1. Определение функциональных стилей речи
Разновидности единого лит-ного языка, котор. создаются в зависимости от целей и задач общения и различаются отбором языковых средств
- Перечислить функциональные стили речи
Научный, офиц.-делов., публицистич., разговорный, художественный
- Что такое стилеобразующие факторы? 3 основных
Это ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста
3 основных: сфера, цель, способ общения
- Перечислить стилеобразующие факторы
Сфера общения (научная, правовая, бытовая), цель (передача инфор., убеждение, эстетическ. воздейств.), способ общения (массовый, личный, контактный), вид речи (монолог, диалог), форма речи (письм., устная), способ изложения материала.
- Что кроме стилеобраз. ф-ров, оказывает сильное влияние на языковые особ. текста?
Его жанр
- Из каких компонентов складывается сис-ма каждого функц. стиля?
· нейтральные (общеязыковые) единицы
|
|
· стилистически окрашенные
· единицы, котор. становятся стиличтич. значимыми в определённом тексте
- Основные жанры научного стиля
Лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение
- Основные жанры офиц.-делов. стиля
Статья, заявление, расписка
- К какому стилю относится жанр отчёта о проведении научно-исследовательской работы?
К научному
- Языковые средства, формирующие научный стиль речи
Вместо глаголов глагольно-именные словосочетания (дать оценку, провести измерения), сложносоставные сущ., причастные и деепричастные обороты, вводные слова, опред.-личные, неопред.-личные, безличные, сложные предлоги, сложноподчин. предложен. С придаточн. условия, причины
- Как определить род сложносоставных существительных?
· одушевлённые – по полу
· неодуш. – первая часть слова склоняется – по роду 1-ой части слова
– первая часть слова не склоняется – по роду 2-ой части слова
- Лексич. и морфологич. проблемы, котор. могут встретится при редактиров. научн. текста
Неточно употреблённые слова, неправильный ряд сложносоставных существительных, ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний
- Синтаксические проблемы при редактировании научного тектса
Синтаксическое оформление высказывания, цепочки несогласованных определний
- Правила употребления причастных оборотов (ПО)
ПО располаг. близко к определяемому слову, избегать концентрации ПО (употреблять их при контрастно расположенных словах)
- Наиболее частые ошибки, связанные с нарушением норм управления
Употреб. неправильного падежа, -«- предлога, выбор из нескольких возможных предлогов того, который не подходит по значению, замена беспредложной конструкции предложной
|
|
- Правила употребления однородных членов предложения
Нельзя одновременно использовать полную и краткую форму прилагательных; существительное и инфинитив; обстоятельство, выраж. сущ. и деепричастный оборот (ДО); ПО или ДО и придаточное предложение должны быть согласованы с определяемым словом и употреблены в одном и том же падеже
- Правила употребления ДО
Использование в двусоставном предложении с глаголом-сказуемым в основной части предложения, если ДО означает такое действие, которое сопутствует действию, названному в сказуемом; в односоставном безличном предложении, если в составе сказуемого есть неопредел. форма глагола и ДО указывает на действие того же лица, что и сказуемое
- Какие спец. виды текстового материала следует проверить при написании и редактировании научного текста?
Цитаты, ссылки, перечисления, числительные, сокращения, таблицы и рисунки
- Общие требования к цитированию
· точность, сохранение особенностей авторского писания
· полнота цитирования без сокращения текста
· обязательная ссылка на источник
- Как может быть обозначено отношение автора к цитируемому отрывку?
· к отдельным фрагментам вопросительный или восклицательный знак в круглых скобках
· чтобы выделить определённые слова – изменить шрифт, в круглых скобках привести указание на выделения и инициативы автора
· чтобы пояснить непонятные вне контекста слова, комментарии автора помещают после них в квадратных скобках с инициалами
- Какие правила пунктуации следует соблюдать при цитировании?
«Ц» [ссылка]; «…Ц» [ссылка]; «Ц…ц» [ссылка]; «Ц…» [ссылка] – самостоят. предложение
«Ц,» - а.; А: «Ц»; А: «Ц,» - а; «Ц, - а, - ц» - как прямая речь
А «ц».; А, что «ц»; «Ц», т.к. а – синтаксически связана с авторским текстом
- Что такое ссылка?
Совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассм. или упоминаемом в тексте, другом док-те, необх. и достаточн. для его общей хар-ки идентификации и поиска
- Чем отличаются подстрочные ссылки от внутритекстовых?
Подстрочные ссылки оформляются внизу страницы, как правило, под чертой, а внутритекстовые оформляются прямо в тексте
- Какие общепринятые сокращения могут вводиться в текст ссылки?
М. – Москва, с. – страниц, т. – том
- Правила грамматически верного оформления перечислений
· все элементы перечисления должны быть подчинены фразе, которая предшествует перечислению
· основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах
- От чего зависит пунктуационное оформление перечислений?
От того, из каких элементов состоит перечисление (отдельные слова: Текст: 1)…, 2)…, 3)…; развёрнутые словосочетания: 1)…; 2)…; законченные фразы: 1…. 2….)
- Правила записи количественных числительных в тексте
· словами: однозначным количественным числ., если нет единиц измерения и многозначным колич. числительным, которыми начинается абзац
· цифрами: многозначными колич. числит. и числа с сокращ. обозначением единиц
· не ставится точка после «л», «кг», «Н»; 5,15 и 30 л; в 30 группах (нет падежного окончания)
- Правила записи порядковых числительных
· обычно пишутся цифрами
· при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания.: 1 букву, если заканчиваются на 2 гласные или гласную и согласную буквы; 2 буквы, если оканчиваются на согласные и гласные буквы
· -«- не имеют падежных окончаний: после существительных, к которым относятся, при записи римскими цифрами, в библиографическом описании кроме № издания
- Как вводятся в текст авторские сокращения?
При первом упоминании приводятся в круглых скобках после полного наименования, потом без расшифровки
- Какие элементы таблицы начинают с прописной буквы?
Слово «Таблица» в нумерац. заголовке, тематический заголовок, основные заголовки графиков, подзаголовки, если они грамматически не связаны с главным, заголовки строк
|
|
- Какие элементы таблиц начинают со строчной буквы?
Подзаголовки графиков, если они грамматически связаны с главным заголовком (сост. 1 предложение), элементы под графиком
- Из каких элементов состоит и как оформляется подпись к рисунку
Подпись к рисунку располагается под ним, по центру страницы; подпись состоит из слова «Рисунок», порядкового номера и заголовка, после которого точка не ставится.
- Что необходимо сделать на этапе составления плана работы?
Свернуть содержание каждой смысловой части текста и обозначить опорным словом то, которого достаточно для последующего развёртывания информации
- Основные правила сокращения слов при конспектировании
· наибольшее количество инфор. приходится на первые буквы слов; первая часть сокращ. слова должна заканчиваться на согласную; обычно сокращ. середину слова
· слово должно быть однозначно восстанавливаемо из контекста
· малознаковые слова и новые термины пишутся полностью
· общепринятые сокр., аббревиатуры, мат. знаки, короткие иностр. слова, кванторы
· собств. сис-ма соглашений
- Основные правила сокращений инфор. предложений при конспектир.
· главная инфор. выраж. сказуемым и подлежащим
· опускаются избыточные слова
· новые понятия записываются полностью, оформл. как цитата
- Основные правила трансформации предложений при конспектиров.
· лексическая – замена слова при сохранении структуры фразы
· грамматическая – упрощение стр-ры предложения при сохранении лексич. наполнен.
· лексико-грамматическая - …
· логико-смысловая – выражение содержания некоторого отрезка текста другими языковыми средствами
- Основные виды конспектов
· краткий – положения общего хар-ра
· подробный – док-ва, пояснения
· смешанный – некоторые части в виде тезисов, остальное подробно
· монографический (по одному источнику) / свободный, обзор. (по неск. на одну тему)
|
|
· интегральный (все основ. полож. и связи осточника) / выборочный
- Алгоритм составления интегрального конспекта
· прочитать текст, составить план
· прочитать каждую смысловую часть, отобрать основ. инфор., раскрыв. пункты плана
· переформулиров. инфор. для упрощения и записать
- Правила оформления интегрального конспекта
· полностью указывать первоисточник (после назв. текста)
· оставлять поля (не менее 1/3 стр.) для пометок, номеров стр. и пр.
· сохранять рубрикацию
· цитаты и выписки в кавычках, многоточие на месте проруска, № стр. первоисточника
· каждый пункт как новый абзай
· схемы, таблицы диаграммы
- Основные составные элементы содержания научного текста
· хар-р описываемого объекта
· признаки, отражающие сущность описываемого объекта
· хар-ка и оценка описываемого в тексте объекта
· источник знания об описываемом объекте
- Основ. правило сокращ. инфор. микротекста, альтернативное традиционной методике
· содержание каждого фрагмента записывается в виде одной фразы, а план текста составляется уже после записиосновных положений текста, что позволяет лучше понять структуру и логику текста
· инфор. используется затем в сокращённом виде в докладе, реферате, курсовой, дипломной работе
- Алгоритм формулировки главной мысли микротекста
· выделение 5 частей (введение, развитие темы, появлениеновой инфор., логич. развитие новой инфор., вывод)
· схема микротектса (сформулиров. понятие каждой части, свернуть в словосочетание, показывать стрелочками логические связи)
· тип микротекста, основн. инфор.
· использование языковых средств
- На что следует обращать внимание при редактировании курсовой?
Проверить логичность изложения, язык и стиль работы, правильность оформления отдельных видов текстового материала
- Правила логического деления понятия при написании курсовой
· признак деления должен оставаться неизменным
· содержание главы должно быть равно суммарному содержанию параграфов
· члены деления должны взаимно исключать друг друга
· деление должно быть нерперывным
- Что должно быть включено в введение в курсовую?
· обоснование актуальности темы
· формулировка цели и задачи работы
· определение предмета / объекта исследования
· методы исследования
· теор. и практ. значимость исследования
- Что должно найти своё отражение в обзоре лит-ры?
· анализ лит-ных источников, в которых отражены различные стороны предмета исследования с точки зрения полноты и глубины освещения решаемой задачи
· показать, какие задачи решены, а какие ещё нужно решить для достиж. Цели
- Что не рекомендуется делать при написании обзора лит-ры?
· упоминать источники, не связанные с решением посталенной задачи, но изученные по ходу работы
· создавать перечень реферативных выдержек из лит-ного текста без их анализа
- Требования, предъявляемые к выводам в заключении
· новая инфор., получ. в ходе исследования
· обобщение рез-тов работы
· согласованность с задачами исследования
· не нужно полностью повторять выводы отдельных разделов
- Правила создания заголовков
· не должен сокращать / расширять объём инфор., заключ. в тексте
· точное отражение содержания, относящегося к нему текста
· не должен вкл. избыточные слова, общие понятия, узкоспец. термины, сокращ. слова, формулы
- Правил оформления заголовков
· не допуск. перенос слов
· без точки (если одно предложение)
· заголовок и начало текста должны быть на одной странице
- Правила нумерации заголовков
· сквозная порядковая нумерация
· арабские цифры с точкой
- Что входит в стр-ру учебной научной работы?
Титульный лист, задание, реферат, содержание, перечень обозначений, терминов, сокращений, введение, осн. часть, заключение, список источников, приложения
- Из чего состоит реферат (сост. часть курсовой…)?
· 10-12 строк – краткое описание
· название работы, язык, сведения об объёме (стр., иллюстр., табл., ист.), перечень ключевых слов, текст реферата (объект, цель, метод, рез-ты, обл. применения)
- Какие разделы учебной научной работы вносятся в содержание?
Введение, название разделов и подразделов, заключение, список приложений (всё с указанием № стр. начала)
- –«– не вносятся?
Тит. лист, задание, реферат, усл. обознач., содержание
- Основ. типы рефератов
· как форма самостоятельной учебной деятельности студентов – рассуждение на определённую тему на основе обзора лит-ры, док-во или опровержение гланой мысли
· краткое изложение содерж. научн. статьи – основ. полож., сведения о методе исследования и выводах
· составная часть курсовой – краткое описание содержания
- Каковы цели написания реферата как формы самостоятельной деятельности студентов?
Научиться самостоятельно находить научн. лит-ру по теме, работать с ней, анализировать проблему, данные, аргументировано высказывать свои мысли, выстраивать логику изложения материала, правильно оформлять научную работу
- Структура реферата –«–
Введение, основная часть, заключение
- Перечислите возможные цели написания рефер. –«–
· док-во актуальности и важности проблемы, теор. и практ. значение теории или метода
· выбор наиболее перспективной теории или метода и обоснование выбора
- Каков порядок работы над рефератом –«–?
см. Раздел 2, вопрос 5, вопрос 32:
· Что следует вносить в рабочий план?
o слова-связки (позволяют увидеть логику текста, улучшить его рубрикацию)
o формулировки отдельных положений, примеры, факты, цифры
· Этапы последовательности пос-ти подготовки к выступлению
по Х. Леммерману | |
Выбор темы и формулиров. названия | Сбор материала |
Сбор материала | Отбор и организация материала |
Составл. рабоч. плана | Обдумывание матер. (детали, комментар.) |
Напис. осн. части текста по плану | I-ая редакция ключев. слов |
Написан. Вступления и заключения | Стилистич. оформл. главн. части (словесное) |
Редактировании вступления | Формиров. вступлен. и заключ. |
Запоминание плана | Общий контроль |
Подготовка произнесения речи | II-ая редакция ключев. слов |
Мысленное освоение | |
Проба речи |
61. Особенности отбора материала для реферата –«–?
· т.о., чтобы осветить разные стороны проблемы (предпосылки, причины, условия, сущ-ть, рез-ты, последствия)
· отбираем ту инфор., котор. непосредственно касается темы реферата
· нельзя вкл. лишнюю инфор.
62. Возможные принципы группировки материала в реферате –«–?
· подчинение – материал одного источника более подробно раскрывает тему, затронутую в другом источнике
· соединение – материал 2-х источников раскрывают одноуровневые понятия, 2 разных аспекта темы, не пересекающиеся м/у собой
· противопоставление – материалы 2-х источников представляют 2 точки зрения на одну проблему
63. Правила составления введения реферата –«–?
Обоснование выбора темы, охарактеризовать её; сформулировать цели и задачи реферата
64. Правила составления заключения реферата –«–?
· подвести общий итог работы
· сформулировать выводы
· выводы должны быть обоснованы
65. Отличия реферата –«– от школьного сочинения
· функц. стиль: научный – худ.-публиц.
· особен. содержания: мысли и рациональные оценки – мысли и чувства
· особенности изложения: понятность, логичность, полнота и точность выражения мысли, аргументированность, доказанность – образность, неявный, скрытый смысл
· особенности языка: точное и однозначное употребление слов, логическая обусловленность – оценочность, образцовость, метафоричность, экспрессивность