Раздел 1. Нормы современного русского литературного языка
1. Что такое совр. рус. лит-ный язык?
Язык 19-21 вв. в своей нормированной, образцовой разновидности.
2. Что такое культура речи?
Владение нормами лит-ного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществ. определённый выбор и организация языковых сред-в, которые позволяют в определённой ситуации общения обеспечить необх. эффект в достижении коммуникации.
3. Основные аспекты культуры речи
· нормативный (владение языковыми нормами – совок. явлен., разрешённых системой языка, закреплённых в речи носителей языка и явл. обязательными для всех владеющих лит-ным языком)
· коммуникативный (точность, понятность, лаконичность и выразительность речи)
· этикетный (владение нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе)
4. Какие варианты языковых единиц существуют?
· орфоэпические (произношение одного или нескольких звуков)
· акцентологические (место ударения в слове)
· морфологические (использование различных морфем (окончаний, корней, суффиксов)
|
|
· синтаксические (варианты построения словосочетаний и предложений)
5. Какие правила употреб. языковых единицнеобх. знать для того, чтобы говор. правильно?
· лексические (употребление заимствованных слов, неологизмов, многозначных и т.д.)
· морфологические (употреб. прилагат., местоимений, дееприч., согласов. подлеж. и сказуемого)
· синтаксические (использов придаточн. предложен., перевод из премой речи в косвенную)
6. Виды лексики за рамками литературного языка?
· территориальные и профессиональные диалектизмы
· жаргонизмы и арготизмы
· просторечная лексика и лексика сниженного употребления
7. Какие 2 основ. типа словарей?
· лингвистический (лексич. значение, правопис., ударение в словах)
· энциклопедические (описыв. понятия – вещи, реалии)
8. Что обозначает орфо- (орто-)
первая часть названий лингв. словар. орфо- = «правильный»
в них описыв. трудные случаи рус. языка (словари трудностей, словари правильности)
9. Типы ортологичских словарей
· орфографические (правописание слов)
· орфоэпиские (произношение и постановка ударений)
· грамматические (нормы словоизм., словообразов, построен. словосочетаний)
· лексических трудностей (прав. употреб. синонимов, антонимов, паронимов)
Раздел 2. Риторика
1. Что такое риторика?
Ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно
2. Классификация видов красноречия
· монологическое и диалектическое
· эмоциональное и рациональное
· соц.-полит., академич., соц.-бытовое, судебное, богословско-церковное
· информативное и убеждающее
|
|
3. 3 вида академического красноречия
· собств. академическое (в среде учёных)
· вузовское
· школьное
4. Жанры академического красноречия
· лекция
· научный доклад
· научн. сообщ.
· научн. обзор
5. Этапы последовательности пос-ти подготовки к выступлению
по Х. Леммерману | |
Выбор темы и формулиров. названия | Сбор материала |
Сбор материала | Отбор и организация материала |
Составл. рабоч. плана | Обдумывание матер. (детали, комментар.) |
Напис. осн. части текста по плану | I-ая редакция ключев. слов |
Написан. Вступления и заключения | Стилистич. оформл. главн. части (словесное) |
Редактировании вступления | Формиров. вступлен. и заключ. |
Запоминание плана | Общий контроль |
Подготовка произнесения речи | II-ая редакция ключев. слов |
Мысленное освоение | |
Проба речи |
6. Что такое информативное и убеждающее выступления?
Инфор. – цель – сообщ. слушат. новых фактов и теор. положений, не нуждающ. в док-ве
Убежд. – цель – док-во истинности или ложности высказ. тезиса
7. Требования к названию речи
· ясность, чёткость, краткость
· отражение содержания выступления
· привлечение внимания слушателей
8. Компоненты библиографического описания книги
· фамилия, инициалы автора
· название
· год издания
· место издания
· общее кол-во страниц
· назв. издательства
9. Где находится библиогр. описание книги?
· на титульном листе
· на обороте титульного листа
· на последней странице
10. Что такое аннотация?
Кратк. хар-ка книги, в котор. читатель найдёт ответ на вопросы: для кого книга и о чём она.
11. Где помещается аннотация?
На обороте титульного листа
12. Какие книги можем найти в алфавитном каталоге?
Точные названия которых известны, если они созданы авторским коллективом или индивид. автором
13. –«– систематическом (по определённым отраслям знаний)?
Книги по определённой тематике
14. 3 части выступления
· вступление
· основная часть
· заключение
15. Чем отличается композиция текста, план и способ изложения?
Композиция – струк-ра текста (располож. и соотнош. его гланых частей)
План – краткое письменное изложение композиции
Способ изложения – метод построения текста заданной композиции
16. Способы изложения материала (16-22)
· индуктивный (от частного к общему)
· дедуктивный (от общего к частному)
· метод аналогии (от частного к частному - от известного к новго, путём сопостав. явлен.
· ступенчатый (последов. излож одной темы за другой)
· исторический (излож. в хронологическ. последов.)
· концентрический (распредение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассматр. центрального вопроса к более конкретному рассмотрен.)
23. 3 функц.-смыслов. типа речи (23-26)
· рассуждение (словес. излож., разъясн. и подтвержд. мысли)
· повествование (рассказ о событиях – передача послед. различн. действий)
· описание (словесное изображение кого-либо или чего-либо)
27. Средства выражения логич. связей в тексте
· функион.-синтаксич. – указывают на: последов. развития мысли, на противореч. отношений, на причинно-следств. отношен., на переход от одной мысли к другой, на итог
· местоимен., прилаг. и причастия, используемые в кач-ве сред-в связи (данный, этот)
· синтаксич.: особенности построен. предлож. внутри фрагмента текста, области смысловой законченности
28. Синтаксич. сред-ва связи
· последов. связь
исходн. часть -> сообщ. часть (в аудитории шумят студенты)
↙
исх. -> сообщ. à исх. -> сообщ. (студенты слушают лекцию; лекцию читает профессор)
· параллельная связь
исходн. часть -> сообщ. (студенты сидят в аудитории)
↓ ↓
исх.->сообщ. исх.->сообщ. (студ. слущают лекцию; студентам рассказывает проф.)
29. Виды планов (29-31)
· назывной – в виде назывных предложений: содер. каждой смыслов. части текста обознач. опорным словом или словосочетанием
|
|
· вопросный – в виде вопросов: -«- является ответом на вопрос плана
· тезисный – в виде тезисов: -«- кратко формулиров. в одном-двух предложениях
· цитатный – в виде цитат, т.е. предложен., выписан. из текста
32. Что следует вносить в рабочий план?
· слова-связки (позволяют увидеть логику текста, улучшить его рубрикацию)
· формулировки отдельных положений, примеры, факты, цифры
33. Что такое тезис в стр-ре док-ва?
Мысль или положение, истинность котрого требуется док-ть.
34. Требования к тезису в док-ве
· ясность и точное определение суждения
· однозначность (оставаться одним и тем же на протяж. суждения)
· не противоречивость (не должен содержвть логич. противоречие)
· обоснованность фактами
· неочевидность
· должен определять весь ход док-ва
35. Виды аргументов
· сильные – не вызыв. критики, неопровержимы
· слабые – могут вызыв. сомнение
· несостоятел. – позвол. разоблачить, дискредитировать соперника, применивш. их
36. Какие цели может ставить перед собой оратор в выступлении?
· установить контакт с ауд., вызвав расположение и доверие
· заинтересовать слушателей
· подготовить слуш. к восприятию выступления
· обосновать постановку вопроса
37. Каково соотношение выступления и основного текста по объёму?
Не более 1/8 всего объёма речи
38. Какими должны быть первые слова выступления?
Обращение к слуш. (многоуважаемый председатель, уваж. члены комиссии)
39. Приёмы начала вступления
· перейти сразу к изложению дела
· выразить свои чувства по поводу вопроса
· задать вопрос слушателям
· сделать замечание, затронуть интересы слушателей
· сообщить факт, история из жизни
· цитата
· начать образом
40. Приёмы конца вступления
· резюме, коротко повторить основ. положения
· призыв к действию
· комплимент слушателю
· шутка, факт, образ
· прочесть стих, цитата
· закончить на кульминации
41. Цели в заключении выступления:
· суммировать сказанное, обобщить инфор.
· способ. запоминанию основ. положений
|
|
· сделать выступление менее официальным, повысить благожелат. отношение к себе
· повысить убедительность, аргументы
· призвать к выполнению тех или иных задач
42. Правила написания лаконичных речей
· избежать необоснованных повторов
· ликвидировать несоответств. раб. плану, случ. смысловые повторы, лексич. повторы:
o тавтология – повторение, сказанного другими словами
o плеонизм – многословие, излишество
43. Правила написания точных речей
· избегать двусмысленности
· уточнять по словарям значения заимствован. слов, неологизмов, паронимов
· сочетаемость слов и фразеологизмов
44. Что такое паронимы?
Слова, близкие по произношению, но имеющие разные значения, при этом они являются одной частью речи (существ., прилаг., нареч., глаг.)
45. Почему паронимы смешиваются в речи?
Имеют сходное звучание, иногда близки по значению
46. Какая группа паронимов-прилаг. развивается наиболее автивно?
Суффиксальные (-(и)ческ –«– (и)чн-, -ск, –«–, -н-)
47. Словари паронимов
Вишнякова О.В. «Словарь паронимов русского языка», Колесников Н.П. –«–
48. Почему речь должна быть выразительной?
Она лучше запоминается слушателем, инфор. в меньше степени проверяется им с точки зрения справедливости
49. Какие языковые сред-ва используются для повышения выразительности речи?
· слова с различными оценочными значениями
· синонимы, антонимы, фразеологизмы
50. Пример лингвистического приёма, который используется для нейтрализации замечаний собеседника
Повторение в ответе замечания, но в более мягкой формулировке: подбор антонима с частицей «не» или более нейтрального синонима