Поэзия В.Г.Бенедиктова

Несмотря на то, что в 30-е годы происходила прозаизация литературы, поэзия все еще была популярна, поэтов было много. Господствующим литературным направлением в поэзии был романтизм. Он делился на элегический и гражданский. К элегическому относятся отдельные стихотворения Лермонтова, к гражданскому – стихотворения Полежаева, Одоевского. А еще был так называемый «надутый», «вульгарный» романтизм. Несмотря на нелестные отзывы критиков (в частности, Белинского), стихотворения такого толка пользовались массовым спросом. Основной представитель – В. Г. Бенедиктов.

В журналах было удобно печатать маленькие поэтические произведения. Первый сборник стихотворений Бенедиктова вышел в 1835 году. Пушкин промолчал. А Булгарин и Сенсковский приветствовали Бенедиктова – его поверхностная поэзия их устраивала. Странно, однако, что о стихах хорошо отозвался Жуковский. И. А. Тургенев, еще студент, вспоминал, что тогда журнальные критики ставили имя Пушкина рядом с Бенедиктовым.

Основная черта поэзии Б. – эпигонство, повторение слов и фраз. Его аудиторией были провинциальные помещики и чиновники. Вообще его поэзия – поэзия «трех э»: эпигонство, эксперимент и эффект. Это и пользовалось успехом у аудитории.

Думаю, стоит сказать о том, что в творчестве Б. отразились некоторые стороны романтизма. Например, стремление к природе («К полярной звезде»), мысли о назначении поэта («Пиши, поэт!»), мотив одиночества («Певец»). Но все это в его произведениях отражается поверхностно и неглубоко. Поэтому его так не любил Белинский. Вот, например. Стихотворение «Певец».

Бездомный скиталец - пустынный певец -

Один, с непогодою в споре,

Он реет над бездной, певучий пловец

Безъякорный в жизненном море;

Всё в даль его манит неведомый свет:

Он к берегу рвётся, а берега нет.

Для элегического романтизма характерно как раз бегство от берега, вспомните «Парус» Лермонтова, «К морю» Пушкина. Бенедиктов сам не понимает своего героя, который пытается быть романтическим героем, а получается нечто совсем другое:

Он странен; исполнен несбыточных дум,

Бывает он весел - ошибкой;

Он к людям на праздник приходит - угрюм,

К гробам их подходит - с улыбкой;

Всеобщий кумир их ему не кумир; -

Недаром безумцем зовёт его мир!

Как видно, автор тоже читает своего героя безумцем и ни капли ему не сочувствует.

Примеры.

Повторение слов. Например, вот отрывок из стихотворения «Кудри»(1838).

Кудри девы - чародейки,

Кудри - блеск и аромат,

Кудри - кольца, струйки, змейки,

Кудри - шелковый каскад!

Эффект. Из стихотворения «Пиши, поэт!» (из сборника 1836 г.)

Изобретай неслыханные звуки,

Выдумывай неведомый язык!

Что касается назначения поэта, ни о каких глубоких мыслях и речи не идет. Главная задача – доставить наслаждение и удовольствие какой-нибудь симпатичной девушке, не одной – так другой.

Пиши, поэт! Слагай для милой девы

Симфонии сердечные свои!

Переливай в гремучие напевы

Несчастный жар страдальческой любви!

И, может быть, красавица другая

Прочувствует ее, не понимая,

Она ее бесчувственно поймет.

С улыбкою: "Как это мило!" - скажет

И, легкая, к забавам улетит.

Что характерно, Бенедиктов знал цену своему труду. Он понимает, что он не художник, а только «ремесленник во славу красоты».

Слог у Бенедиктова иногда сбивается, неровный. «К Полярной звезде»,1836.

Там его берег, где ты зажигаешься,

Горний маяк для очес!

Там его дно, где ты в небо впиваешься,

Сребреный якорь небес!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: