Социальные конфликты в современном российском обществе и пути их урегулирования

Наибольшее распространение в российском обществе получили политические конфликты. Наибольшую опасность для его развития представляет усиление напряженности и конфликтности в межнациональных отношениях. Исследования, проведенные в 90е гг. ИСПИ РАН в режиме мониторинга, показали, что именно социальные факторы вызывают напряженность в межнациональной сфере, а последняя, в случае неэффективной национальной политики может вызвать конфликт. Примером могут служить события на Северном Кавказе (чечено-дагестанский, осетино-ингушский конфликт); более мелкие по масштабам межнациональные конфликты в Ставропольском и Краснодарском крае. Что касается внутренних политических конфликтов России, то основным здесь является конфликт между исполнительной и законодательной властью, длящийся с момента распада СССР. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился в события октября 1993 года. Формой частного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального собрания и референдум по принятию первой Конституции. Однако объективные причины конфликта не устранены и отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах. Также в социально политической сфере характерны внутрипарламентские конфликты, межпартийные конфликты, конфликты между звеньями управленческого аппарата. Заметное место занимают национально-этнические конфликты. Доминирующей идеей их является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за перераспределение власти между органами государственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играют проблема самоопределения тех или иных национальных общностей. В России национально-этнические конфликты чаще носят политический характер. В период перестройки в различных республиках и регионах России на волне демократизации и формирования новых рыночных отношений выросли новые элитарные соц. группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решений представителей новой элиты. Поэтому последняя вынуждена была облекать свои притязания на власть в форму национально-этнических лозунгов и требований. Старая правящая элита, чтобы остаться у власти, нередко поддерживала эти требования. По мере того, как укрепляются позиции центра и происходит проникновение новых элит к властным структурам, конфликты в такой форме ослабевают. В социально-экономической сфере конфликты связаны с перераспределением собственности, становлением рыночных отношений, отсутствием четкой законодательной базы разрешения трудовых конфликтов и т.д.Значительное место в этом конфликте имеет субъективный фактор: перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой политики, бюрократия в институтах власти и др. Особый вес в разрешении конфликтов имеет роль третьей стороны, осуществляющей конфликтологическое посредничество. Посредничество может принимать различные официальные и неофициальные, формальные и неформальные, инициативные и испрашиваемые и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: