Функция – как основа формообразования в архитектуре «изнутри»

На основе классификации появляется возможность анализа определенных групп формообразующих факторов в их влиянии на морфологию объектов, определяе­мых конкретными процессами жизнедеятельности людей, ибо основное содержа­ние формообразования — создание среды жизнедеятельности. Именно поэтому особенно необходим анализ взаимосвязей различных сторон этих процессов между собой, с социально-культурными и идеологическими факторами, а также с определенными сторонами морфологии архитектурных объектов. Распространен­ное представление о взаимосвязи "функции и формы" обычно сводит сложную проблематику взаимодействия жизненных процессов и морфологии архитектур­ных объектов к вопросу о том, должна ли выражаться функция в форме, или на­сколько форма "свободна" по отношению к функции.

Между тем взаимодействие процессов и объектов чрезвычайно многообразно. Процессы деятельности характеризуются и определенными структурными свой­ствами, взаимосвязанными с социальными и физиологическими факторами и оп­ределенными психологическими состояниями. И те, и другие требуют материали­зации в отдельных свойствах объекта. В связи с этим представляется наиболее правильным анализировать конкретные процессы деятельности как основу много­образного формообразования архитектурных объектов.

Кроме того, анализ влияния процессов жизнедеятельности на морфологию архи­тектурных объектов позволяет выявить механизм взаимосвязи основных групп факторов между собой и их влияние на образование формы объекта. А затем связать (через психологическое содержание процессов) социально-функциональ­ную проблематику формообразования с его эстетической проблематикой. Подход к формообразованию на основе процессов жизнедеятельности (как детерминан­ты этого процесса) особенно необходим в современных условиях массового про­ектирования при его узкой специализации и существующих проблемах в системе образования. Часть архитекторов-проектировщиков до сих пор подходит к фор­мированию объекта не с позиций его понимания как среды жизнедеятельности, а как к некоторому конгломерату, в котором соединяются, с одной стороны, узко­утилитарные и технические требования, а с другой, — некая этически значимая форма. При таком широко распространенном подходе к формообразованию архи­тектурная среда не может стать полноценной средой жизнедеятельности людей.

Проектная деятельность художника-конструктора имеет формообразующий харак­тер. Это значит, что работая "над формой" и решая стоящие перед ним задачи

Художник-конструктор может добиться того, чтобы эта форма стала содержатель­ной, максимально удобной, чтобы она приобрела высокую информативность, ста­ла максимально приспособленной к технологии производства и соответствовала бы представлению людей о красоте и комфорте.

В процессе художественного конструирования, если оно направлено на удовлет­ворение нужд общества, приходится таким образом учитывать самые различные требования к будущему изделию. А так как художественное конструирование по своему происхождению и по своей сущности связано и с потреблением, то при определении круга требований к оборудованию нужно рассматривать и учитывать требования, исходящие из условий того и другого.

Главными являются требования, идущие, с одной стороны, от функционирования оборудования и его связи с человеком (или польза и красота, как говорил еще Витрувий), а с другой — связанные с используемым материалом и трудом (или прочность и бережливость, согласно утверждению древних).

Необходимо связать закономерности образования этих форм со значением фор­мообразующих факторов и их ролью на отдельных этапах проектирования. Начи­нать, конечно, следует с рассмотрения влияния на форму изделия его назначения (рабочей функции). Это объясняется тем, что рабочая функция объекта дизайна и есть то главное, для чего он создается. Назначение и эргономические требования оказывают решающее влияние на образование его формы.

При поиске оптимальной формы каждого элемента оборудования необходимо оп­ределить сначала, как она зависит от рабочей функции (назначения) изделия и

1 Под архитектоникой понимается органическое построение частей какого-либо предмета и их сочета­ние в одно стройное целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: