Цена – это денежное выражение стоимости едницы товара,сумма денег,за который покупатель готов купить товар,а производитель продать. Ценообразующие факторы – те обстоятельства, которые влияют на уровень, динамику, структуру и соотношение цен. Основные ценообразующие факторы: · издержки производства; · ценность товара, качественные параметры; · спрос потребителей, эластичность спроса; · конкуренция; · степень вмешательства государства в ценовую политику.
В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.
Дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
В зависимости от этого признака выделяют следующие основные виды цен:
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- тарифы на коммунальные и бытовые услуги;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности, в свою очередь, подразделяются на два подвида:
- оптовая цена предприятия (отпускная цена);
- оптовая цена промышленности.
Тип рынка
| Характеристика рынка
| Характерные особенности установления цен
|
Рынок чистой конкуренции
| Много продавцов стандартной продукции или схожего товарного продукта (сгущенное молоко, сахар и т.д.)
| Цены, как правило, единые, товары реализуются по сложившейся рыночной цене
|
Рынок моно-полистической конкуренции
| Много продавцов дифференцированной продукции
| Наличие широкого диапазона цен в условиях рыночного предложения разных вариантов товаров. Цены устанавливаются в зависимости от цели предприятия, издержек, цен на товары конкурентов, выбранного метода ценообразования
|
Олигопо-листической конкуренции
| Мало продавцов стандартной продукции
| Цены могут быть едиными или разными в зависимости от выбранной стратегии предприя-тия: максимизация цены при высоком уровне качества продук-ции, низкие цены при невысоком качестве продукции, стратегии изъятия, стратегии пульсации
|
Чистая монополия
| Один продавец необходимой продукции, которую никто больше не производит
| Высока доля государственного вмешательства в ценообразование. Цена может быть ниже себестоимости (если товар важен для большого числа покупателей с низкими доходами), очень высокой для сокращения потребления или изъятия части высоких доходов. Цена может устанавливаться с расчетом на покрытие издержек или получение высокой прибыли
|