Вопрос. Крестьянское движение с конца 50-х гг

Крестьянское движение с конца 50-х гг. подогревалось постоянными слухами о

готовящемся освобождении. Если в 1851—1855 гг. произошло 287 крестьянских

волнений, то в 1856—1859 гг. — 1341. Глубокое разочарование крестьян в

характере и содержании реформы выразилось в массовых отказах от исполнения

повинностей и от подписания “уставных грамот”. Широко распространились среди

крестьянства слухи о подложности “Положений 19 февраля” и о подготовке

правительством “настоящей воли” к 1863 г.

Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким и имело

множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за

установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и

гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм,

либералы действовали через печать и земство. Первыми изложили программу

российского либерализма историки К.Д, Кавелин и Б: Н. Чичерин, которые в своем

Письме к издателю” (1856) высказались за реформирование существующих порядков

сверху” и провозгласили основным законом истории “закон постепенности”.

В 70-е гг. сложилось несколько близких течений утопического социализма,

получивших название “народничество”. Народники полагали, что благодаря

крестьянской общине (“ячейке социализма”) и качествам крестьянина-общинника

(“революционера по инстинкту”, “прирожденного коммуниста”) Россия сможет прямо

перейти. к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (М. А.

Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П. Н. Ткачев) расходились в вопросах

тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной

власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять

народ на восстание и привести его к победе.

Революционное движение в 80-х — начале 90-х гг. характеризуется прежде всего

упадком народничества и распространением марксизма в России. Разобщенные группы

народовольцев продолжали действовать и после разгрома Исполнительного комитета

Народной воли” в 1884 г., отстаивая индивидуальный террор как средство борьбы.

Но даже эти группы включали в свои программы социал-демократические идеи. Таким

был, например, кружок П. Я. Шевырева — А. И. Ульянова.организовавший 1 марта

1887г. неудачное покушение на Александра III. 15 членов кружка были арестованы

и преданы суду. Пятеро, в том числе А. Ульянов, приговорены к смертной казни.

Все большую популярность среди народников получает идея блока с либералами,

отказ от революционной борьбы. Разочарование в народничестве и изучение опыта

европейской социал-демократии привели часть революционеров к марксизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: