Правовой режим

Порядок захода в территориальное море:

Суда могут заходить в территориальное море с одной из 2-х целей:

1) пересечь территориальное море, чтобы зайти во внутренние морские воды или выйти из них

2) пересечь территориальное море, чтобы осуществить транзит.

В территориальном море действует право мирного прохода. Оно распространяется на все суда (в том числе:

- военные корабли

- государственные суда, используемые в некоммерческих целях

- подводные лодки, следующие в надводном положении).

Под мирным проходом понимается проход, который не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Право мирного прохода – это юридическая возможность осуществлять мирный проход через территориальное море иностранного государства.

Правила мирного прохода – это национальные законы и правила. Относящиеся к мирному проходу.


47.Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.

Исключительная экономическая зона - морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне осуществляет:

ü во-первых, суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны;

ü во-вторых, юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскому судоходству (на признанных международными морские путях).

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне.

Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне. Такие исследования другими государствами проводятся с согласия прибрежного государства.

Государства и международные организации, осуществляющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.

Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.

Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.


48.Континентальный шельф: понятие, правовой режим.

Шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т. е. до склона.

Глубины внешней границы шельфа обычно составляют 100—200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше — до 1500—2000 м.

Правовое определение континентального шельфа и характеристика его правового режима содержатся в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. и

в ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

1. Согласно ст. 76 Конвенции, " континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка...".

Это, по существу, первый и основной вариант установления внешнего предела континентального шельфа.

2. Согласно второму варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

3. Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Правовой режим - он определяется Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией по морскому праву 1982 г.: "Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств" (соответственно ст. 2 и ст. 77).

Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатывает богатств континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

Естественные богатства включают минеральные и иные неживые ресурсы поверхности недр морского дна.

Таким образом, для прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа характерны два основных признака;

1. целевой характер — разведка и разработка естественных богатств;

2. исключительность, т. е. бесспорная принадлежность данному прибрежному государству.

Права прибрежного государства не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними.

Разведка и разработка континентального шельфа не должны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла, океанографических и иных исследований, охраны живых ресурсов, осуществления воздушных сообщений.

Исследования на континентальном шельфе могут осуществляться с согласия прибрежного государства. Однако прибрежное государство, как правило, не должно отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного исследования физических или биологических свойств континентального шельфа.


49.Открытое море: понятие, правовой режим.

Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.

В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает:

а) свободу судоходства;

б) свободу полетов;

в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

г) свободу возведения искусственных островов и других установок;

д) свободу рыболовства и промысла;

е) свободу научных исследований.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами.

В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно несет. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что:

- судно занимается пиратством;

- судно занимается работорговлей;

- судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием;

- судно не имеет национальности;

- судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отношении военных судов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе, недопустимы.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г. обязано принимать эффективные действия по предотвращению перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99).

Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления, как пиратство. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа частновладельческих судов или летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может захватить пиратское судно. Судебные органы государства, совершившего захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море.

Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде:

а) государства флага судна;

б) государства регистрации установки;

в) государства, гражданином которого является это лицо;

г) государства, на территории которого могут приниматься передачи;

д) государства, санкционированному радиовещанию которого чинятся помехи.


50.Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.

В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка III Конференции ООН по морскому праву, на которой в числе других вопросов морского права рассматривался и был определен правовой режим морского дна. Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., именуемой "Район".

Район определен в ст. 1 Конвенции как дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции.

В ст. 133 применен термин "ресурсы", который означает "все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ в Районе на морском дне или в его недрах".

Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследном человечества".

Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну, включающий в качестве членов все государства – участники Конвенции.

Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые, добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств и с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов.

Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения.

Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться исключительно в мирных целях. Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.

Международное космическое право + Международное воздушное право
51.Правовой режим космического пространства и небесных тел.

Правовой режим космического пространства и небесных тел регламентируется:

ü Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года (сокращённо: Договор по космосу)

ü Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.(сокращённо: Соглашение о Луне).

Космическое пространство (включая другие небесные тела) входит в состав международной территории => Договор по космосу 1967 г. закрепил положение, что космическое пространство (включая Луну и другие небесные тела) не подлежит национальному присвоению:

- ни путём провозглашения на него суверенитета

- ни путём оккупации

- ни любым иным путём.

Это пространство принадлежит всем государствам, все государства могут использовать и исследовать его без какой-либо дискриминации.

Граница между воздушным и космическим пространством документально не определена. Находится на высоте 100 – 110 км над уровнем моря.

Характеристика правового режима космического пространства и небесных тел:

1) не подлежит национальному присвоению

2) свободно для использования

3) распространяется режим демилитаризации и в отношении космического пространства и в отношении небесных тел.

В отношении космического пространства действует режим частичной демилитаризации

договором по космосу запрещается выводить в космическое пространство и размещать там ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, а также производить испытание их.

В отношении Луны и других небесных тел действует режим полной демилитаризации

запрещается размещение и испытание любых видов оружия, запрещается размещать военные базы и проводить военные учения.

Положения Договора по космосу и Соглашения о Луне могут дополняться путём заключения международных договоров в области разоружения и ограничения вооружения.


52.Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами.

В МП нет опр-ия косм-го объекта, но под ним можно рассм-ть созданное человеком, технич. Устр-во, предназначенное для использования в косм-м простр-ве. Рег-ция. Все косм-е объекты подлежат обяз-й регистрации (конвенция «о рег-ции объектов, запускаемых в косм-е прост-во» 1975). Такая рег-ция д. осущ-ся на национ-м ур-не, путем внесения в регистр, к-ый д.б у каждого гос-ва, и так же на м/н ур-не – вносится генсеком ООН. Генсек должен предоставить инф-цию о факте рег-ции и о запуске косм-го об-та. Косм-й об-т сохраняет юрисдикцию гос-ва-регистрации. Гос-во осущ-ет контроль за ним в космич-м прост-ве и на Земле. При обнаружении косм-го объекта на Земле, обнаруж-е гос-во должно проинформировать гос-во регистрации. Возвращение объекта по просьбе запустившего гос-ва и за его счет. Космонавты. М/н право рассм-ет косм-в как посланников чел-ва в космос. На них распрост-ся юрисд-я гос-ва регистрации и сохр-ся гражданство. Соглашение «о спасании космонавтов» 1968 предусматривает обяз-сть гос-в оказывать помощь в случае аварии косм-го объекта, бедствия, вынужденной посадки на тер-рию, нах-ся под их юрисд-ей или в откр-е море. Им должна быть обеспечена безопас-ть, д.б возвращены. Просьбы о возврате не требуется и сущ-ся безвозмездно.


53.Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией и в международном воздушном пространстве.

М/н полет осущ-ся через воздушное простр-во 2-х или неск-ких гос-в.

Правовое регул-е – большая роль нац-му зак-ву. Чикагская конвенция «о м/н гражданской авиации» 1944.

Полеты.

1.регулярные. а) осущ-ся на основе м/н договора «о возд сообщениях». М/н орган-я гражд-й авиации (ИКАО) – создана на основе конвенции 1944. Ее цели: упорядочивание развития м/н гражд авиации во всем мире; обеспечение безоп-сти м/н полетов; координация д-ти гос-в по всем вопросам гражд авиации, м/н возд-е перевозки. б) 1952 – орг-я приняла офиц опр-ие регулярных полетов путем установления требований к ним: систематические; с целью перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов за вознаграждение; все рейсы д.б открыты для общего пользования по установленным тарифам и графику.

2. нерегулярные – не систем-кие по спец разрешению. Если нерегул-й явл-ся транзитом, то для его выполнения требуется разрешение в упрощенном порядке (диспетчерское разрешение). Влет на тер-рию гос-ва без разрешения влечет: уголов, адм., дисцип отв-ть экипажа, м/н отв-ть гос-ва регистрации. Искл-я: действие непреодолимой силы. Любые полеты в пределах гос-й тер-и должно произв-ся с соблюдением з-нов и правил по определ-м воздушным коридорам. Иностр-е возд-е суда по прибытию подлежат досмотру, м.б проверена докум-я, имеющаяся на судне (перечень в Чикагской конв-и): свид-во о рег-ции, удостов-е о годности судна, свид-во на каждого члена экипажа, бортовой журнал, разреш-е на пользование борт-й радиостанцией, список пассажиров с указанием пункта назн-я и отправ-я, если груз то накладные.

Гос-во может в одностороннем порядке: а) запретить перевозку на ин-м судне через свою тер-ю воен-го снаряжения, матер-в б) запрещать и реглам-ть использов-е фото аппаратуры, в) вводить запретные зоны.

МГП + Право международных судов
54.Международное гуманитарное право: понятие, источники. Законодательство РФ о правах и свободах человека.

1 т.зр. Система норм, регулирующих защиту лиц в условиях вооруженных конфликтов.

2 т.зр. Система норм, определяющих единые для м/н сообщества права и свободы человека, обязательства по закреплению этих прав и предоставляющих индивидам юр.возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль включает в себя след.группы норм:

1. Нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени

2. Нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимальной гуманизации

3. Нормы, применение которых обязательно в любой ситуации

Женевские конвенции о защите жертв войны (1949) (4 шт). + 2 протокола (1977г). 1 – в условиях вооруж.конфликтов м/н характера, 2 – в условиях вооруж.конфликтов нем/н хар-ра.

Спорность юридической силы Всеобщ.декларации о правах чел-ка.

Универсальный характер:

М/н пакт о гражданских и политич.правах 1966 г.

М/н пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Конвенция о политических правах женщин 1952 г.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Конвенция о правах ребенка 1989 г.

Конвенция о статусе беженцев

Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и преступлений за него

М/н конвенция о пресечении преступлений апартеид и наказаний за него 1973 г.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство человека видов обращения с человеком и наказаниях за них. 1984

Источники регионального характера:

Американская конвенция прав чел-ка 1969 г. В рамках организации Американских гос-в

В рамках организации африканского единства – Африканская хартия прав человека и народов

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Конвенция СНГ об основных правах и свободах 1995 г.

Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г.

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.

Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными преступниками 1964 г.

В источниках МГП ограничен институт принятия оговорок. Факультативные протоколы.

Пакт о гражд.и политич.правах => протокол об отмене смертной казни, и протокол об обращении в комитет по правам человека. Наиболее спорные статьи решили вынести в факультативный протокол. Т.е. была возможность ратифицировать только пакт, или пакт и один из протоколов, или все вместе. С целью максимального расширения числа участников.

Все договоры о правах человека являются бессрочными.

Д-ры о правах человека как правило не содержат статей о денонсации.

Основной источник данной отрасли – многосторонние договоры. Двусторонние – в основном о правовой помощи.

Участниками регулируемых нормами МГП отношений являются наряду с гос-вами и организациями также и индивиды.


55.Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений прав и свобод человека.

Международные механизмы по защите прав человека:

- универсальные

ü Три комитета

ü Комиссия по правам человека

ü Комитет по правам женщин

ü Верховный комиссар по правам человека

- региональный

ü ЕСПЧ

ü Межамериканский суд по правам человека /комиссия

ü Комиссия по правам человека СНГ

ü Африканский суд по правам человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: