Устройство оперблока и виды уборок в оперблоке

Для нормального функционирования операционного блока необходимы следующие группы помещении: 1. Операционные помещения (операционные залы, наркозные, аппаратные, предоперационные, палаты пробуждения); 2. Помещения для персонала (санпропускник, комнаты хирургов, сестер, анестезиологов, старшей операционной сестры, протокольная); 3. Хозяйственные помещения (бельевая, материальная); 4. Производственные помещения (помещения заготовки перевязочного материала, инструментальная, автоклавная, стерилизационная, центральное стерилизационное отделение). Стерильный режим в операционной обеспечивается в первую очередь за счет предупреждения занесения микроорганизмов в операционную из других помещений и их распространения в операционной. Для обеспечения асептических условий при выполнении оперативных вмешательств, предотвращения загрязнение воздуха и помещений в непосредственной близости от операционной раны при планировании операционного блока соблюдают принцип зональности. Он подразумевает разделение помещений на специальные функциональные зоны. В операционном блоке выделяют 4 зоны стерильности: 1. Зона стерильного режима. 2. Зона строгого режима. 3. Зона ограниченного режима. 4. Зона общебольничного режима (не стерильная). К зоне стерильного режима (1 зона) относятся помещения, в которых выполняются операции, проводится стерилизация хирургического инструментария: операционные, стерилизационные. В помещениях этой зоны предъявляются самые строгие требования по соблюдению асептики. К зоне строгого режима (2 зона) относятся помещения, непосредственно связанные дверью с операционной: предоперационная, наркозная. С помещениями третьей зоны они сообщаются через внутренний коридор. К зоне ограниченного режима (3 зона) относятся все остальные помещения внутри чистой зоны санпропускника (инструментальная, материальная, лаборатория срочных анализов, зал пробуждения больных, помещения медицинских сестер, хирургов, протокольная и др.) К зоне общебольничного режима (4 зона) – относятся помещения, находящиеся снаружи санпропускника или специального тамбура (шлюза)- кабинет заведующего, кабинет старшей медицинской сестры, помещения для грязного белья.

Поддержание санитарного состояния в операционном блоке должно быть постоянным, каждодневным процессом. Поэтому условно уборка операционной подразделяется на четыре вида:

а) текущая уборка, заключающаяся в том, что по ходу операции санитарка постоянно подбирает кровавые шарики, тампоны, вытирает пол у ног операторов или около таза, куда стекает отделяемое раны, кистозная жидкость или кровь;

б) уборка операционной вслед за каждой операцией, если даже их проводится несколько в течение дня;

в) ежедневная уборка операционной в конце рабочего дня или перед сменой дежурств в экстренной операционной;

г) еженедельная генеральная уборка, для которой по плану выделяется целый рабочий день раз в неделю. Эта уборка должна сопровождаться обязательным мытьем потолка, стен, окон и пола горячей водой с мылом и антисептическими растворами.

В конце каждого рабочего дня операционная сестра организует тщательное мытье инструментов, всех предметов, употреблявшихся в процессе операции, и помещений операционного блока. Все участники операции обязаны сложить маски, бахилы, фартуки и белье в отведенное для этого место. Для перчаток следует иметь специальный таз с мыльной водой или антисептическим раствором. Маски и колпаки складывают в отдельную емкость. Для халатов и фартуков необходимо иметь отдельную вешалку. Следует требовать, чтобы каждый участник операции сам хорошо отмыл свои перчатки в воде с мылом, вытер их насухо полотенцем и положил их в определенное место для дальнейшей обработки. Все это значительно способствует ускорению уборки операционного блока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: