Познание как предмет философского анализа

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Термин “знание” обычно употребляется в трех основных смыслах: 1. способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; 2) любая познавательно значимая (в частности, адекватная) информация; 3) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со “своим другом”- с практическим отношением. Второй и третий аспекты - и есть предмет рассмотрения гносеологии, теории познания.

Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека - а если может, то каким именно образом - давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, позваниваем ли Мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos - непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют объективно, по представляют собой непознаваемые “вещи-в-себе”.
При характеристике агностицизма следует иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя представлять его как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь ведется не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Во-вторых, элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Поэтому, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, признавал познаваемость мира, разработал диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. Однако он толковал познание как развитие, самопознание мирового духа, абсолютной идеи.
В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые реальные трудности и сложные проблеем процесса познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и мышления человека - ограниченных по своим возможностям и т.п.

27. Государство и общество не тождественны, их следует различать. При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребляемых понятий, как «общество», «страна» и «государство», они имеют разное смысловое содержание. «Страна» — это понятие, отражающее преиму­щественно географическую характеристику части нашей планеты, определяемой границами государства. «Государство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и потому выступающее в качестве важнейшей категории политологии и юридических наук. «Общество» — понятие, непосредственно характеризующее соци­альную организацию страны и потому занимающее центральное место в системе категорий социологии. Б. Чичерин писал, что «ни один человек, имеющий сколько-нибудь ясные понятия о самых элементарных началах публичного и частного права, не сомневается в том, что общество есть нечто отличное от государства».

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Гражданское общество и государство — различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу.

Формирование гражданского общества начинается в Новое время. На первом этапе (XVI—XVII вв.), когда складывались экономические и политические предпосылки его существования, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (XVIII — конец XIX вв.) характеризуется формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма. На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу), в том числе становление правового социального государства.

Идея гражданского общества появилась в Новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

Наиболее часто встречаются определения общества как совокупности индивидов, обладающих сознанием и волей. Р. Ф. Моль определяет общество «как жизненную среду, создаваемую важными и длящимися интересами людей, объединяющими желания и действия всех участников одною общею целью и таким образом вырабатывающими одинаковые нравы и воззрения, общие учреждения». Определение самого Г. Еллинека следующее: «Общество, в самом широком смысле, означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми. Оно есть, таким образом, собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство». К. Маркс определил общество как «продукт взаимодействия людей».

Гражданское общество это состояние общества, при котором человек - высшая ценность, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости. При таком подходе можно назвать основные признаками гражданского общества следующие:

» свобода;

» открытость;

» плюрализм;

» правовой характер;

» самоуправляемость и саморазвитие.

Свобода обеспечивается в полной мере, когда:

~ индивид независим от государства;

~ индивид является собственником;

~ человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

~ человек сам выбирает профессиональную сферу;

~ человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: