double arrow

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ДИАГНОСТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Содержание курса

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ДИАГНОСТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Актуальность знаний о диагностике и решении конфликтов в современных российских условиях. Определение, сущность и содержание диагностики социального конфликта. Отличие технологии диагностики конфликтов от метода социального прогнозирования. Социологические, психологические, политологические, юридические исследования социальных конфликтов.

Основные методологические подходы к пониманию диагностики конфликта. Диалектическая концепция анализа динамики конфликта К. Маркса и Р. Дарендорфа. Функционалистское объяснение конфликта Георга Зиммеля. Модель позитивно-функционального конфликта Л. Коузера. Позитивные функции конфликта по отношению к социальной системе и к участвующим в нем сторонам. Острота, сила и другие переменные конфликта. Механизм развития социального конфликта. Проблема анализа конфликта в структурно-функциональном анализе Т. Парсонса и Н. Смелзера. Конфликт как фактор повреждения и разрушения социальной системы.

Основные методологические положения современных теорий конфликта. Варианты синтезирования диалектических и функционалистских концепций конфликта (Г. Блейлок, Э. Гидденс, Р. Коллинз, Л. Крайсберг, В. Лефевр и др.). Модель анализа конфликта А. Рапопорта, теория игр и математический аппарат конфликта. Работы нобелевских лаурятов Т. Шеллинга и Р. Аумана. Сценарное описание конфликта. Общая теория социальных конфликтов К. Боулдинга. Концепция согласия и структурного насилия Йохана Гальтунга. Обобщение итогов междисциплинарных исследований социальных конфликтов (Р. Даль, М. Крозье, Ф. Перкин, Г. Райффл, Д. Рекс).




История формирования отечественной методологической базы анализа социальных конфликтов. Деятельность Центра конфликтологии, экспертного совета по конфликтологии при Институте социологии РАН в Москве, Санкт-петербургского центра разрешения конфликтов и т.п. Создание ассоциации российских конфликтологов. Тематика журналов «Социальный конфликт», «Российская конфликтология», «Конфликт и консенсус». Современные работы российских конфликтологов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, Э.А. Уткина, А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Кудрявцева, А.С. Кармина, А.В. Дмитриева, А.К. Зайцева, Ю.Е. Растова и др.



Формы и методы изучения курса «Диагностика и решение социальных конфликтов». Обзор учебной и научной литературы по курсу.

ТЕМА 2. ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Диагностика социального конфликта как особая исследовательская технология. Методы получения необходимой для диагностики конфликта информации путем проведения эмпирических социологических исследований. Принципы, методы и методики исследования конфликтов. Общенаучные методы исследования конфликта: системный и историко-генетический подход, эмпирические методы социологии, психологии, политологии и т.д.

Разработка программы социологического исследования конкретного социального конфликта как начальный этап его диагностики. Этапы и процедуры разработки программы эмпирического социологического исследования конфликта. Четкое формулирование темы исследования. Обоснование характера исследовательского проекта. Структура программы и основные ее элементы. Системный анализ социального конфликта. Теоретическая и эмпирическая модель изучаемого конфликта. Формулирование цели и задач исследования. Операционализация рабочих понятий. Неопределенность некоторых категорий социального конфликта и потребность введения в научный оборот новых категорий анализа. Гипотезы в эмпирическом социологическом исследовании социального конфликта. Виды гипотез. Процедуры выдвижения, обоснования и проверки гипотез.

Необходимость использования комплекса социологических методов сбора информации о конкретном социальном конфликте. Специфика применения в конфликтологических исследованиях – массового анкетирования, интервьюирования, экспертных, телефонных и прессовых опросов. Обязательность сбора и анализа статистических данных, разнообразных документов и прессы, наблюдений за «группами влияния» и «группами давления». Количественно-качественные методы: эксперименты, согласование и интегрирование экспертных оценок, конфликтологическое паспортизирование и картографирование локальных социумов. Возможности и ограничения каждого метода, потребность их комбинации.

Типичные ошибки и погрешности при разработке программы и проведении диагностического исследования отдельного конфликта. Опыт прикладной зарубежной и отечественной конфликтологии по проведению диагностических исследований социальных конфликтов.

ТЕМА 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА, ВЫЯСНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ДИАГНОСТИКИ

Общие правила диагностики социальных конфликтов. Обязательный минимум диагностических операций и его пополнение с учетом характера диагностируемого социального конфликта. Последовательность исследовательских операций в процессе анализа конфликта. Точность диагностики конфликта как условие его оптимального решения.

Категориальная схема описания конфликта. Теоретико-аналитические и эмпирические категории социального конфликта. Операционализация основных понятий описывающих характеристики конфликта (участники конфликта, повод и предлог к конфликту, знак конфликта и др.). Выяснение полного состава участников и их ролей в данном конфликте. Определение повода или предлога, положившего начало инциденту конфликта. Определение предмета конфликта и мотивировок конфликтеров; коренных интересов конфликтеров и меры их расхождения; целей, преследуемых конфликтерам в конфликте и степени соответствия целей реальным интересам участников конфликта.

Анализ динамики социального конфликта. Выяснение актуального этапа развития конфликта, его предыдущих фаз, прогнозирование наступления будущих стадий и возможности вхождения конфликта в порочный круг. Оценка последствий действий конфликтеров для социальной системы, элементами которой они являются. Определение формулы конфликта. Установление показателей длительности, перманентности и остроты социального конфликта.

Выяснение системы причин конфликта: объективных и субъективных, реальных и мнимых, первичных и порожденных последующими фазами конфликтных противодействий, устранимых и неустранимых. Определение факторов, ослабляющих или усиливающих психологический фон конфликта. Вычисление цены сохранения конфликта и затрат на его завершение. Выбор соответствующей показаниям диагностики конфликта модели его решения. Формулирование рекомендаций по разрешению конфликта. Определение механизмов реализации выбранной модели.

ТЕМА 4. СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Основания для типологии социальных конфликтов. Типология конфликтов по сферам общественной жизни, субъектам, количеству участников, формам посредничества, предмету конфликта, стадиям развития, знаку актуального этапа, формуле, соотношению интересов и целей конфликтеров, степени остроты, длительности, характеру причин, моделям решения, последствиям и др.

Проведение диагностики в ситуации различных видов социальных конфликтов. Специфика диагностики внутриличностных, межличностных, внутригрупповых, межгрупповых, организационных, массовых, межэтнических и др. конфликтов. Технология и методы анализа конфликтов в семье, трудовом коллективе, неформальных группах, общественных организациях и т.п. Диагностика ситуации в условиях острого вооружённого конфликта сторон. Использование диагностики в комплексе с другими формами анализа социальных конфликтов: консилиацией, конфликтологической экспертизой, социальным прогнозированием и проектированием, участием в специальных комиссиях.

Институты анализа и прогноза социальных конфликтов, посредничества и конфликторазрешения в условиях современной России. Проблемы организации и проведения диагностических исследований социальных конфликтов. Институализация исследовательского процесса в конфликте: система неформальных соглашений, официальных договорённостей, нормативно-правовая база диагностики конфликта.

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Модели, применяющиеся при решении конфликтов. Понятие «модель решения конфликта». Зависимость выбора модели решения конфликта от итогов его диагностики. Связь моделей решения конфликтов со стратегией и тактикой поведения конфликтёров.

Силовые способы разрешения конфликта. Механизмы уничтожения или полного подавления одной из сторон конфликта. Средства принуждения и насилия. Условия конструктивного применения «силовой модели», ее возможности и ограничения. Обязательность легитимности и/или харизматичности посредника при использовании силы. Компромисс как модель решения конфликта. Преимущества мирного компромиссного разрешения конфликта. Критика идеи безграничных возможностей компромисса в конфликте. Разъединение и изоляция сторон как возможный способ решения конфликта.

Интегральная модель разрешения конфликтных ситуаций. Универсальность, эффективность и сложность использования интегральной модели. Культурные, ментальные и социально-психологические предпосылки использования интегрального способа решения конфликтов. Причины редкого применения данной модели при решении конфликтов в российской действительности. Проблемы реализации интегральной модели конфликтёрами в России. Современная конфликтология как наука о «третьем варианте поведения конфликтеров».

ТЕМА 6. ПОСРЕДНИЧЕСТВО В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Определение и сущность конфликтологического посредничества. Необходимость и специфика посреднической деятельности в решении конфликтов. Посредник как особый участник конфликта (третья сторона в конфликте), помогающий конфликтующим сторонам достичь согласия. Основные формы посредничества и требования к ним: арбитражная, консультационная и медиативная. Типы посредничества: легитимное и противоправное, государственное и общественное, официальное и неофициальное. Преимущества посредничества по сравнению с другими формами завершения конфликта.

Арбитражная форма посредничества, ее особенности и предназначение. Общие черты и отличия конфликтологического и правового арбитража (суда). Достоинства и недостатки арбитража в конфликте. Обязывающий, рекомендательный и ограниченный арбитраж. Арбитры в межличностных, межгрупповых, межорганизационных, межнациональных, межконфессиональных и международных конфликтах. Общие требования к арбитру в конфликте, методам и принципам его работы.

Консультационное посредничество, его суть и специфика. Факторы эффективности конфликтологического консалтинга, его возможности и ограничения. Виды консалтинга. Разовое, абонементное и постоянное консультирование конфликтующих социальных субъектов. Требования к знаниям, умениям и этике конфликтолога-консультанта. Принципы конфиденциальности, научной объективности и равного отношения к сторонам конфликта в процессе консалтинга. Практика реального консультирования конфликтеров: зарубежный и российский опыт.

Медиативные технологии переговорного посредничества. Специфика медиативных переговоров, критерии их эффективности. Медиатор на переговорах, его функции и требования к нему. Процедура переговоров. Подготовка к переговорам. Задачи первых бесед медиатора с клиентами. Анализ итогов бесед. Определение круга проблем, подлежащих обсуждению на переговорах, их фрагментация и дифференциация по важности и сложности решения. Последовательность обсуждения вопросов на переговорах. Правила ведения переговоров. «Стоп-техники» и другие приемы «вентиляции эмоций» конфликтёров на переговорах. Подведение итогов переговоров и заключение соглашения между сторонами. Виды соглашений. Контроль исполнения достигнутых сторонами конфликта договоренностей.

История становления и развития институтов посредничества и конфликторазрешения. Международные договоры в области конфликторазрешения. Деятельность посреднических центров в области разрешения конфликтов в России.

4. Учебный план курса

Семинарское занятие.

Вопросы:

1. Определение, сущность и содержание диагностики социального конфликта.

2. Основные методологические подходы к пониманию диагностики конфликта. Диагностические модели К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Коузера.

3. Социологические, психологические, политологические, юридические исследования социальных конфликтов.

4. Современные представители отечественной теоретической и прикладной конфликтологии.






Сейчас читают про: