Вот, например. Стихотворение «Певец».
Бездомный скиталец - пустынный певец -
Один, с непогодою в споре,
Он реет над бездной, певучий пловец
Безъякорный в жизненном море;
Всё в даль его манит неведомый свет:
Он к берегу рвётся, а берега нет.
Для элегического романтизма характерно как раз бегство от берега, вспомните «Парус» Лермонтова, «К морю» Пушкина. Бенедиктов сам не понимает своего героя, который пытается быть романтическим героем, а получается нечто совсем другое:
Он странен; исполнен несбыточных дум,
Бывает он весел - ошибкой;
Он к людям на праздник приходит - угрюм,
К гробам их подходит - с улыбкой;
Всеобщий кумир их ему не кумир; -
Недаром безумцем зовёт его мир!
Как видно, автор тоже читает своего героя безумцем и ни капли ему не сочувствует.
Примеры.
Повторение слов. Например, вот отрывок из стихотворения «Кудри»(1838).
Кудри девы - чародейки,
Кудри - блеск и аромат,
Кудри - кольца, струйки, змейки,
Кудри - шелковый каскад!
Эффект. Из стихотворения «Пиши, поэт!» (из сборника 1836 г.)
Изобретай неслыханные звуки,
|
|
Выдумывай неведомый язык!
Что касается назначения поэта, ни о каких глубоких мыслях и речи не идет. Главная задача – доставить наслаждение и удовольствие какой-нибудь симпатичной девушке, не одной – так другой.
Пиши, поэт! Слагай для милой девы
Симфонии сердечные свои!
Переливай в гремучие напевы
Несчастный жар страдальческой любви!
И, может быть, красавица другая
Прочувствует ее, не понимая,
Она ее бесчувственно поймет.
С улыбкою: "Как это мило!" - скажет
И, легкая, к забавам улетит.
Что характерно, Бенедиктов знал цену своему труду. Он понимает, что он не художник, а только «ремесленник во славу красоты».
Слог у Бенедиктова иногда сбивается, неровный. «К Полярной звезде»,1836.
Там его берег, где ты зажигаешься,
Горний маяк для очес!
Там его дно, где ты в небо впиваешься,
Сребреный якорь небес!