Концепция культурной географии О.Шпенглера

Культурологическая концепция Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части на противопоставлении культуры и цивилизации. Поэтому, прежде чем приступить к анализу самой концепции, необходимо определить эти понятия. В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур,достигших полноты своего развития, - это античность и Западная Европа,арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай и культура майи.Концепция культурыШпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур:античной, европейской и арабской. Им соответствуют три “души” -аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Отсюда вытекает содержание каждой из культур. Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры. Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство,но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к.природа воспринимается человеком через культуру. “По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур. Смерть культуры есть исчерпание её души, когда её смыслы уже не вдохновляют людей, обращённых теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период
Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. “Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение вперёд и вверх, по линии наших идеалов... “Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость”.[4]“Чем более приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно,смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью…
Цивилизация как гибель культуры

Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души,она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: “Культура и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия”.[7]Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме.
В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены. Они могут, по мнению Шпенглера, свидетельствовать только об истечении времени данной культуры.Далеко не все в культурологической теории Шпенглера правильно, но его предостережение о том, сто массовая бездуховная враждебна культуре,остается актуальным и по сей день.

9. Культура и природа

Различие между природой и культурой — это различие между плодами материального мира и продуктами человеческой дея­тельности. Одностороннее подчеркивание этого различия приво­дит к дуалистическому взгляду на мир. В свою очередь, это приводит к разделению мира на природный и неприродный. Различие между природой и культурой возникает в результате исторического развития. Разъяснить различие природы и культу­ры можно только путем признания их связи. Природа предше­ствует культуре во времени, но природа является постоянным и необходимым условием последующего существования и разви­тия культуры. Поэтому грань между природой и культурой не абсолютна, а относительна, и она не противопоставляет их, а раз­личает в пределах связующей их целостности. Сегодня отношение к природе совершенно иное. Сегодня меньше говорится о покорении природы. Возможности бытия культуры естественно заданы природой. Но возникновение куль­туры как надприродной деятельности не исключает ее взаимо­связь с природой. Природное не безразлично для тех форм, в которых открывается и живет культура (например, особен­ности ландшафтной среды накладывают определенный отпеча­ток на культуру, поэтому мы говорим об общности жизни людей степных регионов, равнин и т. д.). Однако, если рассматривать природу и культуру в этом аспекте, можно прийти к природному детерминизму. Здесь следует уточнить, что на первом этапе жизни культуры влияние природы имеет большое значение. Человек и его культура несут в себе природу Матери-Земли, свою биологическую предысторию. Поэтому можно сказать, что куль­турное есть природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. Только в этом смысле о культуре можно говорить как о внебиологическом явлении. З. Фрейд писал, что культура враг природы, она противостоит культуре. Он выступает против современной ему культуры. Подобного рода концепция характеризует направление франк­фуртской школы. Представители ее утверждали, что источник всех человеческих бед — это культура.Глубинной основой тезисов франкфуртской школы является положение об агрессивности культуры по отношению к природе. Отношения культуры и природы имеют разные уровни, истори­ческие формы.

Можно выделить три уровня отношений:

1) практическое отношение, которое выражается в труде;

2) практически-духовное отношение, которое складывается в обыденном сознании людей и выражается в преобразовании этого мира силами воображения с целью отрешения от ре­альности;

3) духовно-теоретическое отношение

Все эти отношения меняются в каждом историческом типе культуры и дают основание говорить о специфическом соотно­шении природы и культуры на разных этапах человеческого существования.В культуре человек представлен не как природное и не как сверхприродное, а как исторически развитое существо, которое обнаруживает себя как в сходстве, так и различии с ней. Нахо­дясь, с одной стороны, в зависимости от природы, человек посте­пенно ее преодолевает и подчиняет себе. Отсюда следует, что культура есть результат человеческого отношения к природе,которое возникает в течение развития природы и раскрывается только на определенной стадии развития истории. Природа для человека выступает в двух смыслах: 1) с точки зрения ее богатства (как средство жизни);2) как источник дальнейшего существования (как средство труда).Единство человека с природой в процессе жизнедеятельно­сти, присвоение человеком природных богатств в качестве средств для жизни является естественным существованием человека. Труд не содержит в себе ничего социального, он представляет собой естественную необходимость существова­ния человека. Поэтому труд еще не является критерием для раз­личия первобытного человека и цивилизованного. Но человек производит в процессе труда не только для себя, но и для других. Тем самым человек в процессе своей деятельности производит свое отношение к другим.Таким образом, труд имеет большое значение не столько в связи с производством физической жизни, сколько благодаря своей связи с жизнью общественной.Историческое развитие человечества идет по линии освобож­дения людей от их природной характеристики и вовлечения в со­циальную связь. Вся история человечества — это процесс произ­водства своей жизни. Производственная активность человека на ранних стадиях носит двойственный характер, потому что он уже деятельное существо, а с другой стороны — еще не оторвался от природы.В период промышленного развития на первый план выходит зависимость человека не от природных условий труда, а от усло­вий, созданных самим человеком. Человек оказывается связан­ным с другими людьми посредством использования чужой дея­тельности. Отношения между людьми выступают как результат труда, который получает универсальную форму проявления. Отношение человека с природой предстает здесь как обществен­ное отношение.Анализ вопроса позволяет проследить процесс изменения взаимоотношений культурного и природного. Сначала человек подчинен природе, а потом он воздействует на природу.В истории человеческого познания вопрос соотношения куль­туры и природы нашел свое отражение в формировании и разви­тии общественных и естественных наук. Сфера изучения у них различна, но идет взаимопроникновение этих двух групп наук.

10. Функции культуры

Культура обладает определенными функциями. А функции, в свою очередь, вытекают из сущности самой культуры. Многомерность культуры как социального явления проявляется в её функциях. Рассмотрим некоторые из них.

1. Гносеологическая функция (гносеология – учение о познании). Она позволяет получать знание о мире и человеке в нём.

3. Аксиологическая функция (аксиология – учение о ценностях). Она означает, что культура – это величайшая сокровищница ценностей, идей, идеалов, образов и т.д. Согласно аксиологической функции, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значимости для человека.

4. Практическая и регулятивная функции. Если рассматривать культуру как творчество, поскольку оно преобразует, реконструирует действительность, приводит её в соответствие с общественными потребностями и человеческими представлении о совершенстве, то в этом и скажется ее практическая функция.

В культуре отображается жизненный материал, его эстетические свойства, культура приводит и то и другое в целостное единство под эгидой (под защитой) эстетического начала.

В культуре находит отображение как объективный, так и субъективный мир. Человек создаёт культуру, но в то же время культура формирует внутренний мир человека. Поэтому культуру можно рассматривать и как процесс и как объект человеческой деятельности, и как регулятор.

5. Семиотическая функция. Семиотика – это общая теория знаков и знаковых систем. Она изучает те средства, с помощью которых можно передавать информацию в процессе общения. Данная функция связана с тем, что усвоение культуры человеком невозможно без знания им определённых знаковых систем.

При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве её сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод, как знаковозакреплённую совокупность деятельности.

6. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Коммуникация – это процесс взаимодействия субъектов: социальных групп, общностей, личностей, в котором происходит обмен мнениями, чувствами, желаниями, настроением, социальным опытом, способностями и результатами.

7. Социализирующая функция. Она сводится к формированию и воспитанию человека. Вне культуры, без её освоения новорождённый не может стать человеком.Функция социализации личности ставит перед человеком задачу освоения знаний и навыков, необходимых для превращения его в полноценного члена общества. Согласно данной функции, культура трактуется как социальный институт, который даёт обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы.

8. Гуманистическая функция. Культурой можно считать то, что гуманно, человечно, т.е. одобрено людьми. Целью, назначением и высшим смыслом культуры является гуманизм. Поэтому её гуманистическая функция – самая главная. Культурный человек всегда гуманен. Культурный человек может быть в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: