Теория социального конфликта

В западной социологии существует теория функционирования общества, согласно которой существование социальной системы связано не со сбалансированностью интересов и мотивов социальных групп, а с их борьбой. Результатами этой борьбы и являются социальные структуры и отношения. Истоки этой концепции можно найти в философии Т. Гоббса. Он считал войну «всех против всех» естественным состоянием человека. В свое время его идеи развивали Маркс, Р. Миллс, Л.Козер, Р. Дарендорф и др.

Одна из теорий конфликта была разработана американским социологом Р. Миллсом. Он занимался исследованием властвующих элит в западном обществе. Миллс утверждал, что властвующие элиты оказывают реальное влияние на социально-политические и экономические структуры западного общества. В число этих элит входят небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Они организуют и направляют общественную жизнь. По его мнению, постоянное увеличение военных расходов и централизация средств осуществления власти дает основание говорить о «политическом детерминизме». Противостоять ему могут радикально настроенные представители общественных наук, отстаивающие ценности свободы, творчества и социологического воображения, т.е. способные понять тенденции общественного развития. Интеллигенция способна изменить современную антидемократическую, уничтожающую основные человеческие ценности социальную структуру США.

Идеи Миллса для значительной части западных социологов стали стимулом к поиску путей коренных изменений. Более полно раскрыл роль социального конфликта Л. Козер. Он утверждал, что конфликт строится к сфере идейных явлений. Конфликты обнаруживают себя при соперничестве за власть, распределение и перераспределение доходов, в борьбе за политическое идеологическое лидерство. Он полагал, что общество может функционировать только тогда, когда существует баланс конфликтов. Они устанавливают основные правила социального взаимодействия между группами и индивидами. В качестве основных функций соц. конфликта Козер выделяет:

- интеграцию социальной структуры

- сохранение солидарности внутри групп

- укрепление межчеловеческих отношений

- управление социальными изменениями

Немецкий ученый Р. Дарендорф считает, что социология изучает поведение людей в точке пересечения общества и индивида. Общество трактуется им как вид социальной связи от групповой до человечества в целом. В основе взаимодействия системы «индивид-общество» лежат нормы, они задают ролевое поведение. Важное место занимает у Дарендорфа понятие социальная роль. В этой категории отражено несколько важных аспектов:

- по отношению к индивиду роль носит нормативно-принудительный характер

- на уровне индивида и общества имеется иерархия ролей

- роль – это реализация властных отношений на поведенческом уровне

По его мнению, конфликт рождается тогда, когда одна группа или класс сопротивляется давлению противоположной силы. Конфликт – это оборотная сторона любой интеграции, поэтому он неизбежен в обществе. В основе конфликтов – мотивы и интересы различных субъектов. Задача не в том, чтобы избежать конфликтов, а в том, чтобы направить их по определенному пути, не разрушающему систему, а ведущему у ее постепенной эволюции. Сделать это можно формализовав конфликты, сделать их предметом открытой дискуссии, обсуждений в печати, разбирательств в суде и т.д. Такой метод разрешения конфликтов говорит о жизнеспособности общества. Дарендорф построил довольно стройную систему различных типов микро- и макроконфликтов в обществе: между противниками одного ранга, между противниками «разных весовых категорий», когда один находится в подчинении у другого, конфликт целого и части и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: