Фазы и стадии развития конфликта (процессуальная модель)

Фазы и стадии развития конфликта относят к так называе­мой процессуальной модели конфликта. При исследовании кон­фликта акцент делается на анализе динамики конфликтных эпизодов.

Существуют различные подходы к описанию процессуаль­ной модели конфликта. В некоторых можно увидеть общие элементы, характеризующие фазы и стадии развития конф­ликта, вместе с тем есть и отличия.

Рассмотрим три варианта, представленных разными учены­ми. Первый — это новосибирская группа авторов — Е.М. Бот-вина, О.И. Кашник, Н.В. Силкина, Е.А. Федосихина. Управ­ление конфликтами в организациях. — Новосибирск, 2000. С. 26-30. Второй вариант— К.Е. Халин, Ю.В.Климова, Е.В. Левкина, Н.А. Богатырева. Конфликтология. — М., 2005. С. 31-36. Третий вариант— И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. Конфликтология. — М., 2001. С. 95-101.

1. Основная цель исследований: идентификация событий в рамках конфликтного эпизода и выявление влияния каждого события на последующее.

Анализируются следующие параметры конфликтного эпи­зода:

— восприятие, осознание и переживание неудачи, недо­стижения цели;

— концептуализация конфликтной ситуации, которая вклю­чает определение предмета разногласия с позиций обе­их сторон и представления о возможных альтернатив­ных действиях и последствиях;

— формы конфликтного поведения;

— ответная поведенческая реакция другой стороны;

— конечный исход (окончательное соглашение или его от­сутствие).

Получаемые в ходе такого анализа знания могут оказаться полезными участникам конфликта для изменения конфликт­ного взаимодействия.

В рамках данного подхода описаны следующие стадии раз­вития конфликта: предрасполагающая, зарождения, созрева­ния, «сшибки», угасания и разрешения конфликта.

Предрасполагающая стадия связана с появлением усло­вий, предпосылок, при которых может возникнуть столкнове-/ние интересов. В частности:

— длительное бесконфликтное развитие (в стадии загни­вания);

— постоянные перегрузки (физические, психологические, психические), которые вызывают стрессовые состояния, повышенную возбудимость, нервозность, неадекватную реакцию на самые простые и безобидные вещи;

— недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений вызывают ин­формационно-сенсорный голод, провоцируют появление слухов, домыслов, порождают тревогу в коллективе, срабатывает эффект «испорченного телефона»;

— неравенство возможностей работников для самореали­зации, достижения поставленных целей и задач;

— стиль управления коллективом и психологическая атмо­сфера в организации.

Стадия зарождения конфликта — намечается столкно­вение интересов различных групп или людей. Формы прояв­ления:

— принципиальное столкновение, когда удовлетворение ин­тересов одной стороны может быть реализовано только за счет серьезного ущемления интересов другой;

— столкновение интересов, которое затрагивает лишь фор­му отношений между людьми, но не задевает их мо­ральных, материальных или духовных потребностей и соответствующих интересов;

Стадия созревания конфликта характеризуется следующи­ми фактами:

— столкновение интересов делается неизбежным;

— проявляется устойчивость неблагоприятных условий и их негативное влияние на отношения;

— сами участники конфликтной ситуации чувствуют опре­деленное неблагополучие, но не вполне понимают его источники. Формы проявления:

— инстинктивное устранение источника дискомфортного со­стояния, т. е. прекращение (по возможности) контактов;

— сведение претензий, притязаний до минимума;

— подчеркивание неприязненного отношения.

Стадия осознания конфликта характеризуется тем, что кон­фликтующие стороны начинают осознавать столкновение ин­тересов, пытаются установить его причины, вырабатывать свою позицию и план дальнейших действий. Формы проявления:

— участники приходят к выводу о нецелесообразности кон­фликтных отношений и готовы отказаться от взаимных претензий;

— один из участников понимает неизбежность конфликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступить, не желая дальнейшего обострения отношений, другой — идет на дальнейшее обострение, рассматривая уступчивость пер­вой стороны как слабость;

— участники приходят к выводу о непримиримости проти­воречий и начинают мобилизацию сил для решения кон­фликта в свою пользу.

Нетрудно предвидеть, что второй и третий варианты идут по линии углубления конфликта, превращая противоречия в трудноразрешимые.

Стадия «сшибки». Столкновение совершается в прямом, а не в переносном смысле слова. Формы проявления:

— в словесной (вербальной) форме. Люди высказывают друг другу вещи, далекие от комплиментов, в резкой или мягкой, прямой или иносказательной, спокойной или во взволнованной манере, но все же в условиях конфликта. Между вербальными и другими формами «сшибки» существует прямая связь. Чем выше уровень культуры и воспитанности участников конфликта, тем более цивилизованные формы приобретает «сшибка»;

— в невербальной форме, но с выраженными проявлениями негативных эмоций (взглядами, мимикой, позой и т. п.);

— в физической форме (толкотня, драка).

Стадия разрешения и угасания конфликта. Формы прояв­ления:

— противоречия сняты по существу и по форме;

— противоречия сняты только по существу, но не по фор­ме. Например, причина конфликта устранена, но оста­лись неприязненные отношения;

— противоречия сняты только по форме, но не по суще­ству. Ситуация обратная — отношения нормализованы, но источник конфликта остался;

— противоречия не сняты ни по существу, ни по форме (конфликт задавлен).

«Сшибка» далеко не всегда дает возможность снять напря­жение. Случается, что оно только усиливается, углубляется и новое столкновение делается неизбежным. Тогда приходится говорить о последней стадии, когда конфликт не разрешается, и противоречия не исчезают. Формы проявления:

— судебная (уголовный, арбитражный, административный и гражданский процессы);

— внесудебная (переговоры).

Высокая культура общения позволяет избежать тяжелых последствий конфликта на двух последних стадиях, в против­ном случае происходит разрыв отношений.

Стадия постконфликта представляет собой негативное по­ведение или результаты осознанной или подсознательной ос­таточной неудовлетворенности (процедурной или психологи­ческой), возникающей, когда конфликт считается разрешен­ным, в то время как на самом деле этого не произошло.

Среди тех, кто может испытывать такую неудовлетворен­ность:

— законные участники переговоров;

— участники вертикальных переговоров, например, выше­стоящие бюрократические инстанции. Подобным же об­разом могут быть задеты и вовлечены в постконфликт официальные лица и (или) неофициальные союзники;

— отдельные лица и (или) стороны, которые считают, что принятое урегулирование конфликта угрожает их инте­ресам, хотя первоначально они не считались участника­ми конфликта (эффект третьей стороны, или посторон­него);

— отдельные лица и (или) стороны, затронутые расшире­нием или углублением конфликта вследствие его не­правильного разрешения (несправедливого, противоре­чащего законам, непрактичного, неполного и т. д.).

2. Общество постоянно развивается. Конфликт — один из факторов этого развития — состоит из определенных этапов, отражающих его динамику.

Конфликт можно представить в виде трех этапов:

— начало;

— развитие;

— завершение.

Общую модель динамики конфликта можно представить в виде следующих периодов:

— предконфликтное состояние (латентный период);

— период открытого конфликта (собственно конфликт):

а) инцидент (начало конфликта);

б) эскалация (развитие) конфликта;

в) завершение конфликта;

— постконфликтный период.

Латентный период включает следующие этапы: возник­новение объективной проблемной ситуации, осознание ситуа­ции субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами, возникновение пред-конфликтной ситуации.

Возникновение предконфликтной ситуации. Ситуация вос­принимается как наличие угрозы безопасности одной из сто­рон взаимодействия или каким-то общественно важным инте­ресам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуа­ции), а как непосредственная. Именно ощущение непосред­ственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Предконфликтная ситуация заключается в возможности конфликта, который не возникает на пустом месте, а посте­пенно вызревает по мере концентрации противоречий. В свою очередь противоречия приводят к противоборству, в течение которого накапливаются факторы и процессы, провоцирую­щие возникновение конфликта. Это латентный период конф­ликта, его инкубационное состояние.

В латентный период стороны конфликта еще не осознают в полной мере последствий наметившихся противоречий. В дан­ный период создается реальная возможность конфликта. Но ситуация может быть разрешена и мирным путем, если про­тиворечия будут сняты.

Важным моментом латентного периода является осозна­ние причин потенциального конфликта, оно может быть адек­ватным и неадекватным. Во втором (последнем) случае конф­ликт не может быть устранен окончательно, так как истинные противоречия не устраняются, и со временем приобретают еще большую остроту. Неадекватное осознание противоречий мо­жет иметь два вида последствий:

— сдерживать и затягивать возникновение открытого кон­фликта;

— спровоцировать возникновение явного конфликта. Про­исходит в случае, когда опасность противоречий на ста­дии предконфликтной ситуации преувеличивается.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обыч­но он порождается объективной проблемной ситуацией, сущ­ность которой состоит в возникновении противоречия между субъектами (целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. п.).

Осознание ситуации. Восприятие реальности как проблем­ной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного эта­па. Наличие препятствия для реализации интересов способ­ствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъек­тивно, с искажениями.

Стадия, в рамках которой стороны пытаются разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными спосо-

бами. Часто стороны пытаются решить проблему неконфлик­тными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, ин­формированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. На данном этапе стороны аргументиру­ют свои интересы и фиксируют позиции.

Открытый период часто называют конфликтным взаимо­действием, или собственно конфликтом. На стадии открыто­го конфликта, в Отличие от латентного периода, ни одна из сторон уже не идет на уступки. Здесь характерной чертой выс­тупает установка на противоборство, реализацию собственных интересов любым путем.

Открытый период конфликта делится на этапы: инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение кон­фликта.

Смена латентного периода в открытом противоборстве происходит как следствие инцидента.

Инцидент представляет собой первое столкновение сто­рон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конф­ликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов.

Инцидент — это уже начало конфликта. Характерно, что на этом возможность для компромиссного решения инциден­та все же остается. Если же этого не происходит, конфликт нарастает. Этот этап называется эскалацией.

Эскалация конфликта (от лат. зса1а — лестница) — про­грессирующее во времени развитие конфликта, обострение про­тивоборства, при котором разрушительные последующие воз­действия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. На этом этапе происходит усиление интен­сификации борьбы оппонентов. Это период обострения всех противоречий между его сторонами и использование всех воз­можностей для победы в противоборстве. На этом этапе пере­говоры и мирные инициативы разрешения конфликта стано-

вятся практически невозможными. Конфликт развивается не­управляемо.

Характерные признаки эскалации конфликта— создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения, при­менение насилия, склонность конфликта к расширению и уг­лублению.

Обычно образ врага формируется на ранней стадии конфликта. Наличие на идеологическом уровне постоянно под­держиваемого образа врага действует как фактор сплочения группы, организации или общества. При наличии образа врага предмет противостояния приобретает объективный характер.

Таким образом, в межгрупповом конфликте его участники для поддержания и укрепления сплоченности группы стремятся к идеологическому и социально-психологическому оформлению образа врага, который в действительности может быть как ре­альным, так и мнимым, т. е. придуман или искусственно сфор­мирован для укрепления единства группы или общества.

Демонстрация силы и угроза ее применения — не менее важный элемент и характеристика эскалации конфликта. Одна из сторон или оба оппонента конфликта устрашают друг друга своей мощью и ресурсами. При этом каждый надеется, что такая позиция приведет к капитуляции противника, однако, как правило, «бряцание оружием» приводит к тому, что про­тивник мобилизует собственные ресурсы, что ведет к даль­нейшей эскалации конфликта. В психологическом плане де­монстрация силы связана с нагнетанием эмоциональной на­пряженности, вражды и ненависти к противнику.

Применение насилия — еще одна существенная характери­стика этапа эскалации конфликта. Оно выступает наиболее жестким способом подчинения одних другим. Это самый по­следний аргумент в споре, и его применение свидетельствует о том, что наступила предельная стадия в эскалации конфлик­та, высшая фаза его развития.

Насилие как высшая стадия эскалации конфликта проявля­ется в различных формах и видах. Оно может охватывать са­мые различные сферы человеческой деятельности (экономичес­кую, политическую, бытовую и т. д.) и уровни организации социальной системы (индивида, группу, общность, общество).

Тенденция к расширению и углублению конфликта — еще один этап эскалации конфликта.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжа­ют противодействовать, однако интенсивность борьбы снижа­ется. Они осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта — последний этап открытого пери­ода конфликта. Он означает его окончание и может выражать­ся в коренной перемене ценностей субъектами противобор­ства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характе­ризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность про­должения конфликта. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

Завершение конфликта заключается в переходе от конф­ликтного противодействия к поиску решения проблемы и пре­кращению конфликта по различным причинам. Основные фор­мы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, за­тухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

На данной стадии развития противоборства возможны са­мые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуаци­ям относятся:

— явное ослабление сторон, связанное с исчерпанием их ресурсов, не позволяющим вести дальнейшее противо­борство;

— очевидная бесперспективность продолжения конфлик­та, осознание участниками того, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон;

— обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

— появление в конфликте третьей стороны и ее способ­ность прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть весьма разнообразны. Наибо­лее типичные из них следующие:

— устранение (уничтожение) оппонента противоборства;

— устранение (уничтожение) объекта конфликта;

— сдача позиций обеими или одной из сторон конфликта;

— вступление в конфликт новой силы, способной завер­шить его путем принуждения;

— обращение субъектов конфликта к арбитру и заверше­ние его;

— переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть с точки зрения:

— реализации целей противоборства: победоносным, ком­промиссным, пораженческим;

— формы разрешения конфликта: мирным или насиль­ственным;

— функций конфликта: конструктивным, деструктивным;

— эффективности и полноты разрешения: полностью и коренным образом завершенным или отложенным на неопределенное время.

Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конф­ликта есть частный случай, одна из форм завершения конф­ликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей сто­роной. Но, помимо этого, формами завершения конфликта могут быть: затухание (угасание) конфликта; устранение кон­фликта; перерастание одного конфликта в другой.

Послеконфликтный период является последней стадией в динамике конфликта, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и до­верие. Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию.

Послеконфликтный период включает два этапа: частич­ную нормализацию отношений оппонентов и полную норма­лизацию.

Частичная нормализация отношений происходит в услови­ях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмысле­нием своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уров­ней притязания, отношения к партнеру, обостряется чувство вины за свои действия. Негативные установки не дают воз­можности сразу нормализовать отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодей­ствия, чему способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установле­ние доверия.

В конфликте можно выделить временной отрезок, кото­рый характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт раз­вивается по восходящей, разногласия между сторонами уси­ливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока даль­нейшая эскалация не потеряет смысла. С этого момента может начаться процесс интеграции. Участники начинают стремить­ся к соглашению, приемлемому для обеих сторон.

3. Развитие конфликта проходит предконфликтную, конф­ликтную и послеконфликтную стадии, каждая из которых в свою очередь делится на фазы.

Любую стадию и фазу следует рассматривать как опреде­ленный этап в движении, динамике конфликта, указывающий на его связь с источником напряженности в социальных отно­шениях и противостоянием оппонирующих сторон.

Организация не может существовать без внутренней на­пряженности, противоречий и столкновений в межличност­ных и межгрупповых отношениях.

Иными словами, любому конфликту реально предшеству­ет некое стечение обстоятельств, в которых находятся потен­циальные противоборства, а также возможные субъекты кон­фликтного поведения со своими потребностями, интересами и мотивами.

Так подготавливается предконфликтная стадия. Ее началь­ная фаза — конфликтная ситуация, которая выявляет оппонен­тов и причинную обусловленность конфликта. Но определение противостоящих сторон с их несовместимыми интересами — это еще не конфликт, а только равновесное состояние, обстоя­тельство, которое может предшествовать противоборству.

Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, приводящий стороны, вовлеченные в конф­ликтную ситуацию, в движение. Происходит инцидент — вто­рая фаза предконфликтной стадии.

В целях управления конфликтом нужно располагать на­дежной информацией о конфликтной ситуации, чтобы иметь возможность для обстоятельного анализа позиций сторон, вовлеченных в конфликт. При этом целесообразно сосредото­чить внимание на основных параметрах конфликтного процес­са, к которым относятся состав участников столкновения ин­тересов, предмет и масштаб конфликта, непосредственная при­чина, приведшая к инциденту, характер и степень остроты противоречий.

Первая фаза собственно конфликтной стадии, наступающей после инцидента, вместе с резким обострением расхождений, выходом на позиции прямой конфронтации отличается тем, что стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодействие. Происходит неизбежный обмен ударами, на­значение которых — наступление на позиции оппонентов, нейт­рализация угрозы с их стороны. Эмоционально такое поведе­ние очень часто сопровождается нарастанием агрессивности, пе­реходом от предубежденности и неприязни к психологической несовместимости и откровенной враждебности.

Эта фаза конфликтного поведения, приводя к усилению конфронтации, вместе с тем стимулирует наступление момен­та «переоценки ценностей» с учетом перемен, происшедших в социальной среде, позициях и намерениях сторон. Наступает фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов.

Существует возможный исход: либо при сложившейся рас­становке сил искать примирения, снижать уровень напряжен­ности в отношениях, делать уступки и таким образом идти на

прекращение конфликта; либо переводить его в скрытую фор­му с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конф­ликтной ситуации; либо возможна эскалация, продолжение конфликта, доведение его до более высокой степени обострения.

При продолжении конфликта процесс противоборства ин­тенсифицируется, противостоящие стороны мобилизуют до- у полнительные силы и средства. Дело может дойти до крайней ' черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально уг­рожает превратиться в саморазрушающее действие. Осозна­ние конфликтующими сторонами опасности такого положения приводит их к переосмыслению своих целей и интересов, пе­ресмотру стратегии и тактики поведения. По инициативе са­мих участников конфликта или посторонней силы, заинтере­сованной в прекращении конфликта, принимаются меры, спо­собствующие прекращению конфронтации, разрешению его тем или иным способом.

Завершение конфликта может быть результатом как вза­имного примирения сторон, достижения определенного согла­сия между ними, так и постепенного затухания противостоя­ния или перерастания его в другой конфликт. Основная пред­посылка завершения конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, породивших конфликтную ситуацию.

Урегулирование конфликта — приведение конфликтного взаимодействия в русло примирения путем переговоров, учас­тия посредников или арбитражного вмешательства. Оно воз­можно в том случае, когда стороны приходят к убеждению, что достижение удовлетворяющих их договоренностей гораздо выгоднее продолжения конфликта.

Разрешение конфликта предполагает его завершение по доброй воле самих оппонентов, достижение ими совместно найденного решения вызвавшей конфликт проблемы.

Ослабление противостояния есть первая фаза послеконф-ликтной стадии, которая примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться как в результат изменения объективной ситуации, так и психологической пе­рестройки участников конфликта, изменения их взглядов и

намерений. На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта. Напряженность ситуации спадает, причины, вызвавшие противостояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются.

Заключительная фаза послеконфликтной стадии — подве­дение итогов, оценка последствий конфликта.

Вопросы для самоконтроля

/. Какие модели конфликта разработаны современной конф­ликтологией?

2. Каковы особенности статичной модели конфликта?

3. Назовите характеристики процессуальной модели конф­ликта.

4. Какие процессуальные модели конфликта существуют в современной конфликтологии?

УЛ»ЙУЛ«Л«Л«Л«Л«ЛУЛУ. 1 е М 21 1 II 'п«пVД«ЛVЛ«ЛVпVЛVЛVД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: