Раздел 2. Риторика

Раздел 1. Нормы современного русского литературного языка

1. Что такое совр. рус. лит-ный язык?

Язык 19-21 вв. в своей нормированной, образцовой разновидности.

2. Что такое культура речи?

Владение нормами лит-ного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществ. определённый выбор и организация языковых сред-в, которые позволяют в определённой ситуации общения обеспечить необх. эффект в достижении коммуникации.

3. Основные аспекты культуры речи

· нормативный (владение языковыми нормами – совок. явлен., разрешённых системой языка, закреплённых в речи носителей языка и явл. обязательными для всех владеющих лит-ным языком)

· коммуникативный (точность, понятность, лаконичность и выразительность речи)

· этикетный (владение нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе)

4. Какие варианты языковых единиц существуют?

· орфоэпические (произношение одного или нескольких звуков)

· акцентологические (место ударения в слове)

· морфологические (использование различных морфем (окончаний, корней, суффиксов)

· синтаксические (варианты построения словосочетаний и предложений)

5. Какие правила употреб. языковых единицнеобх. знать для того, чтобы говор. правильно?

· лексические (употребление заимствованных слов, неологизмов, многозначных и т.д.)

· морфологические (употреб. прилагат., местоимений, дееприч., согласов. подлеж. и сказуемого)

· синтаксические (использов придаточн. предложен., перевод из премой речи в косвенную)

6. Виды лексики за рамками литературного языка?

· территориальные и профессиональные диалектизмы

· жаргонизмы и арготизмы

· просторечная лексика и лексика сниженного употребления

7. Какие 2 основ. типа словарей?

· лингвистический (лексич. значение, правопис., ударение в словах)

· энциклопедические (описыв. понятия – вещи, реалии)

8. Что обозначает орфо- (орто-)

первая часть названий лингв. словар. орфо- = «правильный»

в них описыв. трудные случаи рус. языка (словари трудностей, словари правильности)

9. Типы ортологичских словарей

· орфографические (правописание слов)

· орфоэпиские (произношение и постановка ударений)

· грамматические (нормы словоизм., словообразов, построен. словосочетаний)

· лексических трудностей (прав. употреб. синонимов, антонимов, паронимов)


Раздел 2. Риторика

1. Что такое риторика?

Ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно

2. Классификация видов красноречия

· монологическое и диалектическое

· эмоциональное и рациональное

· соц.-полит., академич., соц.-бытовое, судебное, богословско-церковное

· информативное и убеждающее

3. 3 вида академического красноречия

· собств. академическое (в среде учёных)

· вузовское

· школьное

4. Жанры академического красноречия

· лекция

· научный доклад

· научн. сообщ.

· научн. обзор

5. Этапы последовательности пос-ти подготовки к выступлению

  по Х. Леммерману
Выбор темы и формулиров. названия Сбор материала
Сбор материала Отбор и организация материала
Составл. рабоч. плана Обдумывание матер. (детали, комментар.)
Напис. осн. части текста по плану I-ая редакция ключев. слов
Написан. Вступления и заключения Стилистич. оформл. главн. части (словесное)
Редактировании вступления Формиров. вступлен. и заключ.
Запоминание плана Общий контроль
Подготовка произнесения речи II-ая редакция ключев. слов
  Мысленное освоение
  Проба речи

6. Что такое информативное и убеждающее выступления?

Инфор. – цель – сообщ. слушат. новых фактов и теор. положений, не нуждающ. в док-ве

Убежд. – цель – док-во истинности или ложности высказ. тезиса

7. Требования к названию речи

· ясность, чёткость, краткость

· отражение содержания выступления

· привлечение внимания слушателей

8. Компоненты библиографического описания книги

· фамилия, инициалы автора

· название

· год издания

· место издания

· общее кол-во страниц

· назв. издательства

9. Где находится библиогр. описание книги?

· на титульном листе

· на обороте титульного листа

· на последней странице

10. Что такое аннотация?

Кратк. хар-ка книги, в котор. читатель найдёт ответ на вопросы: для кого книга и о чём она.

11. Где помещается аннотация?

На обороте титульного листа

12. Какие книги можем найти в алфавитном каталоге?

Точные названия которых известны, если они созданы авторским коллективом или индивид. автором

13. –«– систематическом (по определённым отраслям знаний)?

Книги по определённой тематике

14. 3 части выступления

· вступление

· основная часть

· заключение

15. Чем отличается композиция текста, план и способ изложения?

Композиция – струк-ра текста (располож. и соотнош. его гланых частей)

План – краткое письменное изложение композиции

Способ изложения – метод построения текста заданной композиции

16. Способы изложения материала (16-22)

· индуктивный (от частного к общему)

· дедуктивный (от общего к частному)

· метод аналогии (от частного к частному - от известного к новго, путём сопостав. явлен.

· ступенчатый (последов. излож одной темы за другой)

· исторический (излож. в хронологическ. последов.)

· концентрический (распредение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассматр. центрального вопроса к более конкретному рассмотрен.)

23. 3 функц.-смыслов. типа речи (23-26)

· рассуждение (словес. излож., разъясн. и подтвержд. мысли)

· повествование (рассказ о событиях – передача послед. различн. действий)

· описание (словесное изображение кого-либо или чего-либо)

27. Средства выражения логич. связей в тексте

· функион.-синтаксич. – указывают на: последов. развития мысли, на противореч. отношений, на причинно-следств. отношен., на переход от одной мысли к другой, на итог

· местоимен., прилаг. и причастия, используемые в кач-ве сред-в связи (данный, этот)

· синтаксич.: особенности построен. предлож. внутри фрагмента текста, области смысловой законченности

28. Синтаксич. сред-ва связи

· последов. связь

исходн. часть -> сообщ. часть (в аудитории шумят студенты)

исх. -> сообщ. à исх. -> сообщ. (студенты слушают лекцию; лекцию читает профессор)

· параллельная связь

исходн. часть -> сообщ. (студенты сидят в аудитории)

↓ ↓

исх.->сообщ. исх.->сообщ. (студ. слущают лекцию; студентам рассказывает проф.)

29. Виды планов (29-31)

· назывной – в виде назывных предложений: содер. каждой смыслов. части текста обознач. опорным словом или словосочетанием

· вопросный – в виде вопросов: -«- является ответом на вопрос плана

· тезисный – в виде тезисов: -«- кратко формулиров. в одном-двух предложениях

· цитатный – в виде цитат, т.е. предложен., выписан. из текста

32. Что следует вносить в рабочий план?

· слова-связки (позволяют увидеть логику текста, улучшить его рубрикацию)

· формулировки отдельных положений, примеры, факты, цифры

33. Что такое тезис в стр-ре док-ва?

Мысль или положение, истинность котрого требуется док-ть.

34. Требования к тезису в док-ве

· ясность и точное определение суждения

· однозначность (оставаться одним и тем же на протяж. суждения)

· не противоречивость (не должен содержвть логич. противоречие)

· обоснованность фактами

· неочевидность

· должен определять весь ход док-ва

35. Виды аргументов

· сильные – не вызыв. критики, неопровержимы

· слабые – могут вызыв. сомнение

· несостоятел. – позвол. разоблачить, дискредитировать соперника, применивш. их

36. Какие цели может ставить перед собой оратор в выступлении?

· установить контакт с ауд., вызвав расположение и доверие

· заинтересовать слушателей

· подготовить слуш. к восприятию выступления

· обосновать постановку вопроса

37. Каково соотношение выступления и основного текста по объёму?

Не более 1/8 всего объёма речи

38. Какими должны быть первые слова выступления?

Обращение к слуш. (многоуважаемый председатель, уваж. члены комиссии)

39. Приёмы начала вступления

· перейти сразу к изложению дела

· выразить свои чувства по поводу вопроса

· задать вопрос слушателям

· сделать замечание, затронуть интересы слушателей

· сообщить факт, история из жизни

· цитата

· начать образом

40. Приёмы конца вступления

· резюме, коротко повторить основ. положения

· призыв к действию

· комплимент слушателю

· шутка, факт, образ

· прочесть стих, цитата

· закончить на кульминации

41. Цели в заключении выступления:

· суммировать сказанное, обобщить инфор.

· способ. запоминанию основ. положений

· сделать выступление менее официальным, повысить благожелат. отношение к себе

· повысить убедительность, аргументы

· призвать к выполнению тех или иных задач

42. Правила написания лаконичных речей

· избежать необоснованных повторов

· ликвидировать несоответств. раб. плану, случ. смысловые повторы, лексич. повторы:

o тавтология – повторение, сказанного другими словами

o плеонизм – многословие, излишество

43. Правила написания точных речей

· избегать двусмысленности

· уточнять по словарям значения заимствован. слов, неологизмов, паронимов

· сочетаемость слов и фразеологизмов

44. Что такое паронимы?

Слова, близкие по произношению, но имеющие разные значения, при этом они являются одной частью речи (существ., прилаг., нареч., глаг.)

45. Почему паронимы смешиваются в речи?

Имеют сходное звучание, иногда близки по значению

46. Какая группа паронимов-прилаг. развивается наиболее автивно?

Суффиксальные (-(и)ческ –«– (и)чн-, -ск, –«–, -н-)

47. Словари паронимов

Вишнякова О.В. «Словарь паронимов русского языка», Колесников Н.П. –«–

48. Почему речь должна быть выразительной?

Она лучше запоминается слушателем, инфор. в меньше степени проверяется им с точки зрения справедливости

49. Какие языковые сред-ва используются для повышения выразительности речи?

· слова с различными оценочными значениями

· синонимы, антонимы, фразеологизмы

50. Пример лингвистического приёма, который используется для нейтрализации замечаний собеседника

Повторение в ответе замечания, но в более мягкой формулировке: подбор антонима с частицей «не» или более нейтрального синонима



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: