Материализм утверждал принцип как основополагающее суждение о бытии (объяснение мира у древних мыслителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеализм отталкивался от принципа мышления.
Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом:
1) выступают как начала познания;
2) обусловливают его характер;
3) лежат в основе законов и категорий диалектики;
4) придают знанию системность и целостность;
5) выполняют нормативную функцию в познавательных и практических действиях.
Наиболее авторитетны два принципа диалектики: Принцип связи и принцип развития.
Принципы конкретизируются в законах диалектики. Благодаря Архимеду, И. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззрения и научного познания. Все движение протекает по «разумным» законам диалектики.
Закон - это понятие, выражающее внутренне устойчивые, существенные, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору.
Законы диалектики универсальны, фиксируют отношения и связи между явлениями как мира в целом, так и отдельными его сторонами и объектами. Существуют три закона диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.
Диалектические закономерности осмысливались как категориальные связи. В категориях принципы диалектики еще более детализированы.
Законы и категории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальными науками. Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде других наук.
В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике, называя ее наукой о всеобщей связи.
Это положение устойчиво благодаря относительно постоянной структуре предметов и бытия в целом и требует системного подхода к их изучению.
Оба определения диалектики выражают сущность принципов диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие - связь. В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное двуединство бытия, единство противоположностей природы, общества и мышления, устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. Бесконечность бытия есть его развертывание вширь и движение вглубь.
13. Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единствопсихических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
14. Общественное сознание, его структура Общественное сознание1. Отражение общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии,в произведениях искусства, в политической, правовой и нравственной идеологии,в религии и мифах, в социальных нормах и воззрениях классов, социальныхгрупп, человечества в целом.2. Оказывает воздействие на общественное бытие: идеи, когда они овладеваютмассами, становятся материальной силой.3. Не есть «сумма сознаний отдельных личностей», а качественно особаядуховная система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью иоказывает воздействие на каждого человека.4. есть отвлечение от всего личного, индивидуального. Взгляды, идеиопределенных социальных групп. Общественное бытие – есть социальные процессы жизни людей, которыезависят от способа производства материальной жизни. Способ производстваматериальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессыжизни общества. I. Чувственно-эмпирический уровень Обыденное сознание Общая психология Психология классов, социальных групп Психология наций, народностей, национальных групп Психология профессиональная Эмпирические знания Народное художественное творчество II. Теоретический уровень Теоретическое сознание Общественная идеология Научные знания 22. Философская, научная и религиозная картина мира Под картиной мира понимают или систему интуитивных представлений о мире илиобоснованное конкретно-обоснованное знание вселенной.По 4-м категориям: 1) 1 или несколько миров, 2) как возник и что из себяпредставляет, 3) пространственно-временные характеристики,4) как проявился и его место в мире. Обыденная это представление о мире складывается стихийно в процессежизнедеятельности каждого человека. Является центральной закладывается представление о здравом смысле.1) единый и единственный потому что все иные миры человека занятого обыденными делами просто не интерес-ют 2) некритическая вера в опред-й порядок мироустройства (вносится различ источниками) 3) они стоят вокруг самого ч 4)чел жизнь как факт который есть (зачем гадать о прошлом когда дал бог выжить в настоящем). Религиозная: 1)мир двойственен:противопост абсолют-го сверхъест бытия всему многообразию естеств вещей. 2)Буддизм: мир никем не сотворен он существует сам по себе вечно, христ-во и ислам:мир создан Богом 3) Пространство удвоено: мир где живут люди и запредельное(небо и адские слои) время- накопленные грехи живых приводят к гибели миразатем пришествие спасителя 4)человек создан по образу и подобию бога жить следуя17. Истина – правильное отражение действительности в мысли, проверяемое при помощи критерия практики. Истина не существует сама по себе, независимо от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным или неистинным. Поэтому, употребляя понятие «истина», следует иметь и виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его формах. Познание не свободно от заблуждений, под которыми следует понимать несоответствие знаний действительности.
Заблуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, несовершенства познавательных средств и т.п.
«Истина» и «заблуждение» — гносеологические категории. Строго говоря, они не должны включать в свое содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта. Оценочный аспект характерен для другой пары близких им понятии «правда» и «ложь». Под правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое — это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Противоположностью правде является ложь. В отличие от заблуждения, которое характеризуется непреднамеренностью (заблуждающийся рассматривает неистинные знания как истинные), ложь, дезинформация — это преднамеренное искажение знаний, ее целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена. Разновидностью лжи является сокрытие истины.
Объективное и субъективное в истине. Объективность знания (объективная истина) — это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение «Земля — планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Признавать объективную реальность — значит признавать объективную истину. Вместе с тем истина субъективна. Как характеристика знания она вне человеческого сознания не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение — форма мышления существующая в сознании субъекта. Кроме того, в содержании знания неизбежно привносится субъективный момент, обусловленный применением достигнутого знания. Таким образом, истина содержит в себе оба момента — и объективное, и субъективное, представляет их единство.
Абсолютное и относительное в истине. Так как знания непрерывно изменяются, развиваются, абсолютных истин нет, любая истина относительна. Другие философы отрицают существование относительных истин на том основании, что относительное знание нельзя считать истинным. Истинным может быть только абсолютное знание.
И ту, и другую позицию следует признать односторонней.
Относительное в истинном знании — это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Так развивалось, например, знание о строении материи. Античные атомисты — Левкипп, Демокрит, Эпикур выдвинули учение об атомах — мельчайших неделимых частицах материи, из которых состоят все тела. Это была относительная истина, которая углублялась и уточнялась в ходе дальнейшего развития философии и естествознания.
Абсолютное в истинном знании — знание, тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. К абсолютным истинам могут быть отнесены истины факта: точно установленные даты конкретного события, например, годы рождения и смерти И. Канта (1724—1804), место его захоронения (г. Кенигсберг), выход в свет «Критики чистого разума» (1781) и т.п. Абсолютными можно считать истины, содержащие знания определенных закономерностей действительности, выражающие вечное. Например, мировые физические константы: гравитационная постоянная, постоянна Планка, скорость распространения электромагнитных волн. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин.
23. Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.
Человек — высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
ОБЩЕСТВО в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле — определ. этап че-ловеч. истории (обществ.-экономич. формаций, межформационные и внутриформацнонные историч. ступени, напр. докапиталистич. О., раннефеод. О.) или отдельное, индивидуальное О. (социальный организм).
Философия культуры - это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.
Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание”. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура - это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура - это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.
С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества - орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
29. Существуют различные философские концепции личности. Одна из концепций опирается на понятие личности как некоторой социальной роли человека – ролевая концепция личности. Второй подход рассматривает личность в сущностном плане, которую характеризуют характер, воля, формы жизнедеятельности и т.д.
Личность – это такое качество человека, которое является производным от образа жизни и самосознания. Личность – это духовно развитый человек. Существенную роль играет мировоззрение человека. Понятие личность складывается из нескольких составляющих: биогенетические задатки человека, социальные факторы, психологическое ядро – формирование духовного мира человека.
Аристотель выделял земледельцев, ремесленников, торговцев, воинов. Марксисты (по принципу роль личности в истории)- рядовую(обыватель), историческую (повлияли на ход истории в какой-либо области)и выдающуюся (своими действиями способствовали общественному прогрессу) личности. Юнг – экстравертов и интровертов. В рамках философского подхода – типы личности: мифологическая, религиозная, идеологическая и ценностная.
Свобода – это философская категория, характеризующая сущность и существование человека, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Воля – это то, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы родилось в христианстве как выражение равенства людей перед богом, как свободный выбор пути к богу.






